Смекни!
smekni.com

Ян Амос Коменский (стр. 5 из 6)

4. “Четвертый, пятый и шестой годы будут и должны быть полны ручного труда и всяких строительных работ. Нехорошим признаком является слишком спокойное состояние ребенка в время сидения и ходьбы. Если ребенок всегда бегает или всегда чего-то хочет делать, это служит верным доказательством здорового тела и живого ума. Поэтому, как было сказано, за что-бы ребенок не взялся, не только не нужно ему мешать, но скорее нужно помогать, с тем, чтобы все, что делается, делалось разумно и подготовляло дорогу дальнейшим серьезным трудам”.

Его учебник “Мир чувственых вещей в картинках” имеет специальные главы, обучающие какому-либо ремесленному труду или работе. Например: “Садоводство”, “Землеводство”, “Животноводство”, “Выпечка хлеба”, “Рыбная ловля” и т.д.

Следует подчеркнуть важное положение Коменского о том, что связь обучения с трудом не может строиться на подчинении обучения узкоремесленной задаче. Он указыает, что человеческая мудрость не может ограничиваться только узкими повседневными делами.

Вместе с тем Коменский не требует знания одного, или наоборот, всех ремесел, но по его мнению учащийся должен ознакомиться “со всеми приемами вообще” Коменский требует воспитывать у учащихся любовь к труду, прилежание и способность преодолевать трудности, причем эти качества должны воспитываться путем непосредственного участия в ней, поскольку “добро развивается посредством дела, а не посредством пустой болтовни”.

Третье трубование Коменского - соответствие обучения возрасту учащегося, оно вытекает из идеи природосообразности.

Коменский пишет: “Тот порядок, который мы желаем сделать универсальной идеей для искусства - всему учить и всему учиться, - должен быть заимствован и может быть заимствован не из чего иного, как только из указаний природы...” По Коменскому, соблюдать закономерности в обучении можно лишь тогда, когда известны законы развития учащегося, его природа.

Однако во времена Коменского научное изучение психичекого развития ребенка фактически еще даже не было начато, поэтому Коменский искал аналогии с явлениями природы. “Природа, создавая птичку, не забывает ни головы, ни крыла, ни ноги, ни когтя, ни кожи, словом, что относится к сущности данного рода птицы... Таким же образом и в школах, оразовывая человека необходимо образовывать его в целом, чтобы сделать его пригодным для настоящей жизни и вместе с тем подготовленным к самой вечности”.

Идея природосообразности - величайшее достижение дидактики. Она знаменовала собой коренной подрыв самых устоев схоластически-догматического обучения, которое на протяжении столетий держало человеческий разум во мраке, лабиринте, тормозило изучение природы и общества,

В учении Коменского о природосообразности в обучении особенно важными являются его взгляды относительно учета закономерностей мыслительных, эмоциональных и волевых процессов ребенка в процессе обучения.

Коменский в своем учении критикует факт перегрузги учащихся недоступным материалом. Он считал нужным не только устранить из обучения все, что недоступно пониманию детей, но и сделать возможным усвоение учащимся многого такого, что в условиях зубрежки и механических упражнений было непонятно для подавляющего большинства школьников. С этой целью Коменский считал необходимым совместное обучение детей, стоящих на одном и том же уровне развития: “Одинаковый детский возраст, одинаковые успехи, нравы и привычки болеее способствуют взаимному развитию, так как глубиною изоретательности один другого не превосходят. Между ними нет никакого стремления к господству одного над другим, никакого принуждения, никакого страха, но одинаковая любовь, искренность, свободные о каждом деле вопросы и ответы.

Коменский считает, что каждый ребенок может одолеть трудности учения, если “мы будем усердно использовать имеющиеся у нас средства”, т.е. такие методы обучения и воспитания, которые наиболее полно учитывают природу ребенка. Он указывает на необходимость индивыдуального подхода к ребенку: “Потому, что уроки при классных чтениях соразмеряются со средними способностями; потому, чтобы более спосоные головы не оставались незанятыми, будучи задерживаемы на одном и том же предмете больше, чем этого требует их понятливость, им дозволено проходить лишнее и прочитывать писателей, не уклоняющихся от курса класса. Такое чтение не нарушает проходимого в данное время учебного курса, а скорее способствует его усвоению”.

Эти взгляды Коменского получили практическое и конкретное выражение в его учебниках, где каждый рассказ или картинка с достаточной полнотой учитывает интересы ребенка, уровень его мышления, его эмоции.

Дидактические принципы

В дидактическом учении Коменского одно из важных мест занимает вопрос об общих принципах обучения, которые обычно называют дидактическими принципами. Принципы обучения подразумевает те положения общеметодического характера, на которые опирается обучение и учение вообще. В педагогической литературе различают дидактические (общие) принципы обучения и методические (частные) принципы обучения.

Коменский впервые в истории дидактики не только указал на необходимость руководствоваться принципами в обучении, но раскрыл сущность этих принципов:

1) принцип сознательности и активности;

2) принцип наглядности;

3) принцип постепенности и систематичности знаний;

4) принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками.

Сознательность и активность

Этот принцип предполагает такой характер обучения, когда учащиеся не пассивно, путем зубрежки и механических упражнений, а осознанно, глубоко и основательно усваивают знания и навыки. Там, где отстутствует сознательность, обучение ведется догматически и в знании господствует формализм.

Коменский разоблачил господствовавший на протяжении многих столетий догматизм и покзал, как схоластическая школа убивала в молодежи всякую творческую способность и закрывала ей путь к прогрессу.

Коменский считает главным условием успешного обучения постижение сущности предметов и явлений, их понимание учащимися: “Правильно обучать юношество - это не значит вбивать в головы собранную из авторов смесь слов, фраз, изречений, мнений, а это значит - раскрывать способность понимать вещи, чтобы именно из этой способности, точно из живого источника, потекли ручейки (знания)”.

Коменский также считает основынм свойством сознательного знания не только понимание, но и использование знаний на практике: “Ты облегчишь ученику усвоение, если во всем, чему бы ты его не учил, покажешь ему, какую это принести повседневную пользу в общежитии”.

Коменский дает целый ряд указаний о том, как осуществить сознательное обучение. Самым главным из них является требование: “При образовании юношества все нужно делать как можно более отчетливо, так, чтобы не только учащий, но и учащийся понимал без всякого затруднения, где он находится и что он делает.

Сознательность в обучении неразрывно связана с активностью учащегося, с его творчеством. Коменский пишет: “Никакая повивальная бабка не в силах вывести на свет плод, если не будет живого и сильного движения и напряжения самого плода”. Исходя из этого, одним из самых главных врагов обучения Коменскийй считал бездеятельность и лень учащегося. В своем труде “Об изгнании из школ косности” Коменский раскрывает причины лени и дает ряд указаний о том, как ее ускоренить.

Коменский считает, что “косность есть отвращение к труду в соединении с леностью. С нею связаны:

1) беглость от работы и уклонение от задаваемых работ;

2) вялое, холодное, поверхностное и безучастное исполнение их;

3) медлительность и прекращение уже начатых работ”.

Лень учащихся, по Коменскому, выражается в том, что они “не думают, как бы приобрести самим себе свет иситинного и полного просвещения, и еще менее того принимают на себя труд, потребный для достижения такого просвещения”. Коменский считал, что изгонять лень нужно трудом.

Воспитание активности и самостоятельности Коменский считает важнейшей задачей: “Чтобы все делалось посредством теории, практики и применения, и притом так, чтобы каждый ученик изучал сам, собственными чувствами, пробовал все произносить и делать и начинал все применять. У своих учеников я всегда развиваю самостоятельность в наблюдении, в речи, в практике и в применении, как единственную основу для достижения прочного знания, добродетели, и наконец, блаженства”.

Наглядность

Принцип наглядности обучения предполагает прежде всего усвоение учащимися знаний путем непосредственных наблюдений над предметами и явлениями, путем их чувственного восприятия. Наглядность Коменский считает золотым правилом обучения.

К использованию наглядности в процессе обучения обращались еще тогда, когда не существовало письменности и самой школы. В школах древних стран она имела довольно широкое распространение. В средние века, в эпоху господства схоластики и догматизма, идея наглядности была предана забвению и ее прекратили использовать в педагогической практике. Коменский первым ввел использование наглядности как общепедагогического принципа.

В основе учения Коменского о наглядности лежит сенсуалистически-материалистическая гносеология. Для обоснования наглядности Коменский много раз приводил одну фразу: “Ничего не может быть в сознании, что заранее не было дано в ощущении”.

Коменский определял наглядность и ее значение следующим образом:

1) “Если мы желаем привить учащимся истинное и прочное знание вещей вообще, нужно обучать всему через личное наблюдение и чувственное доказательство”.

2) “Поэтому школы должны предоствлять все собственным чувствам учащихся так, чтобы они сами видели, слышали, осязали, обоняли, вкушали все, что они могут и должны видеть, слышать и т.д., они избавят, таким образом, человеческую природу от бесконечных неясностей и галлюцинаций...”