Смекни!
smekni.com

Освобождение от уголовной ответственности и наказания (стр. 2 из 4)

К этой категории относится истечение давности, обнару­женное в стадии судебного разбирательства; амнистия, если тот факт, что деяния подпадают под амнистию, обнаружива­ется в стадии судебного разбирательства.

Так, например, рассмотрим давность привлечения к уго­ловной ответственности (ст.78).

По общему правило, цели наказания достигаются наибо­лее полно тогда, когда между преступлением и наказанием нет большого разрыва во времени. Если же по каким-либо причинам образуется значительный разрыв во времени, а преступник в этот период не скрывался от следствия или суда и не совершил новых преступлений, применение нака­зания может потерять свой смысл с точки зрения как общего, так и специального предупреждения. За истекшее время ок­ружающие обычно забывают о совершенном преступлении, а виновный уже самим фактом не совершения в течении дли­тельного времени новых преступлений доказывает, что он перестал быть общественно опасным. Все это может дать ос­нования к тому, чтобы не привлекать к уголовной ответст­венности лицо, совершившее преступлением, и не применять к нему наказания.

К тому же истечения установленных законом сроков дав­ности еще не достаточно для исключения уголовной ответст­венности. Предусмотрен еще ряд условий, наличие которых необходимо для исключения уголовной ответственности за совершенное преступление.

6. Лицо освобождается от дальнейшего отбывания нака­зания.

Под эту категорию подпадают случаи условно-досрочного освобождения от наказания (ст.79, ст.80, cт.81), о условном освобождении ,о замене не отбытой части наказания более мягким видом наказания, а также по болезни.

Таким образом, лицо может быть освобождено от уголов­ной ответственности в двух формах: с признанием его ви­новным или до вынесения такого решения судом.

Но нужно заметить, что освобождение от уголовной от­ветственности, по любому основанию и кем бы оно не про­изводилось, означает признание лица виновным.

Рассмотрим теперь более детально статьи Уголовного Ко­декса, посвященные освобождению от уголовной ответст­венности и наказания.

Давность привлечения к уголовной ответственности (ст.78) уже была достаточно подробно рассмотрена.

Можно лишь добавить, что под давностью привлечения к уголовной ответственности понимается истечение с момента совершения преступления определенных сроков, после чего при соблюдении виновным указанных в законе условий он не может быть привлечен к уголовной ответственности.

В российском уголовном праве продолжительность сро­ков давности уголовного преследования ставится в зависи­мость от тяжести совершенного преступления.

Сроки давности исчисляются со дня совершения престу­пления. При продолжаемых преступлениях срок давности исчисляется с момента совершения последнего преступного действия из числа составляющих продолжаемое преступле­ние.

Как уже говорилось, для исключения уголовной ответст­венности предусматривается еще и ряд условий.

Первое условие - не совершения лицом до истечения дав­ностных сроков нового преступления, за которое по закону может быть назначено лишение свободы на срок свыше двух лет.

Нужно заметить, что речь идет не о любом новом престу­плении и не о преступлении, за которое судом назначено лишение свободы на срок свыше двух лет, а о новом престу­плении, за которое по закону может быть назначено лишение свободы на срок свыше двух лет.

То есть в санкции статьи, предусматривающей данное преступление, установлено наказание в виде лишения сво­боды на срок свыше двух лет.

Даже если суд при рассмотрении дела сочтет возможным назначение за новое преступление менее суровое наказание, чем два года лишения свободы, давность по первому престу­плению все равно считается прерванной.

Второе условие заключается в том, что если преступник скроется от следствия или суда, то течение давности приос­танавливается, то есть время , в течении которого лицо скры­валось, не засчитывается в срок давности. Течение давности в таких случаях возобновляется с момента задержания лица или явки его с повинной. При этом лицо не может быть при­влечено к уголовной ответственности , если со времени со­вершения преступления прошло пятнадцать лет и давность не была прервана совершением нового преступления.

Третьим условием является то ,что лицо не может быть освобождено от уголовной ответственности если оно отно­сится к категории лиц указанных в чч.4 и 5 ст.78.,в которых говорится, что: “Вопрос о применении сроков давности к лицу, совершившему преступление, наказуемое смертной казнью или пожизненным лишением свободы, решается су­дом. Если суд не сочтёт возможным освободить указанное лицо от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности, то смертная казнь и пожизненное лишение свободы не применяются.” и “К лицам, совершившим пре­ступление против мира и безопасности человечества, преду­смотренные статьями 353,356,357 и 358 настоящего кодекса, сроки давности не применяются.” (см. Уголовный кодекс РФ ст. 78 чч. 4 и 5).И последнее - освобожде­ние от уголовной ответственности в связи с истечением срока давности применяется к лицу ,совершившему преступ­ление, при условии, если давностные сроки истекли к мо­менту вступления приговора в законную силу. Иными сло­вами, лицо в связи с продолжительным периодом времени, истекшим после совершения преступления, и положитель­ным поведением в этот период уже не признается общест­венно опасным ,а следовательно, уголовная ответственность в его отношении не может быть реализована. Однако, такому освобождению не всегда соответствует все перечисленные условия. При этом, в соответствии с уголовно-процессуаль­ным законодательством, возможно возобновление производ­ства прекращенного по данному основанию уголовного дела в том случае, если будут открыты новые обстоятельства ус­тановленного преступления.

Давность исполнения обвинительного приговора(ст.83).

Сроки давности исполнения приговора также установ­лены в законе в зависимости от тяжести наказания, назна­ченного виновному судом. Они сходны со сроками давности привлечения к уголовной ответственности с той лишь разни­цей, что при установлении сроков давности приговора за ос­нову берутся не пределы санкции статьи, по которой квали­фицируются совершенные деяния, а указанные в обви­ни­тельном приговоре.

Течение срока давности исполнения приговора начина­ется со дня вступления приговора в силу.

Давность прерывается, если осужденный до истечения сроков совершит новое преступление, за которое судом на­значено наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года либо ссылки или высылки на срок не менее трех лет.

Вопрос о перерыве давности исполнения приговора в этом случае может быть решен только после назначения су­дом наказания за новое преступление. При назначении за новое преступление наказания в виде лишения свободы на срок в один год и выше, когда течение давности по первому приговору пре­рывается, возможно приведение в исполнение обоих приго­воров. Определяя окончательную меру наказания виновному, суд при подобных условиях руководствуется правилами на­значения наказаний по нескольким приговорам (ст.70)

Срок давности исполнения обвинительного приговора прерывается и тогда, когда осужденный уклоняется от отбы­тия наказания. В данном случае срок давности исполнения обвинительного приговора начинает исчисляться с момента явки для отбытия наказания либо с момента задержания скрывающегося осужденного.

Но обвинительный приговор не может быть приведен в исполнение , если со времени его вынесения прошло пятна­дцать лет и давность не была прервана совершением какого-либо нового преступления.

Особый случай- это применение давности исполнения об­винительного приговора в отношении лиц, осужденных к смертной казни за совершение тягчайших преступлений. Во­прос о применении давности в этих случаях разрешается су­дом, причем, если суд не найдет возможным применить дав­ность, смертная казнь замещается лишением свободы.

Освобождение от уголовной ответственности и наказа­ния(ст.75,76,77,78,79,80,81,82,83).

Ст. 76 говорит об освобождении от уголовной ответствен­ности в случаях когда лицо впервые совершившее преступ­ление небольшой тяжести примирилось с потерпевшим и за­гладило причиненный потерпевшему вред.

Примирение с потерпевшим является, во-первых, обстоя­тельством, дополняющим (усиливающим) деятельное рас­каяние как основание освобождения от уголовной ответст­венности, а во-вторых, самостоятельным основанием осво­бождения лица, совершившего преступление небольшой тя­жести (например, оскорбления, клевета, причинения легкого вреда здоровью и т.п.). В некоторых случаях факт примире­ния констатируется на основании отсутствия заявления (жалобы) потерпевшего в правоохранительные органы.(см. Пост. и опр. по уголовным делам Верховного суда РСФСР, М., 1989, с. 344).Сказанное, однако, не относится к уголовным делам, возбу­жденным прокурором в силу их особой общественной зна­чимости (см. Практика прокурорского надзора при рассмотрении судами уголовных дел, М., 1987, с. 466 - 467).

Уголовное дело может быть прекращено по основаниям примирения сторон лишь при наличии заявления потерпевшего о примирении с обвиняемым, поданного до вынесения обвинительного приговора суда(см. Бюл. ВС РСФСР, 1989, №5, с. 10).

Примирение с потерпевшим относится к факультативному и безусловному видам освобождения от уголовной ответственности. Оно также входит в разряд нереабилитирующего вида освобождения, поэтому не может влечь за собой возмещения освобожденному ущерба, связанного с фактом возбуждения уголовного дела (см. Ведомости СССР, 1981, №21, ст. 741; №26, ст. 840; Бюл. ВС РСФСР, 1991, №3, с. 14 - 15; Бюл. ВС РФ, 1995, №1, с. 13).

В ст.77 предусматривается освобождение от уголовной ответственности в тех случаях, когда вследствие изменения обстановки совершенное лицом деяние потеряло характер общественно опасного или лицо, совершившее преступле­ние, перестало быть общественно опасным. Как с точки зре­ния общего, так и с точки зрения специального предупреж­дения привлечение к уголовной ответственности и примене­ние наказания в подобных случаях являются нецелесообраз­ными.