Смекни!
smekni.com

Идеологическое многообразие Российской Федерации (стр. 3 из 6)

Третий уровень идеологии предполагает формирование и функционирование идеологических ценностей на уровне обыденных идеологических представлений и взглядов.

Обыденные идеологические представления образуются двумя путями: первый означает, что идеологи - профессионалы, особенно пропагандисты, разрабатывают примитивные, элементарные идеологические представления и идеи, рассчитанные на самый примитивный уровень усвоения идеологических идей и ценностей. Второй путь предполагает, что идеологические взгляды и представления вырабатываются самостоятельно индивидами в их повседневной жизни. Это обычно взгляды, формируемые личностями в сфере общения и быта (как правило, это рассуждения о политике в компании сослуживцев и друзей).

В любой идеологической системе необходимо выделять также такой уровень идеологии, который можно определить как идеологическая психология. Этот уровень обычно отождествляют с политической психологией масс народа. К данному уровню идеологии следует отнести идеологические чувства и эмоции, которые могут формироваться самостоятельно индивидами.

Во время противостояния идеологических систем отношение между идеологиями (на психологическом уровне) проявляется как психологическая война в бескомпромиссной борьбе идей. К данному уровню следует отнести также элементы бессознательного, проявляющиеся в идеологических чувствах и эмоциях.

1.2 Сущность идеологического многообразия

Определяя сущность идеологии в целом, следует отметить, что идеология есть не только и не столько учение об идеях, а гораздо более широкое объемное явление социальной жизни, являющееся одновременно и теоретическим мировоззрением, и системой вытекающих из мировоззрения регулятивов, установок, норм поведения, и определенной системой идеологического воздействия. К идеологии следует отнести также идеологические институты и организации, которые разрабатывают и внедряют идеологические знания и ценности в сознание народа. Но главное идеологию можно определить как систему знаний и ценностей, лежащих в основании становления, развития и формирования общества.

С этой точки зрения мы увидим, что любое общество основывалось на определенной системе знаний и ценностей, без этой системы знаний общество просто бы не существовало. Идеологические знания это как раз то, что отделяет человеческое общество от животного стада, так же как освоенные и добытые индивидом знания определяют сущность человека и отличают личность от животного существа. Каковы идеологические знания, лежащие в основании развития общества, таково и общество. В течение многих тысячелетий идеологические знания и ценности проявлялись в различных формах, в форме мифа, религии, философии и других идеологических учениях.

Сущность идеологии проявляется в ее свойствах, качествах и характерных чертах. Определяя идеологию, как особую социальную структуру общества, можно выделить следующие характерные черты идеологий. Важнейшей чертой идеологии является то, что она всегда давала целостную картину мира, акцентируя внимание на месте и роли человека в этом мире. Все известные нам идеологии, оказавшие влияние на ход развития человеческих цивилизаций, обязательно давали целостную картину мира. Ибо идеологии мира прежде всего формировали мировоззрение индивидов, а затем уже, дав определенную картину мироздания, определяли регулятивы поведения людей в мире в соответствии с представлениями о месте и роли человека в мироздании. Как известно, Священное писание иудеев и христиан, как основа библейской идеологии, начинается с творения мира Богом в течение шести дней. В других религиозных идеологиях Древнего Египта, Вавилона, Индии обязательно давались картина мира и процесс его творения в религиозной интерпретации. В религиозно-светских идеологиях, особенно в эпоху Нового времени, давались развернутые картины мироздания. Наиболее полные представления о мире мы видим в философских системах Декарта, Спинозы, Шеллинга, Гегеля, Гумбольдта. В XX в. такой религиозно-светской картиной мира представляется система мира, изложенная Тейяром де Шарденом в его знаменитой работе «Феномен человека». Если обратиться к светским идеологиям, то в той или иной мере представления о мире и роли человека в нем обязательно присутствуют в идеологическом учении. Так, марксистский диалектический материализм как раз и давал материалистическую картину мира при рассмотрении проблем материи, пространства, времени, движения, сознания, соотношения природы и общества и т.д. Даже идея Ф. Ницше о вечном возвращении являлась основой построения ницшеанской картины мира. К сожалению, в современной России, когда шел спор об идеологии, ряд авторов выступил с отрицанием мировоззренческой черты идеологии: «Идеология не является всеобъемлющей картиной действительности, объединяющей всех и каждого в силу своей истинности»[2]. Но, как мы выяснили, идеологии всегда давали человеку целостное представление о мире, обществе, человеке, это и есть мировоззренческая сторона любой идеологии. Как отмечает С.Г. Кара-Мурза: «Картина мироздания, “естественный порядок вещей” во все времена были важнейшим аргументом в воздействии на сознание в любом обществе. Картина мироздания служит для человека тем основанием, на котором строятся представления об идеальном или допустимом устройстве общества…

Идеология, обосновывающая политический порядок, производственные отношения и т.д., соотносится с понятиями, в которых человек мыслит свое существование в обществе. А они неразрывно связаны с картиной мира и пониманием места человека в этом мире. Предложив новую картину мира, зарождающаяся европейская наука наполнила эти понятия новым содержанием или даже впервые сформулировала их. Важнейшими по своему идеологическому значению стали понятия “свобода” и “прогресс”»[3].

Следующей важной чертой идеологии является то, что идеологии мира всегда интегрировали, синтезировали знания и ценности, выработанные предшествующими поколениями, заимствуя ранее полученные знания и вымыслы из других идеологий. Так, при создании христианской идеологии были заимствованы, а затем переработаны идеологические знания и ценности египетской, вавилонской, персидской (зороастризма) идеологий; особой переработке были подвергнуты знания и ценности античной идеологии Древней Греции и Рима. Основой, фундаментом христианской идеологии стала библейская идеология иудеев. Что касается ислама, то в идеологии мусульман можно выделить такие идеологические источники, как иудаизм, христианство, зороастризм и, конечно, идеологические идеи и фантазии арабских племенных религий. Интересно, что Библию иудеев и христиан исламские теологи считают черновым вариантом Корана. Источниками марксистской идеологии, как всем известно, являются немецкая философия, английская политэкономия, французский утопический социализм, а также знания французских историков эпохи Реставрации с их идеями классов и классовой борьбы, от которых был один шаг к марксистской теории классовой борьбы, диктатуре пролетариата и партийности идеологии в целом.

Особенным качеством, свойством идеологий является то, что правящая идеология синтезирует знания, добытые в различных сферах жизни общества, особенно в сфере духовной культуры. Когда мы говорим, что идеологии интегрировали знания, то здесь следует отметить, что они синтезировали не только ранее добытые предшествующими поколениями знания других идеологий, но и синтезируют знания, полученные в различных сферах общества. В любом обществе существуют знания, которые производятся в различных социальных сферах, особенно в такой, как духовное производство, где знания специально вырабатываются дифференциальными науками.

Идеологии как раз и выполняют роль интеграторов знаний, добытых в различных сферах общества. Между идеологическими знаниями и знаниями, добытыми в различных сферах, в том числе и в дифференциальных науках, существует определенное взаиморазвитие. Так, идеологические интегральные знания развиваются за счет новых знаний, добытых в различных сферах и науках, а знания дифференциальных наук, в свою очередь, на основе целостных, интегральных знаний правящей идеологии. Поэтому в обществе существует определенный идеологический механизм прогрессивного взаиморазвития дифференциальных и интегральных знаний, являющийся важнейшим механизмом развития и функционирования общества. Кроме мировоззренческого познавательного и гносеологически систематизаторского характера, идеология имеет и функциональный характер. Правда, многие западные идеологоведы и социологи, такие как О. Лемберг, Н. Луман, Т. Парсонс и др., считали, что идеологии имеют исключительно функциональный характер, и поэтому полностью отрицали познавательный аспект идеологий.

К функциональной стороне идеологии следует отнести ряд черт, имеющих функциональный характер. Среди них такое свойство, как то, что идеология стимулирует, мобилизирует и направляет человеческое поведение, интегрируя при этом действия людей в обществе.

Таким образом, идеология, кроме познания, направлена на то, чтобы вызывать активные действия больших масс людей и, главное, мобилизировать их на осуществление поставленных в идеологии программных целей. Как систематизированное учение, служащее определенной цели, идеология представляет собой единое целое, спаянное одной целью, пронизанное общей идеей. Идеологические идеи и ценности во все времена объединяли, интегрировали индивидов вокруг определенных задач и целей, создавая идеологический механизм взаимосвязи больших групп людей в определенные социальные сферы и общества в целом. Поэтому прав один из создателей структурно-функционального анализа в социологии Р. Мертон, утверждавший, что в обществе есть «высшие ценности», которые интегрируют индивидов в социальные системы, придавая целостность обществу в целом. Разумеется, нетрудно догадаться, что такими объединяющими «высшими ценностями» Р. Мертона являются знания и ценности правящей идеологии. Идеология, ориентируя людей на осуществление определенных целей, мотивирует поведение личностей, призывая их к действиям, направленным на реализацию программных задач и целей. Можно сказать также, что «задача идеологии, – писал К. Гирц, – сделать возможной автономную политику, создав авторитетные концепты, которые бы придали ей смысла, и убедительные образы, которые бы сделали ее доступной для восприятия»[4].