Смекни!
smekni.com

Сослагательное наклонение как "окно" в иные миры (стр. 1 из 2)

Сослагательное наклонение как "окно" в иные миры

А.П. Бабушкин

Сослагательное наклонение представляет действие, выраженное глаголом, не как реальное, а как желаемое, предполагаемое, возможное (или невозможное), которое могло бы произойти при выполнении определенных условий: Вы бы многое знали, если бы читали газеты; Если бы у меня были деньги, я бы купил эту книгу. Наиболее распространенная форма объективизации сослагательного (или условного) наклонения в русском языке - глагол на "л" в сочетании с частицей "бы". Вместе с тем, сослагательное наклонение глагола - явление, свойственное многим языкам и, как свидетельствует литература, возможно выстроить типологию языков мира в зависимости от того, имеется ли в них подобная категория, и, если да, то какими средствами обеспечивается ее реализация. Так, например, в русском языке, как отмечалось выше, имеется единственный способ выражения сослагательного наклонения, не имеющий временного плана, тогда как в английском - наблюдается разграничение аналитических форм условных предложений, одна из которых соотносится с настоящим и будущим, а другая - с прошедшим временем.

Нельзя сказать, что условные предложения являлись предметом особого внимания лингвистов с точки зрения несомой ими семантики. За последнее десятилетие можно отметить лишь серию работ B.C. Храковского, специально посвященных анализу условных конструкций как на материале русского языка, так и на фоне других языков, в том числе, и экзотических [1].

Ученый рассматривает соотношение кондициональных и темпоральных значений в условных предложениях, выделяя более сорока типов моделей, что позволяет автору разработать своеобразную анкету для описания подобных конструкций в различных языках мира, выделить ядерные и периферийные структуры в рамках одного языка. Окказионально условные предложения в западной литературе, чаще всего, английской, используются для иллюстраций идеи так называемых "иных" (или "возможных") миров.

Возможные миры - это одна из чрезвычайно сложных и глубоких логических, математических и лингвистических проблем. Инициатором постановки вопроса о возможных мирах выступил немецкий философ, физик и математик Готфрид Вильгельм Лейбниц. Лейбниц разработал ряд "априорных", независящих от опыта принципов бытия, относя к ним:

1. непротиворечивость всякого возможного или мыслимого, бытия;

2. примат возможного над действительным (существующим), в том числе, возможность бесчисленного множества непротиворечивых миров;

3. достаточную обоснованность того факта, что существует именно данный мир, а не какой-либо другой из возможных;

4. совершенность данного мира как достаточное основание его существования.

По Лейбницу, реальный мир состоит из многочисленных субстанций, неделимых первоэлементов бытия -"монад", гармония между которыми утверждается с помощью Божественной силы (2, с. 305). Божественный разум непременно и извечного содержит варианты беспредельного набора миров, творя его таким, каков он есть (3, с. 239). Следовательно, возможные миры - совокупность альтернатив, из которых Создатель делает свой выбор. Иные миры возможны, по крайней мере, в том смысле, что они логически состоятельны.

Эти миры имеют завершенную форму, так как они содержат тотальность всех возможных живых существ, "свою" Вселенную в ее пространственных границах и временной истории.

Не все постулаты Лейбница стали достоянием современной науки, но его идея о необходимости как истинности во всех возможных мирах легла в основу особого направления в модальной логике, известного под названием семантики возможных миров, которое получило развитие в работах С. Крипке, С. Кангера, Я. Хинтикки и других ученых. Заметим, что современная логика увязывает проблему иных миров именно с истиной как адекватным отражением предметов и явлений действительности познающим субъектом, а также с категориями времени и модальности (4,с. 633).

Имеется несколько противоположных точек зрения на иные миры. Наряду с непринятием самой идеи возможных миров до сих пор существует мнение о том, что иные миры - это реально существующие пространства, заключающие в себе физически воспринимаемые сущности в виде конкретных небесных тел, городов, населяющих их людей и т.п. "Мне кажется, что все, кто так рассуждает, как-то слишком буквально понимают метафорическое выражение "возможные миры". Как будто "возможный мир - это что-то вроде другой страны или отдаленной планеты, а действующие в нем лица едва различимы через телескоп",- пишет С. Крипке (5, с. 354). Ученый предлагает даже отказаться от термина "возможный мир", используя вместо него выражение "контрфактическая ситуация".

В условном предложении, реализующем контрфактическую ситуацию, логики различают антецендент (первый член условного предложения, формирующий собственно условие) и консеквент (второй член условного предожения или следствие) по модели "Если Р, то Q", где Р - антецедент, a Q - консеквент. Логики считают данные конструкции истинными только в том случае, когда истинен консеквент в ближайшем из возможных миров, и в этом ближайшем мире истинным должен быть также и антецендент: Если бы вы повернули выключатель, свет загорелся бы. "Контрфакт" относительно выключателя правдив, если "мир", в котором при повороте выключателя загорелся бы свет, близок к тому реальному миру, в бытовании которого поворот выключателя действительно приводит к освещению помещения (6, с. 164).

Наряду с ближайшим возможным миром, ученые, задаваясь вопросом об истинности того или иного высказывания как о доказательстве отражения действительного мира, признают существование других альтернативных миров (7, с. 191), если только объективирующие их высказывания не противоречат законам логики. "Существуют возможные миры с утонувшими рыбами и летающими лошадьми, но нет миров с дядями женского пола или с матерями, не имеющими детей", - отмечает П. Сгалл (8, с. 396).

Важно подчеркнуть, что, с одной стороны, логические построения нуждаются в языковом материале, который бы иллюстрировал работу подвергаемых анализу механизмов мышления, а с другой (в поиске истины) - они когнитивно ориентированы. Считается, что в данной области крайне необходим обмен мнениями между логиками и лингвистами, так как в логике понятие возможных миров разработано гораздо глубже, чем в науке о языке (9, с. 308).

II

Предметом нашего исследования является когнитивный аспект условных предложений русского языка (впрочем, это мог бы быть любой другой европейский язык, в частности, английский) с позиций иных миров, отличных от реального или действительного мира.

Под иными мирами мы имеем в виду ментальные пространства языка, в сфере которых в разной степени реализуется возможность бытования или совершения тех или иных действий. Выводы о степени возможности основываются на знаниях человека об окружающей действительности и о самом себе. Не случайно вероятность определяется как характеристика степени возможности появления некоторого события при определенных условиях (10, с. 23).

Речь идет о картинах, полученных в результате мыслительных проекций действий как речевых актов в иную ипостась относительно позиции "здесь и сейчас".

Каким же образом лингвист способен "уловить" факт существования иных миров? В нашей работе мы использовали несколько приемов, а именно (по следующим ниже разделам, в том же порядке):

1. Когнитивный анализ условных предложений;

2. Простейший метод исчисления предикатов на основе знаний ролевых функций субъектов высказывания;

3. Метод контекстуального анализа, сводимый к анализу пресуппозиций;

4. Логика здравого смысла.

Можно выделить, по крайней мере, 4 семантических ареала иных миров: 1. Пространство ближайшего мира

Условные предложения даной сферы маркируются наибольшей или абсолютной вероятностью действия, мыслительная фиксация которого закреплена моделью "Если Р, то Q". В рассуждениях о повороте выключателя, вызывающего активацию светового эффекта, подчркивается универсальность ожидаемого результата при выполнении указанного условия, даже если в каком-то конкретном случае будет иметь место факт "обманутого ожидания" (например, в лампочке перегорела нить накала). Уверенность в истиности следствия зиждется на пресуппозиции известного физического закона - при замыкании электрической цепи инициируется поток электронов.

См. пример:

Если бы у ребенка была корь, у него болели бы глаза и горло, а на теле появилась бы характерная сыпь.

За "кадром" этой условной конструкции содержится информация о данной болезни:

Корь - это острое инфекционное заболевание, протекающее с лихорадкой, крупнопятнистой сыпью на теле, катаральным воспалением слизистой оболочки глаз, полости рта и дыхательных путей.

Ср. также:

Если бы камень попал в окно, оно разбилось бы; Если бы водитель вовремя не затормозил, произошла бы крупная авария.

Важно указать здесь на однозначное соответствие условия и следствия - если имеет место Р, то проявление Q обязательно и неотвратимо.

Коллективный характер знаний следует отличать от экспликации личностных заблуждений, вербализованных по той же моделей "Если Р, то Q":

Если бы человек, властитель мира, умнейшее из дыхательных существ, произошел бы от глупой и невежественной обезьяны, то у него был бы хвост и дикий голос (А.П. Чехов. Письмо к ученому соседу)-

Говорящий верит в неизбежность следствия при заявленном условии, но запас знаний, которыми он располагает, не соответствует истинному положению вещей в мире. 2. Пространство возможного мира

Под эту рубрику мы подводим условные конструкции, имеющие не одно, а множество потенциально возможных кон-секвентов, каждый из короых соответствует действительности в ее проекции на возможный мир.

Рассмотрим пример: