Смекни!
smekni.com

Нравственное воспитание в труде (стр. 4 из 8)

Тесная связь школ с предприятиями позволяет решать важные учебно-воспитательные задачи, эффективно использовать материальную базу для подготовки учащихся к труду.

Труд выступает как средство воспитания и формирования индивидуальных нравственных черт школьников, если он дает возможность проявиться созидательным силам и стремлениям детей, позволяет соединить культурообразное развитие этих сил с желанием приводить их в действие.

В общем виде мотивационное обеспечение труда осуществляется посредством его одухотворения. В сознании и опыте личности ожидаемый и достигнутый результаты труда, его процесса все более тесно связываются с исследовательским, творческим замыслом, с потребностями в самоопределении, с идеей служения людям, нравственности и общественным идеалам. Иначе говоря, труд должен будить и приводить в действие в первую очередь творческие, нравственные силы школьников, их стремление к самореализации, взаимопомощи, желания быть нужным и полезным людям.

Труд как звено воспитательной системы имеет непосредственное отношение к такой важной стороне развития личности, как ее социализация. Деятельность учащихся выступает средством, свидетельствующем о признании общественной значимости труда, в которой отводится важное место воспитанию нравственных черт к труду. В этих целях особое значение приобретают социальные аспекты труда учащихся, его совместный, групповой, коллективный характер; связь между трудом воспитанников и вкладом всего общества; организация труда и управление им.

Значение труда раскрывается через систему стимулов. Это, во-первых, материальные стимулы, побуждающий человека на труд как источник потребления;

во-вторых, моральные стимулы, ориентирующие на труд как средство социального самоутверждения, его притязаний на определенный общественный статус, на одобрение со стороны коллектива, общества;

в-третьих, творческие стимулы, способствующие заинтересованности в деятельности, привлекательной и интересной самой по себе;

в-четвертых, нравственные стимулы, благодаря которым человек трудится, создавая предпосылки благополучия других людей, общества в целом, духовного развития самой личности работника.

Только отвечающий творческим и нравственным стимулам, создающий справедливые общественные отношения труд облагораживает человека, становится фактором нравственного воспитания.

Нравственная ценность труда в общественном сознании и прежде всего в общественной психологии, определяется тем, насколько очевидна и прочна связь между качеством жизни человека в данном обществе и его трудом, насколько общественный труд помогает утверждению моральных норм и потребностей человеческой жизни. Если же эти связи с положительным знаком, то трудовая деятельность школьников попадает под благотворное влияние общественного морально-трудового климата.

И.Ф. Харламов утверждает, что при организации труда нужно четко определять те задачи, которые должны решать учащиеся, а также разъяснять их общественное и нравственное значение.

Например, старшеклассники направляются на оказание помощи в уборке урожая. Заранее необходимо определить, какую работу будут выполнять учащиеся и какие конкретные задачи стоят перед ними, подробно разъяснить необходимость этой помощи и ее народно-хозяйственное значение. Все это должно делаться кратко и тактично, без лишних наставлений, призывов. Осмысление важности труда и связанных с ним задач способствует возбуждению у учащихся потребности хорошо выполнить трудовое задание, создает психологическую установку на преодоление трудностей, рождает чувство ответственности и долга. Это формирует у них практическую сторону трудолюбия как нравственной черты личности.

Трудолюбие – это положительное отношение человека к умственному и физическому труду. Самыми важными нравственными чертами трудолюбия являются интерес к труду, желание трудиться и достигать положительных результатов, нести ответственность за результаты своего труда, быть бережливым.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский сделал важный вывод о том, что внутренняя духовная животворящая сила труда служит источником нравственности и счастья, что само воспитание, если оно желает счастья человеку, должно готовить его не для счастья, а для труда.

Трудолюбие, добросовестное отношение к труду, радость творческого труда выступают источниками самоутверждения личности. Признание высокой общественной значимости труда возвышает человека. А.С. Макаренко считал, что человек, не умеющий трудиться и добросовестно относиться к труду, вызывает жалость и осуждение, поскольку он всегда нуждается в услугах других, без помощи других живет неряшливо, нерадиво.

Профессор, доктор педагогических наук В.В. Макеев в своей работе "Педагогика для передовиков" говорит о том, что "свободный творческий труд есть необходимое условие всестороннего развития личности и ее самоутверждения".

Трудолюбие является результатом трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации и выступает как личностное качество, которое характеризуется прочной потребностно-мотивационной сферой, глубоким пониманием большой воспитательной силы труда знания и убеждения, умением и стремлением добросовестно выполнять любую необходимую работу и проявлять волевые усилия в преодолении тех преград, которые встречаются в процессе трудовой деятельности.

По Харламову И.Ф. трудолюбие включает в себя следующие структурные нравственные компоненты:

а) потребность в созидательно-трудовой деятельности и ее здоровые социальные и личные мотивы;

б) понимание пользы труда для себя и убеждение в его нравственной благотворительности;

в) наличие трудовых умений и навыков и их постоянное совершенствование;

г) достаточно сильную волю личности.

Важной стороной трудолюбия является глубокое понимание личностью существенного значения труда в жизни общества и каждого человека, ее взгляды и убеждения в необходимости вносить свой вклад в развитие экономики, в создание личного материального благополучия.

Развитие сознательности, взглядов и убеждений по вопросам трудолюбия осуществляется прежде всего в процессе учебных занятий. Учебный материал по литературе, языкам, истории и другим предметам содержат много примеров и фактов, позволяющих раскрывать благотворное влияние труда на старшеклассника. его чувства и моральное формирование нравственности.

Возвышающая человека роль труда, его одухотворяющая нравственная сущность ярко освещается в произведениях художественной литературы. Благородство труда воспевали А.Н. Некрасов, М.А. Шолохов, Я. Купала, Я. Колас и другие писатели. Глубокое осмысление и овладение этим материалом не только расширяет кругозор учащихся по вопросам и роли труда в жизни общества, но и позволяет им осознавать его большое значение в личностном развитии человека, закладывает основы их взглядов и убеждений.

Добровольное отношение к труду и честность – основа нравственности каждого труженика. Деньги, материальные ценности. нажитые нечестно, приводят человека к духовному и нравственному падению, преступности.

Свободный и честный труд, оцениваемый справедливо, является нравственной основой подлинно демократического общества.

Широкие возможности в этом плане предоставляют также разнообразные формы морально-познавательной деятельности учащихся в системе внеклассной работы. Различные вопросы о роли труда в улучшении благосостояния народа раскрываются в этических беседах, лекциях, докладах, на классных часах.

Профессор, доктор педагогических наук В.Д. Макеев отмечает, что "в условиях конкретных рыночных отношений у труженика проявляется стремление продуктивно работать на себя и на общество. Чтобы работник трудился высокопроизводительно, ему необходимы интеллект, информированность и увлеченность делом. Трудолюбие в современном демократическом обществе характеризуется высоким уровнем профессионализма, компетентностью, изобретательностью, умением работать честно, на основе сотрудничества".

Общественно полезный труд формирует нравственные черты. Трудовое воспитание – один из основных путей формирования личности. А.С. Макаренко выразил эту мысль в ясной и четкой форме:

"Правильное воспитание невозможно себе представить как воспитание нетрудовое. В воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов".

Правильно поставленное трудовое воспитание и обучение, непосредственное участие школьников в общественно полезном производительном труде являются незаменимым фактором гражданского становления, нравственного и интеллектуального формирования личности.

Основные условия трудового воспитания - включать детей в посильный и полезный труд уже в дошкольном возрасте.

Если труд правильно организован и способствует формированию таких нравственных черт личности, как трудолюбие, аккуратность, настойчивость, целеустремленность, это еще не решение воспитательной задачи.

Воспитывает не столько сам труд, сколько те коллективные, общественные отношения, в которые включается школьник в процессе труда.

Труд становится по-настоящему воспитывающим фактором при следующих условиях:

1. Труд учащихся должен быть общественно полезным трудом. Школьник должен осознавать, что его труд представляет определенную общественную значимость, приносит пользу людям, коллективу, обществу. Это может быть труд на пользу школе (работа на пришкольном участке, оформление школы, ремонт школьной мебели и учебных пособий, благоустройство и озеленение школьного двора, строительство школьной спортивной площадки).

2. Результатом труда обязательно должен быть полезный продукт, имеющий определенную общественную ценность. Школьник должен ясно, зримо видеть реальные результаты своего труда. Здесь очень важно на деле знакомить школьника с общественным назначением цели его труда, показать ученику кому нужен его труд. Но если школьники не видят, что их работа приносит пользу, у них пропадает всякое желание трудиться, они работают по принуждению, неохотно.