Смекни!
smekni.com

Летосчисление (стр. 4 из 5)

Как видим, "биографические данные" Иисуса Христа, приведенные в Евангелиях, не отличаются ни полнотой, ни конкретностью. Ни одной даты в них не приводится.

А вот что говорят данные истории о реальных людях и событиях, упоминаемых в Евангелиях:

1) перепись, правда не населения, а имущества, при императоре Августе проводились в 7 г. нашей эры (Август был императором Римской империи с 27 г. до н. э. по 14 г. н. э. Квириний стал правителем Сирии около 7г. н. э.)

2) царь иудейский Ирод родился в 73 г. до н. э.; скончался в 4 г. до н. э.

3) Понтий Пилат был прокуратором Иудеи с 26 г. по 36г.

4) пятнадцатый год правления императора Тиверия (Тиберия) был в 29 году (Тпберяй был римским императором с 14 г. по 37 г.)

Сравнение сведений о Христе, приведенных в Евангелиях, с "данными истории о реальных людях и событиях, упоминаемых там же, показывает, что для того чтобы царь Ирод, скончавшийся в 4 г. до н. э., мог преследовать Христа-младенца, Христу следовало бы родиться по крайней мере на 4--5 лет раньше, чем принято Дионисием Малым. Но для того, чтобы год рождения Иисуса Христа совпал с переписью при императоре Августе и Jначалом правления Сирией Квиринием, Христу следовало бы родиться на 6--7 лет позже.

Как видим, полностью согласовать Евангелия с историей нельзя. Но из этого сравнения Дионисий Малый мог сделать и полезный вывод: описываемые в Евангелиях события происходили за 500--550 лет до того времени, когда он производил свои расчеты (525 г. н. э. или 241 г. эры Диоклетиана).

Однако во времена Дионисия Малого в христианском мире уже не было споров о времени празднования главных христианских праздников -- пасхи (праздника, посвященного смерти и "воскресению" Христа) и рождества Христова.

Как указывалось, время празднования пасхи было определено в 325 г. постановлениями Никейского собора. Решение о праздновании рождества Христова 25 декабря было принято в 431 г. на Эфесском соборе для того, чтобы вытеснить отмечавшийся в этот же день праздник языческого бога Солнца Митры (БСЭ.-- 3-е изд.-- М., 1975, т. 22, с. 171), т. е. число и месяц рождения Христа были названы церковью почти на сто лет раньше, чем год рождения.

Кроме того, как указывается в литературе. Дионисий Малый принял установившуюся у многих христиан после длительных споров традицию отмечать "воскресение Христово" 25 марта.

Следует отметить, что внимание к датам 25 декабря и 25 марта не является случайным. 25 декабря начинается увеличение продолжительности дня после зимнего солнцестояния, а 25 марта, после весеннего равноденствия, день становится больше ночи. Поэтому, как указывается в, в эти дни рождались и "воскресали" боги многих, более древних чем христианство, религий: у индийцев -- Будда, у египтян -- бог Солнца Гор и другие.
Теперь, когда мы познакомились со всеми тремя факторами, которыми руководствовался Дионисий Малый при составлении своей пасхалий, посмотрим, как он использовал в своих расчетах известный ему упоминавшийся выше великий индиктион -- период в 532 года, после которого и дни недели и фазы Луны приходятся на те же числа месяца.

Так как, как указывалось, описываемые в Евангелиях события происходили за 500--550 лет до того времени, когда Дионисий Малый производил свои расчеты, то для нахождения года смерти и "воскресения" Иисуса Христа -- года первой христианской пасхи -- Дионисий Малый должен был найти в четырехсотых -- пятисотых годах такие годы, в которых пасха приходится на 25 марта, и выбрать из них наиболее подходящий по времени, а затем, воспользовавшись периодом великого индиктиона, найти в годах первого века год смерти и "воскресения" Христа -- год первой христианской пасхи.

В годы, у которых пасха приходится на 25 марта, в этот день должно быть воскресенье после пасхального полнолуния. А для этого пасхальное полнолуние должно быть до 24 марта включительно.

Как видно из приведенного "Вечного лунно-солнечного календаря Дионисия Малого", пасхальные полнолуния приходятся на 22, 24 и 21 марта в годах, имеющих золотые числа 5, 13 и 16 соответственно.

Из этой же таблицы можно узнать, что в интересующее нас время (400-е -- 500-е

годы): 1) к годам с золотым числом 5 относятся годы 498, 517, 536, 555, 574;
2) к годам с золотым числом 13 относятся годы 487, 506, 525, 544,563, 582;
3) к годам с золотым числом 16 относятся годы 490, 509, 528, 547, 566.

По табель-календарю можно узнать, что в перечисленных годах 25 марта приходится на воскресенье только в 490, 563 и 574 гг., т. е. только в этих трех годах пасха приходилась па 25 марта. По приведенным в книге" Ф. К. Гинцеля датам пасхи в этом можно убедиться.

Но из трех указанных годов только 563 г. (279 г. эры Диоклетиана) Дионисий мог принять за год, соответствующий году смерти в "воскресения" Христа, так как примерно за 532 года до пего происходили упоминаемые в Евангелиях события: императором Римской империи был Тиберий (Тиверий), а Понтий Пилат был прокуратором Иудеи.

Если от 563 г. отнять 532 года, то получится 31 год -- год смерти и "воскресения", по Дионисию Малому, Иисуса Христа... По-видимому, так и появилась дата первой христианской пасхи -- 25 марта 31 года (воскресенье). Следовательно, по Дионисию Малому, Христос умер 23 марта 31 г. г пятницу, а "воскрес" 25 марта 31 г. р воскресенье (см. Приложение).

Теперь можно найти и год рождения Христа, который, с одной стороны, должен отличаться от года смерти и "воскресения" Христа на время его земной жизни, а с другой -- желательно, чтобы он был первым годом в 19-летнем лунном цикле, который (в январском варианте) начинается 23 января 285 г. При этом сохранилась бы полная преемственность с пасхальным каноном Кирилла Александрийского.

Для того чтобы быть первым годом в лунном цикле, искомый в 500-х годах год рождения Иисуса Христа должен отличаться от 285 г. па целое число 19-летий. Такими годами были годы 285+19n. В 500-х годах -- это 513 г. (при n=12), 532 г. (при n=13) и 551 г. (при n=14). Из этих трех лет единственным подходящим является 532 г., при котором время земной жизни Христа равно 563--532=31 году (хотя это меньше 33--34 лет, которые должны бы быть по Евангелию от Луки). И Дионисий. Малый принял 532 г. (248 г. эры Диоклетиана) за год, соответствующий первому году 19-летнего лунного цикла с началом года 23 января 532 г. Тогда в первом веке первым годом лунного цикла будет год на 532 меньший, т. е. нулевой год нашей эры или первый год до н. э. с началом года 23 января.

Но за год, соответствующий году рождения Иисуса Христа, Дионисий Малый принял не 532 г., а 533 г., хотя при этом время земной жизни Христа еще больше уменьшилось и стало равно 30 там вместо 33-34, да и годы начала по лунному и солнечному календарям при этом не совпадали. Почему Дионисий Малый так

сделал? В книгах Ф. К. Гинцеля и В. К. Никольского, в которых вопрос о происхождении нашего летосчисления разбирается наиболее подробно, это объясняется так: найдя в 500-х годах ближайший к своему времени год, в котором пасха приходится на 25 марта, Дионисий Малый вычел из этого года 30 лет (принятый, по их мнению, в новозаветной мифологии возраст Христа в момент его "воскресения") и, получив 533 г., принял его за год рождения Христа.

С таким объяснением нельзя согласиться потому. что, как уже указывалось, именно по новозаветной мифологии -- по Евангелию от Луки -- время земной жизни Христа считается 33-34 года. а не 30 лет. Кроме того, следует отметить, что 563 г. нельзя считать ближайшим ко времени Дионисия годом, в котором пасха приходится на 25 марта. Ведь 490 г. отстоит от 525 г., в котором Дионисий производил свои расчеты, на 35 лет, а 563 г.-- на 38 лет.

563-й год выбран Дионисием Малым не как ближайший, а как единственный, позволяющий хотя бы примерно согласовать описываемые в Евангелиях события с историческими фактами.

По нашему мнению, выбор Дионисием Малым 533 года в качестве года, соответствующего году рождения Христа, объясняется тем, что день рождения Христа в 533 г.-- 25 декабря--приходится на воскресенье, в то время как 25 декабря 532 г. приходится на субботу (в этом можно убедиться по табель-календарю).

Следовательно, такие же дни недели будут и 532 года до этого - 25 декабря 1 года - в день рождения Иисуса Христа.

Отметим, что в трудах "отцов церкви" есть упоминания о дне недели, в который родился Иисус Христос. Одни считают, что он родился в пятницу, другие -- в среду. Так указывается и в "Следованной псалтыри": "Спаситель родился в 42 лето Августа Кесаря, в лето от создания мира 5500 25 декабря в среду" . Но уже сам факт, что в разных сочинениях указываются разные дни недели, говорит о том, насколько эти сведения не обоснованны.

Дионисий Малый, приняв 532 г. за первый год 19-летнего лунного цикла своего пасхального канона и обеспечив этим преемственность с пасхальным каноном Кирилла Александрийского, мог теперь выбрать в качестве года рождения Христа любой год, близкий к 532 г., в котором 25 декабря будет нужным днем недели, так как на расчетах пасхи это не отразится.

Но, по-видимому, он решил, что если есть возможность выбирать для дня рождения Иисуса Христа любой день недели, то что может быть лучше, чем священный для христиан день недели -- воскресенье! (Вероятно, из таких же соображений мусульмане приняли за начало своей эры 16 июля 622 г., которое пришлось на пятницу -- священный для мусульман день.)

Отняв от 533 г. период великого индиктиона (532 года) я Дионисий Малый получил дату 25 декабря 1 года нашей эры (воскресенье) -- день рождения Иисуса Христа.

Вот почему, по нашему мнению, в пасхальном каноне Дионисия Малого начала отсчета лет по солнечному и лунному календарям не совпадают: счет лет по солнечному календарю начинается с 1 г, н. э., а счет лет по лунному календарю начинается на год раньше -- с 0 г. н. э. или, так как нулевого года в историческом счете лет нет (он есть в астрономическом счете), с 1 г. до н. э.