Смекни!
smekni.com

Мифология (стр. 3 из 3)

В мифической истории мы начинаем видеть живых личностей и живые факты; картина истории становится обозримым и ощутимым це­лым.

Для мифа не только "исторична" история в обыкновенном смыс­ле. Исторична всякая личность, всякое личное общение, всякая мельчайшая черта или событие в личности.

3) В-третьих, исторический процесс завершается еще одним

слоем.

История - самосознание, становящееся, зреющее и умирающее самосознание.

Творчески данное и активно выраженное самосознание - это слово.

Миф - "поэтичен" и без поэзии, точнее без слова - миф никог­да не прикоснулся бы к глубине человеческой личности.

Вывод: "миф - есть в словах" данная личностная история. [5]

б) Основные категории мифа.

Мифы - архаическое повествование о деяниях богов и героев, за которыми стояли фантастические представления о мире, об управ­ляющих им богах и духах. В первобытной мифологии обычно рассказы­валось о картине мира, о происхождении его элементов. Генетически и структурно мифы тесно связаны с обрядами.

Отделение от ритуалов и десакрализация привели к превращению мифов в сказки. К древним мифам восходят и архаичные формы герои­ческого эпоса, в историческое время мифы широко используются как элементы поэтического языка в широком смысле.

Самой фундаментальной категорией мифов являются мифы этиоло­гические и космологические, описывающие творение мира, происхож­дение людей и животных (часто в связи с тотимическими представле­ниями), особенности рельефа различных обычаев и обрядов и т.п. На архаической стадии творение часто изображалось как "добывание" культурным героем элементов природы и культуры, как их изготовле­ние демиургом или порождением первопредком. Процесс творения мира часто представлялся как превращение хаоса в космос путем посте­пенного упорядочивания, которое сопровождалось борьбой богов или героев с демоническими силами. Формирование космоса обычно пред­полагало отделения неба от земли, выделение суши из первичного океана, появление трехчастной структуры (мифы небесный, земной, подземный) в центре которой часто помещалось мировое дерево.

Особую категорию составляют солидарные мифы - тесно связан­ные с аграрными обрядами, рассказы об исчезающих - возвращающихся богах и героях.

У более развитых народов древности существовали эсхатологи­ческие мифы, описывающие грядущую гибель космоса, за которой сле­дует или не следует его возрождение.

В мифах наряду с космическими темами разрабатывались и такие

биографические мотивы, как рождение, происхождение, брак, смерть

мифических героев. Мифические сказания могут складываться и вок­руг исторических лиц.

4. Миф и религия.

Миф - не специально религиозное создание.

Религия и мифология - обе живут самоутверждением личности. Всякая религия - та или иная попытка утвердить личность в

бытии вечном, связать ее с абсолютным. Религия хочет спасения личности и это, прежде всего, определенного рода жизнь. Но она - не мировоззрение. Религия - осуществленность мировоззрения ве­щественная субстанция морали.

Мифология же не должна быть религиозной. Миф может существо­вать без вопросов о грехопадении, спасении, оправдании, очищении.

Мифология диалектически - невозможна без религии, ибо она есть нечто иное, как отраженность чистого чувства и его объектив­ного кореллято-художественного образа - в религиозной сфере.

Религиозная философия ближе всего стоит к превращению бога в сознательно выработанную иллюзию, поскольку она строит систему гипотез, для защиты потерявших всякий кредит старых мифов и рели­гиозных преданий.

Место и роль мифа в религиозной философии скрывает проблема "демифилогизации". Она была выдвинута в 1941 г. протестантским теологом Р.Бульт Манном. Конфликт между христианским мифом и сов­ременной наукой "разрешается" им за счет различения в христианс­ком учении "благой вести", и ее мифологического облачения, сос­тавляющего лишь внешнюю форму, приспособленную к мировоззрению той исторической эпохи, когда это "весть" впервые достигает лю­дей. Поэтому миф не имеет собственной ценности; он сохраняет или теряет ценность в зависимости от решения верующего, для которого миф является только символом, открывающим путь к Богу.

Специфика совмещения мифа и философии в рамках религиозной философии, как и философия религии, нуждается в глубоком и тща­тельном исследовании.

5. Миф XX века.

Миф, т.е. специфически обобщенные отражения действительности выступающие в форме чувственных представлений и фантастических

одушевленных существ, всегда играл значительную роль в религии и

религиозной философии.

Для XX века большое значение приобретает политический миф, ведущий к санкранизации государства, "нации", расы", и т.д., что с наибольшей полнотой появилось в идеологии фашизма. Причем ис­пользуемый миф оказывается то традиционно религиозным, как древ­негерманская мифология; то сконструированным в рамках буржуазной философии; то демагогически абсолютизированной реальной общ­ностью, как "нация", "народ" и др.

Некоторые особенности мифологического мышления могут сохра­няться в массовом сознании наряду с элементами философского и на­учного знания, строгой научной логикой.

При некоторых условиях массовое сознание может служить поч­вой для распространения "социального" или "политического" мифа, но в целом мифология как ступень сознания исторически изжила се­бя. В развитом цивилизованном обществе мифология может сохранять­ся не только фрагментарно, спорадически на некоторых уровнях.

Различные формы общественного сознания и после окончательно­го выделения из мифологии продолжали пользоваться мифом как своим "языком", расширяя и по новому толкуя мифологические символы.

В частности, в XX веке наблюдается также сознательно обраще­ние некоторых направлений литературы к мифологии (Дж.Джойс,

Т.Манн, Ж.Котто и др.), причем имеет место как переосмысление различных традиционных мифов, так и мифотворческтво - создание собственных поэтических символов.


. Библиография.

1. Философский энциклопедический словарь. Под ред. Л.Ф.Иль­ичева.: М.:"Советская энциклопедия",1983.

2. Философия. Под ред. Ю.С.Кохановского - М.:"Феникс",1995

3. Введение в философию Под ред. И.Т.Фролова в 2-х частях -

М.:Политиздат, 1989

4.Андреев Ю.В. Поэзия мифа и проза истории. - Л.:Лениз­дат,1990

5. Современная буржуазная философия и религия. Под ред.

А.С.Богомолова. - М.:Политиздат, 1977

6. Варшавский А.С. В поисках предков: происхождение челове-

М.:Московский рабочий, 1982

7. Итс Р.Ф. Шепот земли и молчание неба. Этнографические этюды о традиционных народных верованиях. - М.:Политиздат, 1990

8. Кант М. Соч. в 6-ти т. - М.:Наука, 1966

9. Кубланов М.М. Возникновение христианства. - М.:Политиз­дат, 1974

10. Лосев А.Ф. Из ранних произведений. - М.:"Правда", 1990

11. Левада Ю.А. Социальная природа религии. - М.:Политиздат, 1965

12. Соловьев В. Соч. в 2-х т. - М.:"Наука", 1988

13. Спиркин А.Г. Основы философии. - М.:Политиздат, 1988

14. Степалянц Н.Т. Лотос на ладонях. Заметки о духовной жиз­ни индейцев. - М.:"Наука", 1971

15. Тахо-Годи А.А. Три письма А.Ф.Лосева "Вопросы философии" N 7, 1989

16. Тайлор Э.Б. Первобытная культура: пер. с англ. - М.:По­литиздат, 1989

17. Федосеев П.Н. Философия и научное познание. - М.:"Нау­ка", 1983

18. Хлопин И.Н. А что было до потопа? Исторические корни древнейших мифов человечества. - Л.:Лениздат, 1990

19. Шаляпин Ф.И. Маска и душа. - М.:Правда, 1989

20. Шпег Г.Г. Сочинения. - М.:"Наука", 1989

[1] А.Ф.Лосев: Из ранних произведений. - М.:Правда,1990.с.403

[2] А.Ф.Лосев: Из ранних произведений. - М.:Правда,1990.c.416

[3] А.Ф.Лосев: Из ранних произведений. - М.:Правда,1990.c.459

[4] А.Ф.Лосев: Из ранних произведений. - М.:Правда,1990.c.529

[5] А.Ф.Лосев: Из ранних произведений. - М.:Правда,1990.c.535