Смекни!
smekni.com

Судебная реформа. Роль суда в отправлении правосудия по уголовным делам (стр. 2 из 6)

Состязательность и равноправие сторон. Статья 123 Конституции РФ устанавливает, что судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Все равны перед законом и су­дьей независимо от пола, расы, национальности, происхождения, иму­щественного и должностного положения, отношения к религии, убеж­дений, принадлежности к общественным объединениям, а также дру­гих обстоятельств. Кроме того, устанавливается, что заочное разбира­тельство уголовных дел в судах не допускается, за исключением случаев, не препятствующих установлению истины по делу (например, когда подсудимый находится вне пределов России и уклоняется от явки в суд).

Гласность судебного разбирательства. В соответствии со ст. 123 Конституции РФ разбирательство дел во всех судах открытое. Слуша­ние дела в закрытом заседании допускается лишь в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Принцип государственного языка судопроизводства. Судопроиз­водство и делопроизводство в Конституционном Суде РФ, Верховном Суде РФ, Высшем Арбитражном Суде РФ, других арбитражных судах, военных судах ведутся на русском языке. Судопроизводство и делопро­изводство в других федеральных судах общей юрисдикции могут вес­тись также на государственном языке республики, на территории ко­торой находится суд. Судопроизводство и делопроизводство у мировых судей и в других судах субъектов Российской Федерации ведутся на русском языке либо на государственном языке республики, на территории которой находится суд. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке либо на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.

Презумпция невиновности — основополагающее начало уголовного судопроизводства, принцип, гарантирующий права и свободы че­ловека и гражданина. В соответствии со ст. 49 Конституции РФ каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу при говором суда. При этом обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, и все неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в его пользу

Недопустимость повторного осуждения за одно и то же преступление. Этот принцип отражен в ст. 50 Конституции РФ. Соответствующая статья УПК РСФСР, гласит: уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное подлежит прекращению в отноше­нии лица, о котором имеется вступивший в законную силу приговор по тому же обвинению (либо определение или постановление суда о прекращении дела по тому же основанию). Если данные обстоятель­ства будут выяснены во время судебного разбирательства, то дело под­лежит прекращению в судебном заседании.

Право на пользование квалифицированной юридической помощью.В соответствии с этим конституционным принципом каждый задер­жанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении пре­ступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения. Право пользования квалифицированной юридической помощью гарантируется также сторонам в конституционном судопроизводстве, при рассмотрении гражданских дел, а также при рассмотрении споров в арбитражном суде, где в качестве представителя стороны может вы­ступать адвокат.

В Российской Федерации действуют: а) федеральные суды; б) кон­ституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации. В свою очередь к федеральным судам относятся:

а) Конституционный Суд РФ;

б) Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и об­ластные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специали­зированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

в) Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему фе­деральных арбитражных судов.

К судам субъектов Российской Федерации относятся:

а) конституционые (уставные) суды субъектов РФ;

б) мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъ­ектов РФ.

17 декабря 1998 г. был принят Федеральный закон «О мировых су­дьях в Российской Федерации»[4], согласно которому мировые судьи рассматривают в первой инстанции:

- уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее двух лет лишения свободы;

- дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

- дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества;

- дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, и другие дела.

Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судеб­ных участков, которые создаются законами субъектов РФ из расчета численности населения на одном участке от 15 до 30 тыс. человек. Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законода­тельным (представительным) органом власти субъекта РФ либо изби­раются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта РФ. Срок полномочий мировых судей также устанавливается законом субъекта РФ: он не может превышать пяти лет.

II. Будет ли суд скорым и правым

В последнее время происходят серьезные изменения всей судебной системы, затрагивающие и, перечисленные выше принципы осуществления судебной власти. Это началось с конца 1991 г., когда на первом Всероссийском съезде судей, обсуждавшем вопросы судебной реформы, была сформулиро­вана ее концепция.

Среди всего, что ставит своей целью судебная реформа, можно, в частности, выделить следующее:

1. Признание права каждого лица на разбирательство его дела судом присяжных заседателей, права обжалования в суд неправомерных дей­ствий должностных лиц;

2. Установление судебного контроля над законностью применения мер пресечения и других мер процессуального принуждения;

3. Организацию судопроизводства на принципах состязательности, равноправия сторон, презумпции невиновности подсудимого;

4. Совершенствование системы гарантий независимости судей и под­чинения их только закону, закрепление принципа их несменяемости и т.д.

Поправки в Уголовно-процессуальный кодекс, которые ввели судебный контроль над арестами, были приняты после преодоления ожесточенного сопротивления прокуратуры и поддерживавших ее депутатов. В первоначальном виде законопроект развивал конституционные положения об установлении судебного порядка решения вопроса о заключении под стражу в качестве меры пресечения. Прокурор не может быть объективным при решении вопроса о лишении обвиняемого свободы уже потому, что представляет сторону обвинения. Как показывает практика, обвиняемого до суда заключают под стражу не столько для того, чтобы изолировать от общества опасных преступников, сколько для давления на него, попытки любым способом добиться признания вины. В развитых же странах ордер на арест до судебного разбирательства выдает судья, а не прокурор. Спустя более восьми лет после принятия Конституции РФ, несмотря на заложенное в ней положение о том, что арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению, санкцию на арест по-прежнему дает прокурор.

В этой связи, будет интересно знать, что в настоящее время существует компромисс, в соответствии с которым прокурор продолжает давать санкцию на заключение под стражу и имеет право продлевать срок содержания под стражей, а обвиняемый вправе обжаловать эти решения судье, который должен проверить законность и обоснованность ареста.[5] Представители прокуратуры до последнего возражали против того, чтобы судья проверял еще и обоснованность ареста, стремились свести дело к формальной проверке законности. Разработчики законопроекта с большим трудом убедили депутатов отклонить соответствующую поправку.

Ярким примером действия такого правила стало дело В. Мирзаянова, опубликовавшего в газете «Московские новости» статью о российском химическом оружии. Следователи органов государственной безопасности сочли это разглашением государственной тайны. Против ученого было возбуждено уголовное дело, с санкции заместителя Генерального прокурора он был арестован и помещен в следственный изолятор. Сокамерники рассказали ему о нововведении (свиданий с адвокатом Мирзаянов был лишен) и объяснили, что жалобу судье лучше передать через администрацию тюрьмы. Рассмотрев жалобу, судья районного суда Москвы освободил Мирзаянова из-под стражи. Впоследствии уголовное дело было прекращено.[6]