Смекни!
smekni.com

Особенности репрезентации художественного концепта «дом» (стр. 2 из 2)

Смиренными, послушными жертвами, в свою очередь, становятся палачи-насильники (папаша Муни, мистер Доран – постоялец, которого соблазнила похотливая дочь Полли).

При рассмотрении ценностно-оценочного слоя концепта «дом» можно сделать вывод, что в произведениях Чехова прослеживается положительная эстетическая оценка художественного денотата. Она эксплицируется атрибутивными характеристиками объекта, имеющими положительную коннотацию (уютный, милый, наивный и др.), а также синтагматическими связями лексемы с предикатами, отражающими «центростремительное движение» (возвращаться домой, идти к дому, приехать домой, войти в дом). У Джойса реализуется отрицательная оценка образа дома. На это указывают образы некрологической семантики на уровне микроконтекста (mourning, dust, coffin, the dead, clay, etc.); атрибутивные словосочетания негативной эмоциональной окраски (somber house, dark house, grey house, poor stunted houses); а также предикаты, в значении которых присутствует сема «центробежное движение» (to leave, to walk away, to go away, to come away, to escape).

Список литературы

1 Чехов А.П. Собр. соч.: В 8 т. М., 1970. Т. 4–6.

2 Joyce J. Dubliners. A Portrait of the Artist as a Young Man. M., 1982.

3 Беспалова О.Е. Концептосфера поэзии Н.С. Гумилева: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. СПб., 2002. С. 6.

4 См.: Тарасова И.А. Идиостиль Георгия Иванова: когнитивный аспект. Саратов, 2003. С. 74.

5 Словарь русского языка: В 4 т. М., 1981–1984 (МАС). Т. 3. C. 698.

6 Dictionary of Contemporary English. Oxford, 1995. P. 694.

7 Dictionary of Contemporary English. P. 684.

8 Шехватова А.Н. Мотив в структуре чеховской прозы: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. СПб., 2003.