Смекни!
smekni.com

Доказательства в уголовном процессе (стр. 2 из 5)

Под пределами доказывания понимают совокупность доказательств по уголовному делу, необходимую и достаточную для выяснения всех обстоятельств, входящих в предмет доказывания.

Здесь критерием достижения пределов доказывания выступает количественный результат доказывания, т.е. объем доказательств, который должен быть достаточным для того, чтобы не оставить неисследованным каждый элемент предмета доказывания, и необходимым для того, чтобы доказываемый факт был установлен надежно.

Наряду с понятием предмета доказывания научное понятие пределов доказывания служит важнейшей характеристикой познавательной деятельности следователя и судьи, придавая ей целеустремленность и освобождая указанных лиц от ненужной работы. Оно позволяет ясно представить себе различия в характере выводов об искомых обстоятельствах, которые делаются на разных этапах процесса. Главное же исследование пределов доказывания требует углубленного анализа логики доказывания, овладения приемами построения различных по характеру комплексов доказательств, обеспечивающих надежность выводов следователя и суда.

Восприятие физических признаков и состояний материальных объектов формирует в сознании следователя, судьи познавательный образ, который трансформируется затем в протокольное описание. Субъект доказывания, наряду с приобщением самого объекта, выделяет внешнюю среду и условия, в которых он был обнаружен, а также собственные признаки и свойства объекта, имеющие доказательственную ценность, и фиксирует эти данные в протоколе. В результате этого материальный объект оказывается "преобразованным" в систему суждений, зафиксированных в знаковой форме, без которых он утратил бы свое доказательственное значение. В свете сказанного представляется очевидным, что даже непосредственно воспринимаемые следы события, реально существующие явления: место происшествия и его отдельные элементы (труп, повреждения на нем, орудия преступления), помещения и хранящиеся в них предметы, тело человека, документы и тому подобное в процессе формирования доказательств подвергаются преобразованию, а информация, заключенная в следах, при переносе ее в материалы дела меняет свою первоначальную форму. Еще более многократному преобразованию подвергаются явления действительности, воспринимавшиеся будущими свидетелями, обвиняемыми, подозреваемыми: сначала они трансформируются в образы памяти, затем (на допросе) - в устные сообщения и, наконец, в протокольную запись.

Сам по себе предмет, без отражения места и условий его обнаружения, отличительных признаков и т.д., доказательственной ценности не имеет. И в этом случае доказательством является не реальный факт действительности, а его отражение в материалах дела.

Доброкачественные сведения об обстоятельствах дела, отражая явления реального мира, тоже имеют относительно самостоятельную доказательственную природу. На базе таких сведений следователем (судьей, прокурором) создается образ (модель) соответствующего факта объективной действительности. Недопустимо отождествление такой модели с самими реальными фактами. В то же время, выявляя посредством таких образов содержание исследуемых фактов объективной действительности, субъекты доказывания ощущают себя в мире этих фактов, говорят об установлении самих исследуемых фактов. Поэтому изображения (модели) реальных фактов, полученные на основе конкретных и доброкачественных сведений о них, обычно именуются фактами, установленными по делу.

Практическая и мыслительная деятельность в процессе доказывания неотделимы друг от друга, точно так же, как познавательная и удостоверительная стороны доказывания образуют неразрывное единство. Следовательно, оперирование доказательственными фактами в целях выведения из них заключения о предмете доказывания - это тоже доказывание, и на первый план здесь выступает логическая, мыслительная деятельность.

На чувственно-практическом уровне доказывания, путем непосредственного контакта с носителями информации, следователем (судом) осуществляется получение, проверка и оценка доказательств - сведении о фактах в целях достоверного установления отдельных обстоятельств, подлежащих доказыванию.

При переходе доказывания на уровень, обеспечивающий познание явлений, недоступных чувственному восприятию (рационально-заключительный, логический), на первый план выступают приемы опосредованного познания. Здесь доказывание состоит в оперировании аргументами, доказательственными фактами в целях построения логически обоснованных выводов об искомых фактах, т.е. о предмете доказывания.

Итак, доказательство представляет собой неразрывное единство содержания (фактические данные, т.е. сведения о фактах, подлежащих установлению), и формы (показания, заключения экспертов, вещественные доказательства и документы).

В любом познавательном процессе, направленном на установление правонарушения, предметом исследования являются следы, оставленные событием, а само исследование представляет собой отражательный процесс. Как уже отмечалось в литературе, заключенная в следах информация обладает определенными типическими свойствами. Поэтому для ее извлечения могут быть применены соответствующие особенностям следов приемы "фактофиксирующего" познания, хорошо изученные в гносеологии: расспрос, наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, моделирование и описание.

В сфере доказывания, осуществляемого в судопроизводстве, эти приемы подкреплены достаточными гарантиями, имеющими целью обеспечить получение достоверной информации.

Одной из них является требование проверяемости доказательства. Статья 87 УПК РФ устанавливает, что все собранные доказательства подлежат тщательной и всесторонней проверке со стороны лица, производящего дознание, следователя, прокурора и суда. Это значит, что указанные органы должны иметь возможность проследить весь путь формирования доказательств, с тем, чтобы убедиться в надежности источника и в том, что в этом процессе не произошло искажения сведений, составляющих содержание доказательств. Из нормативного определения доказательств (ст.74 УПК) и ряда других норм УПК (ст.87, 88) вытекает общее правило: фактические данные неизвестного происхождения ни при каких условиях не могут стать доказательствами. Важнейшим в рассматриваемом аспекте является положение о том, что доказательства должны иметь форму, предписанную уголовно процессуальным законом, т.е. относиться к одному из закрепленных в законе видов доказательств (ч.2 ст.74 УПК).

Помимо непосредственного собирания и истребования доказательств органом расследования, прокурором и судом, доказательства могут быть представлены подозреваемым, обвиняемым, защитником, обвинителем, а также потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком и их представителями (ст.86 УПК РФ). В том числе, могут быть представлены и документы, полученные в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий: справки о результатах исследования предметов и документов, а также протоколы таких ОРМ, как проверочная закупка, наблюдение, отождествление личности, обследование помещений и других объектов, контроль почтовых и телеграфных сообщений. К этим документам могут быть приложены и предметы: ксерокопии почтовых отправлений, накладных, отражающих движение ценностей, впоследствии уничтоженных преступниками и т.д.

При наличии оснований считать представляемый материал относимым и допустимым, лицо, производящее расследование, своим постановлением приобщает его к делу в качестве вещественного доказательства или иного документа. Однако, если для определения относимости и допустимости необходимо подвергнуть материал проверке (с помощью экспертизы, иных следственных действий) - постановление выносится после получения положительных результатов проверки. Таким образом, момент принятия материала и приобщения его к делу в качестве вещественного доказательства могут и не совпадать во времени. Если же представляемый материал не обладает относимостью и допустимостью - выносится постановление об отказе в приобщении материала.

Процесс доказывания, в соответствии с выработанным научным подходом, включает в себя элементы собирания, закрепления, проверки, оценки фактических данных. Все названные элементы тесно взаимосвязаны. Причем каково бы ни было огромное значение в широком смысле познавательной (гносеологической) направленности самого процесса доказывания, нельзя ни в малейшей мере принижать важность другого начала - удостоверительного. Последнее связано с облечением в установленном уголовно-процессуальном порядке сведений, полученных, в частности с использованием знаний криминалистики, медицины, психологии и других, в материальный вид (процессуальную форму). Должны быть соблюдены как общие, так и специфические правовые требования. В результате информация приобретает характер доказательств.

Из вышесказанного следует, что процесс доказывания включает в себя три основных элемента или этапа:

1) собирание и закрепление доказательств;

2) проверка собранных доказательств;

3) оценка собранных доказательств.

Собирание и закрепление доказательств является деятельностью органов дознания, следователя, прокурора по обнаружению, изъятию и закреплению любой информации, имеющей значение для установления истины по уголовному делу, в строгом соответствии с требованиями, предъявляемыми уголовно - процессуальным кодексом. Принимать участие в данной деятельности имеет право также подозреваемый (обвиняемый) и его защитник.