Смекни!
smekni.com

Проблема Ценностей, как проблема выживания человечества (стр. 2 из 2)

Другим условием успеха такой идеи является ее убедительность, убедительность ее осуществимости и достижимости целей, которые она провозглашает.

Но что из того, что системы ценностей у народов меняются под воздействием идей? Ведь, как я уж сказал, любая система ценностей какие-нибудь потребности человеческой натуры ограничивает, угнетает. Как в этой ситуации убедить, скажем, фанатичных мусульман отказаться от любимой ими системы ценностей, если она удовлетворяет те их потребности, которые они чтут высоко, и угнетает те, которыми они пренебрегают, не испытывают ощущения их угнетенности? А мы еще сообщим им радостную весть, что любая система ценностей какую-нибудь потребности угнетает. Добавим сюда еще то, что любой народ держится за свою систему ценностей (пока не надоела) еще и по причине национальной гордости, поскольку ею отличается от других. А поскольку во многих случаях система ценностей народа (общности) связана с его религией, то крепость привязки усиливается убеждением, что именно эти ценности Бог повелел ценить превыше всего.

Я показываю в своих работах, что существует оптимальная система ценностей, система морали, которая обеспечивает обществу наивысшее качество жизни (при прочих равных условиях, типа уровня развития технологии и т.п.). Еще я показываю, что эта система практически инвариантна, в частности очень мало зависит от национальных особенностей того или иного народа, т.е. - общечеловеческая. Ее существование обусловлено общей частью в природе всех людей и тем общим, что есть в природе любого общества, независимо от строя , способа управления и т. п. Общее в природе всех людей намного превосходит различия от индивида к индивиду и от народа к народу, поскольку все люди принадлежат к одному виду, а внутри видовые различия намного меньше межвидовых. Также в природе любого общества есть общая основа, связанная с необходимостью людей во взаимодействии, что, собственно, привело к возникновению общества. Для получения оптимальной морали я ввел понятие качества жизни, рассматривая его как функцию переменных параметров – норм морали и ценностей и далее решал ее как классическую задачу на оптимум. С той разницей, естественно, что здесь, в отличие от задач из области естественных наук, функция качества жизни не может быть выражена через классические, так называемые конечные функции типа синуса, косинуса и прописывается лишь на качественном уровне. Аналогично, процедура варьирования также осуществляется на качественном уровне. Это не позволяет достигнуть той точности, которая достигается в естественных науках, но она здесь и не нужна.

Что касается привязки систем ценностей к религии, то, прежде всего, нужно отметить, что священные тексты любой религии допускают разное толкование, отчего и развелось у каждой из них несть числа конфессий. Причем нет на сегодня метода объективировать, доказать истинность конкретного толкования и его превосходство перед другими.

Я, на базе моего Единого Метода Обоснования показал, что, по крайней мере, для монотеистических религий: Иудаизма, Христианства и Мусульманства это можно сделать. Можно рационально обосновать истинное толкование и показать, что все остальные не верны и в чем они отличаются от истинного. И для Иудаизма и Христианства я проделал эту работу («От Моисея…»). При этом выяснилось, что мораль, извлекаемая таким образом из Библии, практически совпадает с оптимальной моралью, обоснованной чисто рационально («Неорационализм»). Я уверен, что тот же результат получится и при исследовании Корана. Суть Единого Метода в его приложении к религии вкратце можно сформулировать так. Я рассматривал в качестве аксиом данной «теории» (Святого Писания) только утверждения Самого Господа Бога и Иисуса Христа. Любые же утверждения людей, сколь бы авторитетными они не признавались церковью (апостолы, отцы церкви) и какими бы ссылками на видения или иную связь с Богом не подтверждались, априорно за истинные не принимались и проверялись на соответствие аксиомам.

Таким образом, мы получаем систему морали, в необходимости принятия которой можно убедить всех рационально мыслящих людей, поскольку она – оптимальна, и верующих разных конфессий разных религий, потому что именно она соответствует истинному смыслу их Священных Писаний. И это не будет система ценностей, навязываемая одним народом другому, она - общечеловеческая.

Не стоит опасаться и того, что она нивелирует все национальные особенности и культуры и приведет к обязательному объединению всех конфессий и религий. Я показал, что хотя оптимальная мораль – инвариантна и едина для всех народов, но она охватывает не все поле морали, а лишь главную часть его. При этом остается еще достаточно степеней свободы, для существования этноэтики, у каждого народа своей, чего вполне достаточно для существования национальной культуры при сохранении общечеловеческих ценностей. Что касается религии, то система ценностей, хоть и является главной частью в ней, но она не накрывает теологии и ритуалистики. Верить ли в Яхве, Аллаха или Иисуса Христа, считать ли, что Бог триедин, или Иисус Христос – только Сын Божий, но не есть Сам Бог, соблюдать ли те или иные религиозные обряды и празднества, все это останется на усмотрение верующих соответствующих религий и их конфессий.

После всего, я, конечно, понимаю, что никакая идея, как угодно обоснованная, никогда не бывала принята всеми людьми, всем человечеством. Но, во-первых, человечество никогда не стояло раньше перед возможностью своего уничтожения. Во-вторых, никогда еще не выдвигалась идея, способная объединить людей верующих и не верующих. И, наконец, речь идет не о доказательстве математической теоремы, а о выживании человечества. Здесь «все» - это не абсолютно все. Конечно, останутся какие то отморозки, сумасшедшие фанатики, вроде наиболее отъявленных вахабитов, которых ничем, в принципе, нельзя убедить. Но их шансы будут ничтожно малы, если остальная часть человечества выступит против них единым сплоченным и одухотворенным одной идеей фронтом. Ведь в том то и сила религиозных фанатиков, что остальной мир пребывает в стадии деморализации и бездуховности, лишь прикрываемой иногда эрзацами духа. Не религиозные фанатики сегодня в действительности угрожают миру, а отсутствие подлинной, правильной духовной идеи.