Смекни!
smekni.com

Основные аспекты анализа фонетико-графической окрашенности художественного текста (стр. 2 из 2)

В третьей картине увеличивается частотность “а”, традиционно окрашенной в красный цвет, номинация которого полностью отсутствует на лексическом уровне. При этом характерен повторяющийся образ “синевы ночной” (темно-синий цвет), а также образ “блистающей стаи”, отражающий увеличение яркости цвета. Данные количественного анализа показывают, что со значительным увеличением частотности “а” (в 2,6 раза), увеличивается и присутствие звукобуквы “и”, традиционно окрашенной в синий цвет (в 1,4 раза).

Четвертая картина в целом отражает традиционное восприятие “о” как желтой (повторяющийся образ “золота”). Однако отличительной особенностью А.Белого является восприятие данного цвета как насыщенного, яркого, что метафорически ассоциируется с громкостью звука (“хохочущие очи”, грохочущие ночи”), а также присутствие оттенка красного (“очи огненные”).

В пятой картине увеличивается присутствие “у” (традиционно - лиловое, темно-синее). На лексическом же уровне цвет представлен разнообразными оттенками: “все из перламутра” (серебристо-розовый), “лазуревое утро” (светло-синий), “пурпур” (темно- или ярко-красный). При том цвет характеризуется насыщенностью (метафорическая связь с образами “бурное утро”, “заликует”).

Таким образом, проведенный анализ показал, что в лирике А.Белого традиционную фонетико-графическую окраску имеет звукобуква “е” (зеленый). Большей степенью насыщенности характеризуется “о” (желтый). Индивидуально-авторской окраской определяется восприятие звукобукв “и” (белый с оттенком синевы), “а” (темно-синий), “у” (разнообразие оттенков).

Итак, мы выявили осознанную автором окрашенность звукобукв. А теперь проведем прямо противоположный эксперимент, а именно - проследим, увеличивается ли частотность данных звукобукв в текстах с соответствующей окраской на лексическом уровне (то есть выявим, насколько осознанная окрашенность звукобуквы соответствует интуитивной)

Начнем с традиционно воспринимаемого желтого цвета.

Солнцем сердце зажжено.

Солнце - к вечному стремительность.

Солнце - вечное окно в золотую ослепительность. (“Солнце”).

Количественный анализ показывает, что частотность звукобуквы “о” (окрашенной в желтый цвет) возрастает в 1,66 раза. При этом подтверждается и индивидуально воспринимаемая автором большая степень интенсивности (насыщенности) цвета.

Теперь обратим внимание на индивидуально воспринимаемый А.Белым синий цвет.

Над полями легла,

заливая окрестность,

бледно-синяя мгла. (“В полях”).

Количественный анализ показывает, что увеличивается частотность только двух гласных звукобукв: в 2,09 раза - “А+Я” (окрашенной для Белого в темно-синий цвет) и в 1,34 раза “И” (белый с оттенком синевы), что в целом подтверждает установленную закономерность.

В то же время, в следующем отрывке:

В розах золото лучей

красным жаром разливается (“Солнце”) -

увеличение в 1,67 раза частотности звукобуквы “А+Я” связано с традиционной передачей красного цвета (одновременно увеличивается в 1,39 раза желтая “О”).

Следовательно, осознанная автором закрепленность звукобуквы за определенным цветом не всегда последовательно связана с интуитивным увеличением частотности данной звукобуквы в тексте (так, увеличивающаяся частотность может отражать традиционное восприятие цвета или свидетельствовать об отсутствии какой-либо закономерности в конкретном отрывке).

Таким образом, рассмотренные нами различные аспекты анализа фонетико-графической окраски художественного текста позволяют не только проверить предложенную гипотезу, но и выявить особенности стиля конкретных авторов, проявляющихся на различных языковых уровнях. При этом должна быть расширена и проблематика анализа. В частности, актуальным представляется рассмотрение данных закономерностей на уровне прозаического текста, а также сопоставление тенденций окрашенности лирического и прозаического текста одного автора.