Смекни!
smekni.com

Изоморфизм и "фонологическая метафора" (стр. 2 из 2)

Непременное условие поэтической метафоры - сознание того, что предметная соотнесенность слов сдвинута. Именно сознание того, что сравниваются не тожественные объекты, обусловливает эффект поэтической метафоры. Между тем, когда говорят об "оппозициях", "нейтрализациях", "маркированности" и т.п., имея в виду семантические, синтаксические и прочие не фонологические явления, то такого сознания может, по-видимому, и не быть. Другими словами, "фонологическая метафора" - это метафора, которая может не осознаваться, т.е. нечто двусмысленное и противоречивое.

Наконец, в то время как в поэтической метафоре обычно используются слова, не представляющие собой научных терминов, в "фонологической метафоре", наоборот, используются обычно научные термины, т.е. слова, функция которых - точно обозначать совершенно определенные явления. Термин в метафорическом значении, т.е. обозначающий не точно и не данное явление, используется в функции, противоречащей его сущности. Естественно поэтому, что, если расшифровать поэтическую метафору, т.е. заменить слова, употребленные метафорически, словами с прямой предметной соотнесенностью, то обычно описание теряет - становится менее ярким, наглядным и т.п., между тем как если расшифровать "фонологическую метафору", т.е. фонологические термины заменить терминами, специфичными только для данной области языкознания, то обычно описание выигрывает - становится более простым и точным. Но термины - это также слова специального, научного языка. Поэтому их побочная функция - сигнализировать о том, что текст, в котором они используются, это научный текст, что автор текста в курсе современной научной терминологии и т.д. Когда термин используется в функции, противоречащей его сущности, эта побочная функция, естественно, выступает на первый план. Употребление "фонологической метафоры", или, вернее, злоупотребление ею, с целью доказать свою осведомленность в современном языкознании и тем самым свою научную квалификацию - соблазн, против которого трудно устоять, особенно в диссертации на соискание ученой степени.

В защиту фонологической метафоры можно было бы сказать только то, что она в ряде случаев позволяет нам, лингвистам, ввести в описание некоторые математические обозначения: "оппозиции" всегда можно изобразить посредством плюсов, минусов и нулей, таким образом построить матрицы и т.д. Но на это следовало бы возразить следующее. Математика, конечно, прекрасная вещь. Недаром Новалис представлял себе жизнь богов как математику. Однако Новалис едва ли представлял себе математику как цирковое представление, заключающееся в том, что дрессированные тюлени подталкивают головами кубы, на которых намалевано "2", "х", "2", "=", "4", и таким образом складывают формулу 2 х 2 = 4. Между тем я боюсь, что формулы, которые мы вводим в языкознание благодаря "фонологической метафоре" могут подчас походить именно на такое цирковое представление.

Впрочем, есть другие и более важные причины популярности "фонологической метафоры". Ее популярность исторически обусловлена, конечно. "Фонологическая метафора" - это одно из проявлений того влияния, которое фонология, как наиболее богатая достижениями область языкознания, оказала на другие его области. "Фонологическая метафора" - это как бы попытка сдублировать, хотя бы терминологически, достижения фонологии. Была ли, однако, это попытка полезной?

Список литературы

М.И. Стеблин-Каменский. Изоморфизм и "фонологическая метафора".