Смекни!
smekni.com

Структура общества и структура языка (стр. 2 из 3)

Социальное пространство и социальное время

Осуществление всякой социальной роли связано с определением некоторой ситуации, а эта ситуация включает в себя упорядоченное множество поведенческих ожиданий - то, что Гофман назвал "планом последующей совместной деятельности" (Гофман 1959, 12-13). Я полагаю, что повторяющиеся социальные ситуации являются сами по себе культурными формами, имеющими определенную дистрибуцию в социальном пространстве и в социальном времени. Я уже определял ситуацию как " культурную форму, состоящую в первую очередь из элементов взаимопониманий относительно размещения и распределения других культурных форм" (Бок 1962, 158). Иными словами, ситуация (как единица социальной структуры) рассматривается нами как своего рода четырехмерная карта, внутри которой помещены социальные роли. Например, сказать, что какая-то часть здания - классная комната, значит иметь в виду следующее: ожидается , что в течение некоторого социально определенного отрезка времени ("учебное время") внутри этого пространства будет происходить манифестация социальных ролей "учитель" и "ученик". Таким образом, манифестация социальных ролей (и других культурных форм) может быть также обусловлена единицами пространства и времени, в свою очередь определенными социально.

При более внимательном рассмотрении оказывается, что "класс" (или любая другая социальная ситуация) обладает специфической внутренней структурой , определяемой в терминах социального пространства и социального времени, при этом ожидания варьируются в зависимости от подвидов классной комнаты и субпериодов классного времени. С другой стороны, взятый как целостная ситуация, "класс" обладает внешней дистрибуцией , распределяясь но параметрам социального времени (учебная неделя или семестр) и социального пространства (школьное здание или университетский городок) совершенно так же, как социальные роли распределяются по классам ролей.

Таким образом, получается, что если манифестация роли влечет за собой ситуацию, а ситуация включает в себя набор ролей, то мы имеем дело с определенным типом коррелятивных отношений между некоторой функциональной "ячейкой" ("slot") и классом ее "заполнителей" - явление, сходное с той единицей грамматической структуры, которую Пайк называет "тагмемой" (Пайк 1960, 121-122). Грамматические описания, использующие понятие тагмемы, стремятся - как и большинство дескриптивистских описаний фонологии и морфологии - быть линейными, по форме, а именно они представляют собой обязательное или факультативное размещение тагмем в рамках словосочетания, предложения или фразы, оформленное в виде нескольких формул, изоморфных временной последовательности этих единиц в речи (ср. Элсон и Пиккет 1962). Описания же социальной структуры должны относиться не только к линейным или циклическим последовательностям отношений между социальными ролями, но и к отношениям несукцессивным, или, шире, - пространственным.

Таким образом, основная дескриптивная модель (см. табл. 2), являющаяся результатом такого подхода, устанавливает обязательное или факультативное воплощение социальных ролей (и их вариантов) внутри некоторой матрицы ситуаций, ограниченной отрезком социального времени и сферой социального пространства. Такую матрицу ситуаций мы можем рассматривать либо с точки зрения ее внутренней структуры, подробным образом разбирая все значащие детали, либо с точки зрения ее внешней дистрибуции, связывая входящие в нее социальные роли, временные отрезки и сферы пространства с более широкими классами и единицами. При таком подходе могут быть предложены весьма экономичные методы описания структурного отношения данной ситуации (рассматриваемой как целое) к другим ситуациям, возникающим регулярно.

Таблица 2. Дескриптивная модель

Ситуация "класс" Время "занятие"
Пространство: классная комната Роли: + учитель + + ученик + ± практикант ±

+ обозначает обязательное присутствие

± обозначает факультативное присутствие

Пример структурного описания

Проиллюстрировать практическое применение предложенных выше методов структурного описания можно на примере одной типичной ситуации жизни индейской резервации Северной Америки ("Micmac Indian Reserve"), изученной мной в 1961 г. [ 3 ]. Несомненно, что всякое структурное описание какой бы то ни было ситуации, имеющей место в реальном человеческом общении, должно соотноситься с описаниями других ситуаций; в силу этого используемая мною система записи должна облегчить возникающие встречные ссылки. Элементы такой записи приводятся в табл. 3.

Таблица 3. Система записи, применяемая для данного структурного описания

Прописные буквы (С, Т, Р, М) обозначают культурные формы:

С - сферы социального пространства; Т - отрезки времени; Р - социальные роли; М - матрицы.

Целые числа, следующие за прописными буквами, обозначают специфические культурные формы.

Строчные буквы (с, т, р, м) обозначают варианты культурных форм.

Дроби, следующие за строчными буквами, передают виды вариантов культурных форм.

Группы прописных букв (СК, ТК, РК) применяются для обозначения классов культурных форм.

Буквы, следующие за дефисом (РК-А), используются для обозначения специфических классов культурных форм.

Целое число, предшествующее букве, но отделенное от нее точкой, относится не к рассматриваемой матрице.

Примеры:

3. СК-А-пространственный класс А матрицы # 3.

4. Р-Б.I-роль # 1 из класса ролей "Б" матрицы # 4.

Т-5.2- вариант # 2 отрезка времени # 5 (рассматриваемой матрицы).

Все сказанное иллюстрирует матрица, описывающая "индейский поминальный обряд" (см. табл. 4). Эта ситуация имеет место ночью, в отрезок времени между смертью и погребением взрослого члена индейской общины Микмак. Внешняя дистрибуция всего периода (обозначим его как 14.ТК-А: Время Поминовения) определяется, с одной стороны, общим циклом жизни, каждого члена общины, с другой - ночным временем суточного цикла. Роли, описываемые в терминах оппозиций, включаются как в эту, так и в другие ситуации. При этом необходимо иметь в виду, что предлагаемая читателю матрица с ее компонентами - культурными формами - описывает не самих "исполнителей", а только ожидания, воздействующие на их поведение.

Таблица 4. Ситуационная матрица # 14: Индейский поминальный обряд

М-14 Т-1 Т-2 Т-3 Т-4 Т-5
С-1 сфера покойника с-1,1 ядерная часть Р-1 Р-1 Р-1 Р-1 Р-1
с-1,2 периферийная часть ± Р-2 ± Р-2
С-2: Передняя часть Р-3 Р-4 р-2,1
С-3: Сфера оплакивающих Р-2 Р-2 ± Р-2 ± Р-4 р-2,2 Р-4
С-: Периферийная область с-4,1: кухня р-1,2
с-4,2: наружное пространство р-2,2 ± р-2,2 ± Р-4

Обозначения:

14.СК-А - Место Поминовения. Внешняя дистрибуция по отношению к 9.С-А.1: часть дома (обычно та, которую занимал покойник)

С-1 - сфера покойника

с-1,1 - ядерная часть: включает гроб с телом покойного

с-1,2 - периферийная часть: пространство, непосредственно примыкающее к гробу.

С-2 - Передняя область: главная область действия в отрезки времени Т-2, Т-3, Т-5

С-3 - Область оплакивающих - место, где сидит Р-2 - Оплакивающий

С-4 - Периферийная область: остальное пространство, включающее:

с-4,1 - помещение кухни

с-4.2 - пространство перед домом

14. ТК-А - Время Поминовения. Внешняя дистрибуция (см. сказанное выше).

ТК-А = //Т-1/T-2//: Т-3/Т-4: // ± Т-5//: Т-3/Т-4: //

Т-1 - Время Сбора. Участники обряда прибывают в СК-А - место поминовения

Т-2 - Время Молитвы. Заупокойную молитву читает Р-3 - руководитель молящихся

Т-3 - Время Пения. Исполняется (с краткими паузами) несколько гимнов

Т-4 - Пауза. Более продолжительный перерыв в пении

Т-5 - Время Еды. Угощение по желанию (около полуночи)

14.РК-А - Роли участников церемонии. Внешняя дистрибуция фиксируется для каждого

Р-1 - тело - из 3.РК-А - член общины.

Р-2 - Оплакивающий

р-2,1 - Хозяин - член 9.РК-А - группа семьи и домашних (покойного)

р-2,2 - Прочие - остаточная категория

Р-3 - Руководитель молящихся

р-3,1 - Священнослужитель - из 3. Р-В. 1,1 - священник

р-3,2 - Прочие - из 14.Р-4

Р-4 - поющие - обычно из 11.Р-А.4 - член хора.

Внешняя дистрибуция и внутренняя структура (сегментация) ситуации СК-А (место поминовения) понятны сами по себе, хотя следует заметить, что точное физическое расположение участников в пространстве может меняться в зависимости от условий манифестации. Таким образом, структурное описание должно быть достаточно общим, чтобы охватить и неструктурные вариации (возникающие, например, из-за различия в планах индейских домов); но при этом оно должно указывать типы сфер в тех понятиях, в которых сами участники церемонии организуют свое поведение.

Внутренняя структура ТК-А - Время Поминовения - представлена нами в линейной записи: одинарные или двойные косые черточки разделяют составляющие периоды, а в двоеточия заключены альтернативно повторяющиеся отрезки времени. Таким образом, //: Т-3/Т-4 : // обозначает ожидаемое чередование "Времени Пения" с "Паузой", когда точное число повторений не определено структурно. Само же наличие отрезков времени или социальных ролей считается обязательным; если оно факультативно, то вводится символ ±. Отдельное рассмотрение внутренней структуры времени сначала как будто бы затемняет схему, на деле же значительно упрощает форму матрицы (где иначе потребовалось бы ввести несколько идентичных колонок) и делает возможным независимое рассмотрение структуры социального времени.

В случае более сложных матриц бывает полезно ввести несколько классов ролей; для рассматриваемой матрицы (М-14) реализуется только один класс ролей для всех участников. Дифференциальная сегментация РК-А на составляющие единицы может быть произведена разными способами. Сама теория не требует пока обязательно бинарности; однако, если внедрять и сюда лингвистические методы, можно дифференцировать четырех участников этого класса ролей, введя три атрибута - каждый с положительным и отрицательным решением: а) Живой / Мертвый; b) Начинает молитвы / Продолжает молитвы; с) Поет / Слушает. Тогда в терминах бинарных оппозиций анализируемые нами социальные роли могут быть описаны как пучки или неэквивалентные множества этих атрибутов, и структурное описание может быть дано в виде таблицы или - как мы предлагаем ниже - в линейной форме;