Смекни!
smekni.com

Фотоаппарат (стр. 3 из 4)

Сверхширокоугольные объективы («рыбий глаз») способны создавать необычный оптический эффект. В отличие от других объективов поле зрения у них не прямоугольной, а подушкообразной или бочкообразной формы (см. рис. 2.13, д). Изображение на фотографии — круглое. Объективы интересны в смысле получения всевозможных фотоэффектов (существенно искажают привычные для человека пропорции окружающих предметов, создают эффект нерезкого изображения по краям и т. д.).

Длиннофокусные и телеобъективы применяются в основном для съемок крупным планом, портретных съемок, съемок спортивных состязаний, фотоохоты.

Панкратические (объективы с переменным фокусным расстоянием) дают возможность получения изображений объектов в различных масштабах из одной точки съемки. Это многокомпонентные системы, имеющие подвижные и неподвижные оптические элементы, что позволяет увеличивать или уменьшать фокусное расстояние объектива (рис. 2.14). Один панкратический объектив заменяет несколько сохраняется

|


Рис. 2.8. Главное фокусное расстояние объектива: Рис. 2.9. Обозначение основных ха­рактеристик объектива:

а — «Индустар-50»; б — «Гелиос-44»

а— оптическая схема главного фокусного

рас­стояния, где Н—задняя главная плоскость;

Д — диафрагма; б — приближенный способ


Рис. 2.10. Масштаб изображения при съемке объективами с различным фокус­ным расстоянием (съемка с одной точки)


Рис. 2.11. Изменение соотношения размеров объектов при съемке различными объективами:

а — объектив с К—28 мм; б — объектив с Г=300 мм


Рис. 2.12. Удаление от объекта съемки объективов с различным фокусным расстоянием

Рис. 2.13. Возможности объективов с различным фокусным расстоянием при съемке с одной точки


Рис. 2.14. Оптическая схема панкратического объектива «Рубин-1»

ФОТОГРАФИЯ (от фото... и ...графия), совокупность методов получения стабильных во времени изображений предметов и оптических сигналов на светочувствительных слоях (СЧС) путём закрепления фотохимия, или фотофизич. изменений, возникающих в СЧС под действием излучения, испускаемого или отражаемого объектом Ф.

Общая последовательность действий в Ф. не зависит от выбора СЧС и процесса получения стабильного изображения на нём не включает след, стадии: создание на поверхности СЧС распределения освещённостей, соответствующего изображению или сигналу; появление в СЧС вызванных действием излучения химич. или физич. изменений, различных по величине в разных участках СЧС и однозначно определяемых экспозицией, подействовавшей на каждый участок; усиление произошедших изменений, если они слишком малы для непосредственного восприятия глазом или прибором; стабилизация непосредственно возникших или усиленных изменений, к-рая позволяет длительно сохранять полученные изображения или записи сигналов для последующего рассматривания или анализа; извлечение информации из полученного изображения — рассматривание, считывание, измерение и т. д. Эта общая схема может быть дополнена (напр., такой стадией, как размножение изображений), отдельные из перечисленных стадий могут быть разделены на более дробные или совмещены, но в целом схема сохраняется во всех процессах Ф.

способ фиксации портретных или натурных изображений за периоды времени, много меньшие, чем требуются для той же цели художнику. Однако по мере расширения возможностей Ф. стал увеличиваться и круг решаемых ею задач, чему особенно способствовало появление кинематографии и цветной фотографии', соответственно возрастали роль и значение Ф. в жизни человечества. В 20 в. Ф. стала одним из важнейших средств информации и документирования (фиксация лиц, событий и т. п.). технич. основой самого кассового вида искусства — киноискусства, входит в число осн. технич, средств полиграфии, служит орудием исследования во многих отраслях науки и техники. Это разнообразие задач, решаемых с помощью Ф., позволяет считать её одновременно разделом науки, техники и искусства.

Независимо от области применения Ф. можно подразделить на более частные виды по мн. признакам, напр.по временному характеру изображения — на статическую и динамическую (наиболее важным примером которой служит кинематография); по химическому составу СЧС — на серебряную (более строго — галогенидо-серебряную) и несеребряную: по способности передавать только яркостные или также н цветовые различия в объекте — на чёрно-белую и цветную; в зависимости от того, передаются ли изменения яркостей в объекте различиями поглощения света в изображения или различиями оптической длины пути света в нём — на амплитудную и фазовую; по пространственному характеру изображений — на плоскостную и объёмную. Последнее разделение, впрочем, требует оговорки: любое фотография, изображение само по себе является плоским, а его объёмность (в частности, в стереоскопической Ф.) достигается одновременной съёмкой объекта с двух близких точек и последующим рассматриванием сразу двух снимков (при этом каждого из них толы» одним глазом). Совершенно особым видом объёмной Ф. можно считать голографию, но в ней способ записи оптической информации об объекте и его пространственных свойствах принципиально иной, чем в «обычной» Ф., и похож на Ф. только использованием СЧС для за-писи информации.

Исторический очерк. История Ф. начинается с опытов, в которых на бумагу пли холст с помощью камеры-обскуры проектировали изображение объекта и зарисовывали его. Эти опыты начались не позднее конца 15 в.; о них знал и сам воспроизводил их ещё Леонардо да Винчи. Однако Ф. в собственном смысле слова возникла значительно позднее, когда не только стало известно о светочувствительности мн. веществ, но и появились приёмы использования и сохранения изменений в таких веществах, вызванных действием света. В числе первых светочувствительных веществ в 18 в. были открыты и исследованы соли серебра. В 1802 Т. Уэджвуд в Великобритании смог получить изображение на слое АgМОз, но ещё не сумел его закрепить. Датой изобретения Ф. считают 1839, когда Л. Ж. М. Дагер сообщил Парижской академии о способе Ф., названном им в собственную честь дагеротипией, хотя авторство его было спорным и мн. важнейшие особенности этого способа являются достижениями Ж. Н. Нъепса, разработанными им единолично или в сотрудничестве с Дагером. Почти одновременно с Дагером о др. способе Ф.— к а л о т и п и и (от греч. кalos — красивый, превосходный и typos — отпечаток) сообщил в Великобритании У. Г. Ф. Тол-бот (патент на этот способ выдан в 1841). Сходство обоих названных способов ограничивалось использованием АgI в качестве СЧС, различия же велики и принципиальны: в дагеротипии получалось сразу позитивное зеркально отражающее серебряное изображение, что упрощало процесс, но делало невозможным получение копий, а в калотипии изготовлялся негатив, с которого можно было делать любое число отпечатков. В этом отношении калотипия более близка к совр. Ф., чем дагеротипия; кроме того, в первой из них, как и в совр. Ф., проявление использовалось не только для того, чтобы сделать скрытое фотографическое изображение видимым для глаза, но и для того, чтобы его усилить.

Из дальнейших открытий, принципиально важных для развития Ф., надо отметить прежде всего переход от камеры-обскуры со случайно выбранным объективом низкого качества к камере со спец. хорошо исправленным съёмочным объективом (его создал венг. оптик И. Пецваль в 1840; о т. н. у с л о в и и П е ц-в а л я ) и переход от мокрых СЧС, приготовляемых непосредственно перед съёмкой, к заранее приготовляемым сухим СЧС, способным длительно храниться в темноте без существенных изменений. В этом отношении решающую роль сыграли замена коллодионных СЧС желатиновыми (желатину в Ф. впервые широко использовал англичанин Р. Мэддокс, 1871), а также применение вместо чистого АgI др. галогенидов Аg, более удобных с практич. точки зрения. Наиболее распространённый вид СЧС — сухие желатиновые слои с диспергированными в них микрокристаллами АgНаl (На1 = = С1, Вг, С1 4- Вг, С1 + I, С1 + Вг + I, Вг + I. причём содержание АgI ни в одном случае не превышает неск. %). Именно такие СЧС стали массово выпускаться промышленностью с сер. 1870-х гг. Первоначально их изготовляли на стеклянной подложке (пластинки), а затем также на бумажной и плёночной. Хотя массовый выпуск плёнок начался на полтора десятилетия позже, чем пластинок (после изобретения гибкой нитроцеллю-лозной подложки амер. изобретателем Г. Гудвином, 1887), этот вид материалов постепенно стал преобладающим, чему сильно способствовало создание малогабаритных плёночных камер, со временем вытеснивших громоздкие пластиночные камеры (за исключением спец. репродукционных). К 70-м гг. 20 в. ок. 90% всех выпускаемых АgНа1-СЧС составляют плёнки, а на долю пластинок приходится менее 1%. В совр. ассортименте фотографических материалов плёнки обычно являются негативными СЧС (кроме кинопозитивных и обращаемых — см. ниже), бумаги — позитивными (за исключением спец. копировальных), пластинки — только негативными (см. Бумага фотографическая, Пластинки фотографические, Плёнка кино- и фотографическая).