Смекни!
smekni.com

Этика и эстетика обслуживания посетителей (стр. 4 из 7)

И все же по-прежнему в центре эстетической науки будет оставаться прекрасное и искусство. Прекрасное – потому что оно составляет суть эстетического, а искусство – потому что оно не только особая, но и высшая форма выражения и проявления прекрасного.

2.2. Эстетика в гостинично – туристском бизнесе

Эстетическая культура гостинично–туристского сервиса – это наивысший уровень создания и использования эстетических ценностей работниками гостинично–туристского комплекса в процессе обслуживания гостей (туристов).

Дизайн – это творческая деятельность, направленная на формирование и упорядочивание предметной среды с целью достижения единства ее функциональных и эстетических аспектов. Вопросами эстетических проблем предметной среды занимаются специалисты – дезайнеры. Главная цель их деятельности – забота о человеке (работнике). Она проявляется в улучшении внешнего вида продукта (услуг) и оборудования, обеспечении комфорта для посетителей и оптимальных условий труда и отдыха работников гостинично – туристского комплекса. Дизайнер призван согласовать красоту с пользой, форму с назначением изделия. При разработке изделия(оборудования) дизайнер так же принимает во внимание как требования пользователя( эстетическое совершенство, удобство эксплуатации), так и требования производства( технологичность, экономичность).

По интерьеру гостинично – туристского комплекса посетители нередко составляют мнение и о его работниках, и о культуре обслуживания в нем. Например, интерьер номерного фонда в гостиницах должен создавать комфортные условия для гостей. Загроможденность и теснота не соответствуют требованиям красоты и целесообразности, по этому не следует располагать в номерах (служебных помещениях) ненужные предметы. К примеру, излишнее количество колонн в холе гостиницы можно «обыграть», покрасив их в спокойные тона или скрыв при помощи зеркал. В этом случае зеркала станут одновременно и украшением помещения. Каждый интерьер должен иметь свой композиционный центр, концентрирующий на себе внимание.

Освещение в интерьере используют не только с утилитарной целью, оно также служит средством эстетического оформления того или иного помещения. Освещение должно быть организованно так, что бы не допускать светящего света, по этому глянцевая покраска потолков и стен не рекомендуется.

В отделке интерьера могут применяться различные материалы: декоративная штукатурка, керамическая плитка и другое. Эти материалы должны быть привлекательными по внешнему виду и в то же время гигиеничными , прочными, звукопоглощающими. Для украшения стен используют произведения прикладной графики, художественной фотографии, цветные витражи. Однако при этом нельзя допускать художественной раздробленности общей композиции интерьера. Выбор элементов декоративно– прикладного искусства определяется, в первую очередь, спецификой гостинично – туристского комплекса. Однако в оформительских работах еще используется тематика, не имеющая никакого отношения не только к предоставляемому ассортименту услуг, но и к сфере обслуживания вообще. По этому, заполнение стен рекламными текстами требует от дизайнера большого эстетического вкуса.

Большими выразительными возможностями обладает световая реклама. Помимо своих информационных функций, она выполняет еще одну : украшает здание гостинично – туритского комплекса в вечернее время. Использование звукового сопровождения при передачи рекламных сообщений создает эмоционально приподнятую атмосферу, привлекает внимание посетителей. Особое значение законы композиции имеют при оформлении витрин гостинично – туристского комплекса. При этом необходимо учитывать психологическое восприятие рекламы. Установлено, что на центральную часть витрины люди обращают в два раза больше внимания, чем на ее края. Информация, находящаяся в нижней части витрины, вызывает интерес в десять раз больше, чем в верхней.

Не только эстетика помещения гостинично – реторанного комплекса, но и эстетика предоставляемой услуги. В условиях рыночной экономики большое значение имеет не только расширение ассортимента продукта (услуги), но и повышение их эстетических свойств. Под эстетическими понимаются такие свойства продукта (услуги), которые выражают через чувственно– воспринимаемые элементы свои потребительские параметры (степень совершенства формы, уровень качества, полезность и так далее). Наиболее общие эстетические свойства продукта – красота, целостность композиции( восприятие формы как единого целого), пропорциональность размеров, цвет и другое. Конечно, продукт (услуга) изготовляются не ради красивого вида, а для того, что бы их можно было использовать. Однако эстетика продукта (услуги) играет немаловажную роль, поскольку определяет его привлекательность для гостя (туриста).

2.3. Эстетика в ресторанном бизнесе

Эстетическая культура ресторанного сервиса – это уро­вень создания и использования эстетических ценностей работ­никами ресторана в процессе обслуживания гостей.

Техническая эстетика – наука, занимающаяся изучением технических и эстетических проблем создания гармоничной предметной среды, в том числе в ресто­ране. Она возникла как результат взаимодействия таких наук, как эстетика, эргономика, инженерная психология, технология производства, экономика, социология, искусствознание и др. Техническая эстетика занимается проблемами освоения мира по законам красоты. Проникновение производственных проблем в эстетическую культуру состоит в художественном освоении производственных идей, в производственном подходе к тради­ционной художественной теме «человек – техника ». Техничес­кая эстетика составляет теоретическую основу дизайна.

Техническая эстетика изучает закономерности формообра­зования и композиции изделий. Она разрабатывает требования к технико–экономическим показателям качества изделий, сред­ствам изготовления этих изделий и среде, в которой они произ­водятся. Техническая эстетика также дает рекомендации по созданию «технического пейзажа» на предприятиях, в т.ч. и в ресторанах. Она содержит ряд принципов и методов преобра­зования предметной среды по законам красоты. Техническая эстетика направляет усилия разработчиков на гуманизацию, очеловечивание производственной среды.

Эстетические особенности внешнего оформления зданий ресторанов. Известно, что художественное начало одухотворя­ет труд, украшает быт и облагораживает человека. Это приме­нимо в полной мере и к зданиям ресторанов. Современные рес­тораны должны быть возведены по законам красоты и стать украшением города.

Выбор архитектурно–художественных средств, конструктивных решений здания диктуется спецификой ресторана. Это обязывает дизайнера искать выразительный образ ресторана. При возведении здания ресторана по типовому проекту дизай­нер должен заниматься проектированием оригинальных дета­лей внутренней отделки с учетом региональных особенностей и национальных традиций.

Современные здания ресторанов должны иметь комфорт­ные условия и для посетителей, и для обслуживающего персо­нала. Проектирование зданий, планировка производственных помещений основывается на требованиях технической эстети­ки с учетом прогрессивных форм обслуживания, последних достижений науки и передового опыта в сфере ресторанного сервиса.

Большое внимание следует уделять и такому средству эс­тетического оформления, как озеленение и благоустройство тер­ритории около здания ресторана.

Еще один элемент технической эстетики – это рекламы. К рекламе ресторанного бизнеса предъявляют следующие основные эстетические требования: выразительность, броскость, оригинальность. Рассмотрим эти требования:

· выразительность рекламы состоит в достоверном и впе­чатляющем создании образа блюда с целью вызова желания его попробовать;

· броскость рекламы помогает привлечь внимание потре­бителя к вкусовым качествам блюд, чтобы стимулировать при нятие им решения о приобретении данного блюда;

· оригинальность рекламы позволяет представить рекла мируемое блюдо под неожиданным углом зрения, в необычном ракурсе для привлечения внимания клиента.

Чтобы разработать эффективную рекламу, необходимо учитывать эти эстетические требования. Ведь только создан­ное с выдумкой, фантазией рекламное сообщение о блюде ока­зывает сильное эстетическое воздействие на потенциального гостя. В рекламе блюд должны учитываться психологические факторы. Как уже говорилось, реклама должна притягивать внимание потребителя, заинтересовывать его, возбуждать его эмоции, вызывать у него желание заказать блюдо.

Самая распространенная реклама в ресторанном сервисе – печатная (листовки, буклеты, справочники, объявления и т. д.). Текст печатной рекламы при наименьшем количестве слов дол­жен давать максимум информации посетителям. Хорошо воз­действуют лаконичные тексты.

Эстетика рабочего места работника ресторана (официан­та, бармена) это неотъемлемый фактор в целостной эстетики ресторанного предприятия. Рабочее место – зона трудовой деятельности исполнителя, оснащенная необходимыми средствами для выпол­нения должностных обязанностей. Эстетическое оформление рабочего места должно вызывать положительные эмоции у ра­ботников ресторана, повышать интерес к обслуживающей дея­тельности. Тем самым уменьшается утомляемость и повыша­ется производительность их труда. При оформлении рабочего места следует учитывать особен­ности оформления интерьера, чтобы не нарушить его, а по возможности дополнить.