Смекни!
smekni.com

Рынок ценных бумаг Японии (2003г.) (стр. 5 из 7)

Одним из элементов реформы явилось создание специального регулирующего органа вне министерства финансов, на который возложен контроль над всей финансовой системой страны (175 национальными банками, 93 иностранными банками, 76 страховыми компаниями и 226 брокерско-диперскими фирмами и т.д.),- Агентства финансового надзора (Financial Supervisory Agency). Агентство приступило к работе в июне 1998 г.

Агентство подчинено непосредственно премьер-министру. Министерство финансов будет отвечать за планирование и формулирование финансовой политики в целом и координировать деятельность в области международных финансовых отношений, в первую очередь вопросы, связанные с валютной политикой.

Агентство, как предполагается, будет участвовать в подготовке нормативных документов, касающихся финансовых учреждений, хотя в 1998 г. полной ясности по вопросу о том, как будут распределены между ними обязанности, не было. Банк Японии при этом сохраняет привилегию проверять банки и при необходимости блокировать счета нарушителей, но при этом наложение санкций возложено на Агентство.

По предварительным оценкам, в Агентстве будет работать примерно 400 человек - большей частью (80%) сотрудники, переводимые из министерства финансов. Для сравнения: количество контролеров в США составляет примерно 8000, новый контролирующий орган Великобритании - Ведомство финансового надзора - будет насчитывать 2700 человек (International Capital Markets: Developments, Prospects and Key Policy Issues. P. 126).

6. Особенности акционерного капитала

Японский рынок акций отличается большой спецификой. Как правило, акционерный капитал больше развит в тех странах. где у акционеров больше прав. В 1989 г. находящийся в Нью-Йорке научный центр Investor Responsibility Research Center провел специальное исследование прав акционеров в 9 странах (США, Япония, ФРГ, Франция, Великобритания, Италия, Канада, Австралия, Швейцария). В расчет брались 4 показателя: раскрытие корпоративной информации, право голоса, уведомление акционеров о предстоящем собрании, голосование по доверенности. Права акционеров в США были приняты за 100. Япония оказалась на последнем месте с индексом 48.

Центр пришел к выводу, что из всех указанных стран в Японии зашита прав акционеров наименьшая и здесь существует больше всего препятствий для проявления инициативы инвесторов.

Тем не менее при этом по величине капитализации Япония занимает второе место в мире, а по доле капитализации в ВВП (примерно 80-90% в середине 90-х) сравнима с англо-саксонскими странами. Все крупнейшие корпорации и большинство мелких находятся в собственности других корпораций, причем у многих собственников. Корпоративные акционеры владеют акциями прежде всего в стратегических целях - для укрепления долгосрочных связей, завоевания новых клиентов и защиты от нежелательных аутсайдеров. В отличие от Японии в США половина акций в той или иной форме находится в руках физических лиц. Их цель, как правило, состоит в получении больших дивидендов. Поэтому зачастую возможности управляюших проводить долгосрочную политику ограничены. Дело в том, что менеджеры, направляющие слишком большую часть прибыли на накопление в ущерб дивидендам, вскоре становятся свидетелями того, как цена акций их компании падает, а она сама становится объектом для поглощения "корпоративными пиратами". Таким образом, управляющие в США постоянно сталкиваются с проблемой конфликта интересов компании и акционеров.

В Японии, где основные акционеры - корпорации, владение акциями, как отмечалось выше, преследует с их стороны иную цель, чем просто получение дивидендов. Конечно, в конечном итоге любого инвестора интересует прибыль, но в данном случае выгода инвестора вытекает из всего комплекса отношений, связанных со статусом акционера. Для корпорации приобретение акций - средство получить кредит, заключить новый контракт или приобрести новую технологию. Взаимоотношения между компанией и ее акционерами основаны на взаимных привилегиях. Во многих случаях две фирмы имеют акции друг друга, чтобы быть уверенными в том, что они находятся у "дружественной организации".

Поэтому если в США акционер считает, что курс акций упадет, он продает свои акции. В Японии - нет, поскольку взаимоотношения с компанией, чьи акции ему принадлежат, могут от этого пострадать.

Хотя организованный фондовый рынок (фондовая биржа) возник в Японии уже через десять лет после революции "мэйдзи", он был слабо связан с потребностями дзайбацу, которые сами контролировали банки и другие финансовые институты. Только в 30-е годы японские холдинги были вынуждены выпустить - акции для более широкого круга инвесторов. Но в целом дзайбацу оставались закрытыми организациями.

Фактически фондовый рынок в традиционном понимании возник в Японии лишь после Второй мировой войны. Американская оккупационная администрация под руководством генерала Дугласа Маккартура провела ликвидацию довоенных дзайбацу с продажей акций широким слоям населения. В 1948 г. японский парламент принял Закон о ценных бумагах и биржах. В его основу легло соответствующее американское законодательство (Закон о ценных бумагах 1933 г. и Закон о фондовых биржах 1934 г.).

Акционерами японских компаний стали миллионы японцев, которым в конце 40-х годов принадлежало примерно 70% всех акций. Это был единственный период в экономической истории современной Японии, когда собственность была действительно демократичной.

Но этот период оказался очень коротким. Корпорации стали восстанавливать свои былые позиции с помощью выкупа акций. Процесс этот имел свою специфику. В отличие от США японским корпорациям запрещено скупать собственные акции. Нельзя создавать и финансовые холдинги. Поэтому для восстановления позиций компании прибегли к взаимному владению акциями.

В итоге в Японии сформировались мощные объединения компаний - финансово-промышленные группы (кейрецу). На долю шести кейрецу приходится примерно четверть всех зарегистрированных акций японских компаний. Четыре из этих кейрецу - потомки довоенных холдингов дзайбацу.

ФПГ - явление, свойственное не только Японии, но здесь они имеют наиболее явные формы, и кроме того, Япония - единственная страна в мире, где публикуются официальные статистические данные о ФПГ.

Три из шести ФПГ - Мицубиси, Мицуи, Сумитомо - сохранили названия своих предшественников, в то время как Ясуда поменяла имя на Фуйо.

Две другие группы, возникшие после 1945 г., развивались на базе банков "Санва банк" и "Дай-ичи кангио банк". Следует отметить, что в отличие от довоенных дзайбацу современные ФПГ не имеют в качестве ядра холдинговую компанию. Согласно Антимонопольному закону 1947 г., принятому под давлением американской оккупационной администрации, нефинансовые компании с активами свыше 30 млрд. иен не могут иметь акции других компаний на сумму большую, чем их собственный акционерный капитал.

Таким ядром выступают банки, хотя и для них есть определенные ограничения. Так, банкам запрещено иметь более 5% акций одной корпорации (с 1951 по 1987 гг. это ограничение составляло 10%). Не более 10% акций одного эмитента могут приобретать страховые компании. В ФПГ входит также страховая компания и множество промышленных и торговых компаний.

Итак, банки находятся в центре "Корпорации Япония", как часто называют японскую экономику. На них приходится о 19.2% акционерного капитала страны. Почти все банки имеют солидный портфель акций, но львиная доля сосредоточена в трех банках долгосрочного кредита, шести городских банках (каждый из которых возглавляет ФПГ) и 7 доверительных банках.

Уже многие годы японские банки занимают первые места в списке крупнейших банков мира (по активам), публикуемым английским журналом The Banker.

Банки долгосрочного кредита - Индустриальный банк Японии, Банк долгосрочного кредита и Японский кредитный банк - после войны обеспечивали основную долю долгосрочного кредитования японской промышленности.

Городские банки, как отмечалось выше, образуют ядро ФПГ. На них приходится примерно 10% акционерного капитала Японии. Тесно связаны с ними (зачастую являются дочерними компаниями) так называемые доверительные банки. На них приходится примерно 3% акций. В основном они выполняют трастовые услуги, включающие управление пенсионными фондами (привилегия, которую они делят с компаниями страхования жизни), и управление инвестиционными трастами (аналог американских инвестиционных компаний).

Страховым компаниям принадлежит 10% акционерного капитала страны. Инвестиционные трасты владеют примерно 3.3% акций. Эти институты коллективного инвестирования управляются в основном Большой четверкой брокерско-дилерских фирм и соответственно находятся в сфере их влияния.

На долю нефинансовых корпораций приходится примерно 21% всех акций. Как отмечалось выше, перекрестное владение акциями представляет собой отличительную особенность Японии. В США крупнейшие корпорации редко являются акционерами других крупнейших корпораций.

Доля иностранных инвесторов в акционерном капитале за 80-е годы снизилась (6,3% в 1983 г. и 4,2% в 1992 г.). Произошло это на фоне либерализации японского законодательства в отношении иностранных инвесторов, традиционно довольно жесткого. В 60-е годы иностранные, особенно американские, инвесторы были весьма активны на рынке японских акций. Но в 80-е годы, когда курсы акций японских эмитентов стали быстро расти, значительная часть пакетов была продана. В 90-е годы после того, как курсовая стоимость акций японских компаний пришла в большее соответствие с базовыми экономическими показателями, иностранцы вновь начали инвестировать средства в японские акции, в результате чего их доля вновь повысилась до 7,4% в 1995 г и до 18,3% в 2002.