Смекни!
smekni.com

Литературный герой ДМИТРИЙ ДОНСКОЙ

ДМИТРИЙ ДОНСКОЙ - 1) герой литературных памятников Древней Руси. Д.Д.- реальное историческое лицо (годы жизни: 1350-1389), сын Ивана Ивановича Красного, внук Ивана Калиты, с 1359 г.- великий князь московский, канонизированный русской православной церковью (1988). Победил монголо-татар на реке Воже (1378), возглавлял победоносные русские полки в одной из крупнейших битв эпохи средневековья - Куликовской. Свое прозвание получил в связи с разгромом полчищ Мамая на Куликовом поле. 8 сентября 1380 г., между Доном и Непрядвой. Образ Д.Д. нашел свое отражение в памятниках московской литературы XIV-XV вв. (произведения Куликовского цикла). Так князь становится центральной фигурой летописных повестей, где «христолюбивый» предводитель русского воинства противостоит «безбожному» хану Мамаю и его союзникам (Ягайло, Олег Рязанский). Прославляется Д.Д. и в «Задонщине» (конец XIV - начало XV в.), которая стала лирическим откликом на Куликовскую победу. События 1380 г. рассматриваются автором (принято считать, что это Софоний Рязанец) как реализация призыва к единению русских князей в борьбе с кочевниками. Автор хочет воспеть Д.Д. и потомков киевских князей «песньми и гуслеными буйными словесы». Эта же мысль звучит и в словах самого Д.Д.: «Братия и князи русские, гнездо есмя были великого князя Владимера Киевскаго! Не в обиде семи были по рожению ни соколу, ни ястребу, ни кречету, ни черному ворону, ни поганому сему Мамаю!» Подробный рассказ о том, «како дарова богь победу государю великому князю Дмитрею Ивановичю», содержится в крупнейшем произведении Куликовского цикла - «Сказании о Мамаевом побоище» (сер. XV в.). Здесь приводятся сведения, отсутствующие в других источниках: поездка Д.Д. к Сергию Радонежскому в Троицкий монастырь, послание Сергия князю, «испытание примет» перед битвой Д.Д. с Боброком Волынцем, переодевание Д.Д. и Бренка перед боем, поиск раненого князя после битвы. «Сказание» многократно издавалось в XVIII - XIX вв., использовалось писателями нового времени. Особое торжественно-риторическое прославление Д.Д. было создано после кончины великого князя - «Слово о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича царя русского». Образ идеального правителя наделен всеми христианскими добродетелями. Агиографическое сочинение состоит из рассказа о судьбе Д.Д., плача его вдовы Евдокии и похвалы умершему князю. Своими добродетелями Д.Д. уподобляется библейским пророкам.

Лит.: Сказания и повести о Куликовской битве. Л., 1982; Прохоров Г.М. Памятники переводной и русской литературы XIV-XV веков. Л., 1987.

2) Герой трагедии В.А.Озерова «Дмитрий Донской» (1807). Д.Д. Озерова далек от своего исторического прототипа. Факты, изложенные в пьесе, очень условно связаны с событиями Куликовской битвы. Написанная в период наполеоновских войн, когда планы Наполеона относительно России становились все более ясны обществу, трагедия Озерова отвечала патриотическим настроениям публики, что во многом определило ее ошеломляющий успех. Но образ героя вызвал у критиков недоумение. По оценке П.Вяземского, автор, «увлеченный романтическим воображением, нанес преступную руку на самый исторический характер Димитрия и унизил героя, чтобы возвысить любовника». Действительно, сюжет трагедии ставит князя в любовную коллизию как раз перед началом Куликовской битвы. Озеров вводит в действие не существовавшую в истории Ксению, княжну Нижегородскую, которую давно и тайно любит Д.Д. Княжна обещана отцом князю Тверскому, одному из участников битвы. Тверской требует от Д.Д. согласия на венчание в воинском стане перед сражением. Князь страстно любит Ксению и не может дать согласия на ее брак с Тверским. Ксения сама приезжает в войско (историческая фантазия Озерова) и объявляет о своем решении уйти в монастырь, чтобы смягчить конфликт, несвоевременность которого очевидна. Желая упростить ситуацию, Ксения ее безмерно усложняет. Благодаря стратегии Д.Д., упорству русских воинов волею судьбы, битва, описанная в тексте подробно, но являющаяся фоном, выиграна. Тяжело раненный Д.Д. найден на поле битвы. Князь Тверской жертвует своим самолюбием и отказывается от брака с Ксенией. Характер Д.Д.- одна из первых удач на пути создания «неправильного», не всегда понятного зрителю героя, идущего своими сюжетными путями, не рассчитывающего на поддержку. Д.Д. Озерова - одинокий путник, неожиданно для себя снискавший славу национального героя. На русской сцене роль Д.Д. исполняли А.С.Яковлев (1807), П.С.Мочалов (1820), В.А. Каратыгин (1822).

Лит.: Вяземский П. О жизни и сочинениях Озерова// Сочинения Озерова. СПб., 1828.

3) Литераторы XIX-XX вв. не раз воссоздавали образ Д.Д. в произведениях различных жанров. Так, после трагедии Озерова появились дума К.Ф.Рылеева «Дмитрий Донской» (1822), героическая поэма А.Орлова «Дмитрий Донской, или Начало российского величия» (1827), сентиментальный роман «Дмитрий Донской», автор которого скрылся за инициалами М.Д. В 1864 г. была опубликована пьеса Д.В.Аверкиева «Мамаево побоище - летописное сказание (картины русской жизни XIV в.)». Великое княжение Д.Д. запечатлели в XX в. и создатели исторических романов. Среди наиболее значительных - романы С.П.Бородина «Дмитрий Донской» (1941), Ф.Шахмагонова «Ликуя и скорбя» (1980), Ю.Лощица «Дмитрий Донской» (1980), Д.Багашова «Отречение» (1990). На события 1380 : откликнулись многие поэты (Л.Трефолев, Шайков, А.Блок, С.Викулов, Н.Старшинов, Л.Бажан, В.Сидоров, В.Сорокин, В.Саянов) и удожники (А.П.Бубнов, П.Д.Корин, И.Глазуов, В.Назарук). Лит.: Афанасьев Э.Л. Куликовская битва в изображении русских писателей XVIII в. // ШЛЯ. 1980. 39. №4. С.291-300; Куликовская битва в литературе и искусстве. М., 1980.