Смекни!
smekni.com

Рынок труда в современном мировом хозяйстве (стр. 2 из 5)

Однако в большинстве случаев спрос на заграничную рабочую силу предполагает ее способность к физическому передвижению и, что особен­но важно, к пересечению национальных границ. Эти важные обстоя­тельства оказывают свое воздействие на ситуацию на мировом рынке труда, где положение продавца рабочей силы непростое и связано с мно­гими трудностями. К ним относятся в первую очередь такие, как язы­ковый барьер, установление контактов с покупателем рабочей силы, ведение с ним переговоров и т.д. Первоначально многие неквалифици­рованные и малоквалифицированные категории рабочих на свой страх и риск или при поддержке своих правительств двигались в районы наиболь­шего спроса на рабочую силу. Однако позднее продажа рабочей силы приобрела организованные формы ее экспорта, когда частные компании (среди которых было много незарегистрированных) или государственные организации проводили организованный набор рабочей силы для вывоза за границу. Продажа рабочей силы со временем приобрела (особенно в стра­нах Азии) регулярный характер обычного сбыта товаров с получением соответствующей прибыли. Некоторые компании начали даже специали­зироваться на экспорте рабочей силы.

В итоге, в конце 60-х и в 70-х годах возникли устойчивые миграцион­ные потоки рабочей силы между странами и регионами, находящимися на различных уровнях экономического развития.

Существование районов с отсталыми формами хозяйства служит постоянным источником напряжения в мировой экономике, так как, с одной стороны, деятельность иностранного капитала направлена на экономическое поглощение и подчи­нение этих районов, разрушение докапиталистических форм хозяйства и развитие в них товарного капиталистического производства. С другой сто­роны, капитал заинтересован в их сохранении как поставщиков дешевого продовольствия и сырья, и, главное, удобной в использовании дешевой рабочей силы.

Как уже отмечалось, именно внутренние структурные неравновесия, возникшие в менее развитых и отсталых районах мира, являются главной причиной возникновения миграционных потоков рабочей силы. Иллюст­рацией этого утверждения может служить пример с Южной Африкой, где западный капитал нарушил в свое время сложившуюся структуру местной традиционной экономики, внес новые элементы в функционирование этой экономики (налогообложение и др.) и, в конечном счете, заставил местное население из Мозамбика, Лесото и других районов Южной Африки пойти на работу на шахты, железные дороги.

В конечном итоге, в бывших колониальных странах, а также в странах среднего уровня развития, образовался огромный резервуар излишней рабочей силы, которая по разным причинам не находила применения в собственных странах. Она оказывала экономическое и политическое дав­ление внутри своих стран, и правящие классы охотно избавлялись от части этой рабочей силы. В то же самое время на нее предъявлялся спрос в регионах развитого капитала или в странах, где по разным причинам возникал экономический бум. Таким образом, именно эта рабочая сила образовала основной контингент рабочих и специалистов, нанимаемых по временным контрактам. Именно эти контингенты работников активно выступали на мировом рынке труда.

Немалая часть этой излишней рабочей силы устремилась в развитые страны мира (ФРГ, Франция, США, Бельгия и др.). В середине 80-х годов приток иностранных рабочих в ФРГ (главным образом из Турции, бывшей Югославии) достиг свыше 4 млн. человек в год (в 1969 г. свыше 1 млн. че­ловек). Наиболее устойчивый приток иммигрантов наблюдался в США, которые вообще отличались своей терпимостью к законной и незаконной иммиграции.

Рабочая сила притекала прежде всего в те страны, где имелся высокий конъюнктурный спрос на дополнительную рабочую силу и где, следовательно, возникали возможности для высоких заработков. Такими странами в первую очередь были нефтедобывающие (Венесуэла, Нигерия, ближне­восточные страны), где возник строительный бум, а также страны, в которых создавались так называемые экспортные зоны, или зоны "сво­бодного предпринимательства". Возникли устойчивые региональные рын­ки рабочей силы в странах Азии и Латинской Америки. Так, довольно значительный рынок дешевой рабочей силы возник на мексикано-американской границе, где был введен режим "свободной промышленной зоны" для предприятий, действующих в полосе шириной 20 км вдоль границы. Аналогичные приграничные рынки рабочей силы с сезонной миграцией существуют и в других районах Латинской Америки (вдоль границ Аргентины, Парагвая, Венесуэлы).

В начале 80-х годов в результате притока иностранных рабочих (глав­ным образом из азиатских стран) их удельный вес в местной рабочей силе достиг в нефтедобывающих странах исключительных размеров – 50% в Саудовской Аравии, 80% в Кувейте и не менее 85% во всем населении Объединенных Арабских Эмиратов. Общая численность иностранных рабочих в нефтедобывающих странах в 80-х годах достигла нескольких миллионов человек. Миграционные потоки рабочей силы наблюдаются и в других районах мира. Так, немалая часть рабочих из аф­риканских стран шла на горнорудные предприятия Южно-Африканского Союза (теперь ЮАР). В 1982 г. более 42% горнорабочих в этой стра­не были выходцами из соседних стран (Мозамбик, Свазиленд, Ботсвана и др.).

В итоге возникли и сформировались региональные потоки рабочей си­лы, которые привели к образованию региональных рынков рабочей силы, наиболее крупными из которых были: западноевропейский, ближневосточ­ный, азиатский, латиноамериканский и африканский.

Региональные потоки рабочей силы перекрывались в свою очередь более крупным, глобальным потоком рабочей силы из развивающихся в развитые страны. За относительно короткий промежуток времени (1960-1974 гг.) миграция рабочей силы из развивающихся стран в развитые капиталистические государства увеличилась почти в 3 раза. На рубеже 80-х годов в капиталистическом мире насчитывалось примерно 20-22 млн. рабочих-мигрантов, из которых 12 млн. человек были выходцами из разви­вающихся стран. Они, как правило, использовались на тяжелых и неудоб­ных работах (на сборочных конвейерах западноевропейских стран 90-95% рабочих были из развивающихся стран). Массовому передвижению рабо­чей силы в немалой степени способствовало быстрое развитие транспорта, скоростных путей сообщения.

Таким образом, начиная с середины 60-х годов в капиталистическом мире образовались три важнейших миграционных потока рабочей силы не­посредственно из региона развивающихся стран. Два из них - полностью внутри стран "третьего мира": один направлялся в нефтедобывающие страны (главным образом, в ближневосточные страны), где развернулось большое промышленное строительство, другой - в индустриальные районы "третьего мира", главным образом в "зоны свободной торговли", а также в места средоточения "мировых фабрик". Наконец, третий, глав­ный поток рабочей силы шел из Азии и стран Карибского бассейна в "мировые города" (Нью-Йорк, Лос-Анджелес и др.), в которых сосредо­точивались центры управления и обслуживания мирового капиталистичес­кого хозяйства, в частности крупных транснациональных корпораций.

3.Необходимость государственного регулирования миграции

На развитие и вызревание правовых основ мирового рынка труда еще слабо воздействуют те силы, которые обычно заинтересованы в таких правовых основах. Вряд ли можно говорить о серьезной заинте­ресованности, например, ТНК в принятии международных норм ООН и МОТ о контроле за их деятельностью, хотя ТНК обычно не возражают против добровольных и ограниченных норм (недаром полный "Кодекс поведения" для ТНК вот уже второе десятилетие обсуждается в ООН, и окончательное принятие его скоро еще не предвидится).

Вместе с тем не столь активно в этом плане и международное рабочее и профсоюзное движение. Как Всемирная федерация профсоюзов (ВФП), так и Международная конфедерация свободных профсоюзов (МКСП) имеют не только в ООН, но и в таком специализированном учреждении ООН, как МОТ всего лишь "полный консультативный статус", и они мало что решают в нормотворчестве ООН и даже МОТ. Нельзя сказать, что международные профцентры озабочены формированием правовых основ мирового рынка труда. Например, действующие в составе ВФП междуна­родные отраслевые объединения профсоюзов (МОПы) и более тесно свя­занные с нуждами национальных профсоюзов международные производ­ственные секретариаты, примыкающие к МКСП, больше заняты между­народными связями своих профсоюзов и координацией их практической деятельности, чем проблемами правового регулирования и защиты рабо­чих на мировом рынке.

Наконец, серьезным препятствием для создания правовых основ мирового рынка рабочей силы оказываются существующие разли­чия между национальными правовыми системами регулирования труда. Речь в данном случае идет не только о глубоких различиях, основываю­щихся на разных идеологических принципах "капиталистических" и "со­циалистических" систем трудового права (последние, кстати говоря, дейст­вительно имеют многие своеобразные черты положительного и отрица­тельного для трудящихся свойства). Нельзя не учитывать также и оче­видные различия западноевропейского континентального трудового права и англосаксонского права, основывающегося до сих пор в значительной степени на судебном прецеденте. Западные специалисты (например, экс­перт МОТ Ф. Моргенштерн) уделяют большое внимание изучению этих противоречий и разработке способов приведения их в соответствие с едиными международными нормами о труде.

Однако было бы ошибкой не видеть, что в международном трудовом праве уже сравнительно давно, по крайней мере в последние несколько десятилетий, вызревают и скла­дываются (хотя и медленно) основные положения правового регулиро­вания мирового рынка труда и рабочей силы. Более того, можно, оче­видно, утверждать, что в начале 90-х годов уже во многом сформиро­вались основы правового регулирования нынешнего западноевропейского рынка труда-"европейского единого рынка" рабочей силы.