Смекни!
smekni.com

Речевой жанр - "портрет человека": коммуникативно-прагматическая интерпретация (стр. 2 из 3)

Ситуация узнавания создается тогда, когда сопоставляются признаки лица, известные из предшествующего опыта, с непосредственно воспринимаемыми чертами. Напр.: Что это за фигура, достаточно грузная и толстоногая, впрочем, прилично одетая, идет перед ним, слегка переваливаясь и ковыляя? Где видел он этот затылок, поросший белобрысыми вихрами, эту голову, как бы насаженную прямо на плечи, эту мягкую жирную спину, эти пухлые отвислые руки? Неужели это Полозов, его старинный пансионский товарищ, которого он уже вот пять лет, как потерял из виду? (И. Тургенев). В подобных портретных описаниях в качестве идентифицирующих признаков выступают непосредственно воспринимаемые (с помощью зрения или (и) слуха) черты. Это части внешнего облика или психосоматические принадлежности человека (голос, смех, улыбка, походка и т.д.).

3. Ситуация описания человека с целью подчеркивания его личностной (внешней и внутренней) индивидуализации. Такое описание обусловлено не утилитарно-практическим назначением, а намерением показать эстетическое, морально-этическое, духовное своеобразие и ценность человека, проявление его внешних и внутренних качеств в их соотношении и единстве. Личностная характеристика, передающая самобытность и самоценность человека в любом отношении, - это предел его описания, пожалуй, больше этого о человеке уже не скажешь.

Текстовая протяженность таких портретов нефиксированная, она варьируется от одного высказывания до совокупности высказываний. Сама ситуация здесь не регламентирует объем портретного описания, все зависит от субъекта речи. Во-первых, он решает, каким будет количественный и качественный состав портретного описания: сколько сторон, частей (одна или несколько) попадут в поле зрения, какими (внешними или внутренними) они будут. Во-вторых, важным является когнитивный момент, степень основательности знаний говорящего о портретируемом лице. Им обусловлен такой параметр портретного описания, как поверхностность/глубина. Словесный портрет малознакомого человека может быть неглубоким, включающим, например, описание отдельных черт внешности или качеств внутреннего мира, отражающих первое впечатление при восприятии человека. Портрет же хорошо знакомого человека может воплощать всю полноту знаний говорящего о нем через подробное описание разных сторон личности или описание немногих, но уникальных, сугубо индивидуальных, внешних, или (и) внутренних черт. Напр.: Гордость его была невероятна. Все писатели более или менее гордые, даже часто не в меру гордые. Но гордость Ремизова заключала в себе что-то высшее, люциферическое (Б.Зайцев).

4. Ситуация описания человека с целью его положительной или отрицательной оценки.

Так или иначе оценить человека можно при представлении его другим людям, идентификации, подчеркивании личностной индивидуальности. При оценочной характеристике человека или его сторон ведущую роль играют межличностные отношения участников коммуникации. Отметим, что фактор взаимоотношений между участниками коммуникации при портретной характеристике из плоскости субъект речи - адресат перемещается в плоскость субъект речи - субъект референтной ситуации. Процесс оценки человека и его качеств может быть подготовленным. В этом случае говорящему заранее известны "параметры" человека, на которые следует обратить внимание и дать положительную или отрицательную оценку: например, внешний вид, деловые качества, поступки, результаты работы и т.д. Такое портретирование имеет место в различного рода характеристиках и аттестациях человека как в канонической, так и в неканонической речевых ситуациях. Знак оценки при этом определяется объективным положением дел и отношением говорящего к этому положению дел.

Оценочная характеристика человека может быть неподготовленной, спонтанной (в канонических ситуациях общения). Здесь обсуждается то, что хорошо известно говорящему (внутренние качества, поступки) или сразу бросается в глаза (внешние черты и детали). При спонтанной характеристике человека (особенно со знаком минус) степень субъективности и гипертрофированности восприятия выше, чем при подготовленной. Напр.: назидательные монологи "На кого ты похож?.."; "В кого ты превратился?.." или Вы: - урод номер первый: Ваше лицо представляет собой упряжку. Щеки стянуты морщинами, - и не морщины это, а вожжи; подбородок ваш - вол, нос - возница, больной проказой, а остальное - поклажа на возу" (Ю.Олеша).

Кроме типа ситуации общения существенным фактором для речевого жанра "портретирование человека" является субъект речи. В канонической и неканонической ситуациях субъект речи предстает в разных ипостасях. В канонической речевой ситуации роль субъекта выполняет реальный говорящий. Он имеет синхронного слушателя с тем же полем зрения, что и у него. В системе неканонической ситуации, где полноценный говорящий отсутствует, существует две стратегии при выборе субъекта: заместитель-персонаж и заместитель-повествователь. Для обозначения субъектов речи в канонической и неканонической ситуациях общения целесообразно ввести в центр восприятия фигуру наблюдателя, в поле зрения которого попадает та или иная часть физической или духовной субстанции человека (части тела, предметы одежды, черты характера, духовные качества и т.д.). Точку зрения наблюдателя, его целенаправленное внимание к определенной части или стороне человека при описании можно назвать коммуникативным фокусом наблюдателя. Части и принадлежности человека оказываются в фокусе наблюдателя по ряду факторов. Во-первых, это факторы объективного характера. Здесь ведущую роль играет объект описания - субъект референтной ситуации - и способы его изучения. Наличие глобального объекта описания, целостного человека, входит в пресуппозицию анализируемого речевого жанра, поэтому субъект референтной ситуации значим фактом своего актуального или потенциального наличия. Объект портретирования может реально обладать такими чертами, которые не могут не привлечь внимание любого человека: например, "особые приметы" или патологические детали внешности. Кроме этого, наблюдатель, будучи представителем определенного национально-языкового коллектива, отметит в портретируемом то, что не совпадает с существующим в данном социуме в виде фоновых знаний стереотипным наивным аксиологическим образом человека.

Выбор объекта описания в человеке может быть "подсказан" адресатом. Слушающий непосредственно не участвует в процессе создания портрета, но в фокусе наблюдателя оказываются те черты и части человека, которые актуально (в канонической речевой ситуации) или потенциально (в неканонической речевой ситуации) востребованы адресатом.

Факторы выбора деталей описания могут быть субъективного характера. Имеются в виду воспоминания, ассоциации и т.д. наблюдателя, то есть его личный опыт, ценностные приоритеты.

Существенными для анализируемого речевого жанра являются еще два фактора. Это тип межличностного взаимодействия коммуникантов (данный жанрообразующий фактор и его влияние на выбор частей и сторон человека при портретировании рассмотрен при характеристике ситуации описания человека с целью его положительной или отрицательной оценки) и функциональный стиль общения.

В нашем случае стилевая сфера общения оказывает влияние, во-первых, на выбор частей человека для портретирования и, во-вторых, на способ подачи этого материала говорящим. При официальном, бытовом, личностном общении в фокусе наблюдателя оказываются как физические (части тела, предметы одежды), так и нефизические (черты характера, интеллектуальные способности) принадлежности человека. В текстах неофициального (разговорного, публицистического, художественного) характера описание человека может даваться как в изобразительно-описательном регистре, так и в информативно-описательном, иметь как речевую, так и риторическую разновидность жанра. Говорящему предоставлена свобода для использования различных стилистических приемов, позволяющих создать наглядно-образное представление о человеке.

Общение официальное, социально и юридически ранжированное, выбирает другие части и стороны человека в качестве деталей для портретирования. В официальной обстановке, за исключением, пожалуй, криминалистических "ориентировок", не описываются физические данные человека: первостепенное значение здесь имеют нефизические характеристики (личностные и деловые качества, ипостаси). Данная разновидность портретного описания человека дается в информативно-описательном регистре и практически не допускает проявлений авторской индивидуальности.

Предложенная в настоящей статье интерпретация речевого жанра "портретирование человека" основана, таким образом, на признании принципиальной важности учета общих (интегральных), и частных (дифференциальных) признаков, существенных для выделяемых разновидностей и вариантов данного речевого жанра.

Список литературы

Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл. М., 1976.

Баскакова Г.В. Сложное синтаксическое целое в системе портретной характеристики // Язык прозы Чехова. Ростов на Дону, 1981. С. 44 - 56.

Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Эстетика словесного творчества. М., 1986. С. 250 - 296.