Смекни!
smekni.com

Институт конституционных прав и свобод в зарубежных странах (стр. 3 из 4)

Кроме того, существуют естествен­ные ограничения на свободу слова. Им может считаться поку­шение на честь и достоинство личности либо на какую-то тайну (поенную, государственную, дипломатическую, коммерческие секреты и т.д.

Что касается государственных секретов и тайн, то в большинстве высокоразвитых стран установлены сроки, в течение которых они не могут публиковаться (25—30 или 45—50 лет в зависимости от категории государственной тайны, от важности секретов и лиц, которых они задевают, например лиц королев­ских династий, президентов). После истечения этого срока все тайные архивы либо сведения становятся доступными, граждане могут пользоваться ими и на основании архивов создавать до­кументальные и художественные произведения.

Свобода совести и свобода вероисповедания — достаточно близкие понятия. Под свободой совести понимают право исповедовать любую религию либо право не исповедовать никакой, придерживаться атеистических взглядов. Свобода вероисповеда­ния — это свобода исповедовать религию. Во многих зарубеж­ных странах говорится больше о свободе вероисповедания, хотя современные конституции признают и безбожие. В некоторых государствах какой-либо одной из религий придается больший вес, большее значение, чем другим. Например, традиционной религией в Болгарии является восточно-православное вероиспо­ведание (ст. 13 Конституции Республики Болгарии). Очевидно, что если, несмотря на такие юридические предпочтения, в стране не существует полное равноправие всех конфессий, то в ней не - нарушаются права и свободы личности в этой сфере. Во многих государствах в конституциях фиксируется, что церковь и госу­дарство не вмешиваются в права друг друга, что государство и церковь разделены; что школа и церковь не вмешиваются в дела друг друга. Обычно этого достаточно для гарантии невмешатель­ства государства в дела церкви, а церкви — в дела государства.

Правовые гарантии личных прав и свобод бывают уголовно-право­выми, уголовно-процессуальными, административно-процессуальными, но чаще всего их называют правом на судеб­ную защиту. Право на справедливое судебное разбирательство и право на обращение в суд зафиксировано еще в первых поправ­ках к Конституции США, например 6-я поправка содержит важнейшие права обвиняемого в уголовном процессе, т.е. право на скорый и публичный суд беспристрастными присяжными того штата и округа, где совершено преступление.

Право на информацию о характере и причине обвинения, право на очную ставку со свидетелями, право на принудительный привод свидетеля, право на помощь защитника — этот конкретный пере­чень возможных действий обеспечивает личные права, которы­ми лицо может воспользоваться, чтобы уберечь свою неприкос­новенность, защитить свои права. Это очень важно, потому что государство, с одной стороны, предъявляет обвинение в виде органов подавления, а с другой — осуществляет гарантии, кото­рые сдерживают эти органы. Если гарантии личных прав не со­блюдаются, лицо может апеллировать к высшей справедливости и будет оправдано и освобождено из-под обвинений и из-под стражи.


3.КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ГРАЖДАН НА ПРИМЕРЕ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН.

США.

Уровень демократизма любой конституции определяется прежде всего объемом закрепленных в ней прав и свобод, их гарантированностью и некоторыми другими элементами – правовым положением центрального представительного органа, объемом его полномочий, структурой. Конституция США первоначально почти не содержала положений о правах и свободах граждан; в то время они были предусмотрены в конституциях штатов, и отказ закрепить их в основном законе страны диктовался стремлением ограничить возможности их требований на национальном уровне. Тем не менее ряд важных норм можно найти в тексте Конституции. Первая поправка а Конституции – одна из самых знаменитых – закрепила свободу религии, слова и печати. Проблема равноправия мужчин и женщин, которая решена в большинстве европейских государств, до сих пор остается актуальной для США. В начале 70-х гг. предпринималась попытка закрепить равенство женщин и мужчин перед законом. Поправка к Конституции была предложена второй сессией 92-го Конгресса 22 марта 1972 г., когда была одобрена Сенатом.

Индия.

В 1928 г., еще незадолго до завоевания Индией независимости, созданный Индийским национальным конгрессом комитет Мотилала Неру признал, что «нашей первой заботой должно быть закрепление основных прав таким способом, который воспрепятствовал бы их нарушению при любых обстоятельствах». Ныне судебная защита нарушенных прав граждан является составной частью основных прав, поскольку бессмысленно включать права граждан в писанную Конституцию, если они не могут быть осуществлены в принудительном порядке путем использования судов против любых противоправных действий законодательных или исполнительных органов. Помимо обычных гарантий против дискриминации государством граждан в отношении их назначения на должности или найма на работу в государственные учреждения только на основании их религиозной, расовой, кастовой принадлежности, пола или места рождения, Конституция включает запрет неприкасаемости в любой форме, а также устанавливает, что ни один гражданин не может быть лишен доступа в любое общественное место и ограничен в пользовании общедоступными благами или привилегиями только на основании религиозной, расовой, кастовой принадлежности, пола и места рождения.

Провозглашение всеобщего избирательного права (ст. 326) без каких-либо ограничений в отношении пола, имущественного положения, налогообложения и т.д. являются смелым экспериментом, учитывая громадную территорию Индии и разнообразие национального и религиозного состава населения, в основной своей массе неграмотного.

ФРГ.

Раздел 1 Основного Закона на­зывается «Основные права». Вместе с тем конституция гаранти­рует права помимо зафиксированных в этом разделе, которые по своим особенностям отличаются от прав, недвусмысленно назы­ваемых основными.

Наряду с Основным Законом Европейская конвенция по за­щите прав и основных свобод человека от 4 ноября 1950 г. также определяет основные права, которые согласно ст. 2 Закона об этой Конвенции от 7 августа 1952 г. отнесены к области государ­ственного права. Поскольку Конвенция не является общей нор­мой международного права, на нее не распространяется преду­смотренное ст. 25 Основного Закона преимущество; она имеет силу обычного федерального закона.

Основные конституционные права отражают множество ню­ансов, значений, различно акцентированных и часто трудно уло­вимых. С одной стороны, это права личности, т.е. права объек­тивного характера не только в узком смысле, как права человека и гражданина (ст. 3—5, 8, 9), но и в том случае, когда они (ст. 6, 14, 15) гарантируют право или свободу в какой-либо жизненной сфере, т.е. в более широком смысле. С другой — они являются основными элементами объективного правопорядка в обществе. Это относится и к гарантиям, содержащим прежде всего права личности или содержащим вообще не личные права, но тем не менее зафиксированным в своде основных конституционных прав (ст. 7), и к основным правам, имеющим прежде всего субъ­ективный характер.

Ввиду действенного характера основных прав влияние их на формирование правового статуса личности имеет также двойст­венный характер: с одной стороны, предоставление и гарантия права отдельной личности (субъективный характер), а с другой — включение основных элементов демократического и государст­венно-правового порядка в правовую основу этого строя (объек­тивный характер).Правовая основа в свою очередь может стать подлинной только в результате осуществления субъективных прав личности. Конституционно-правовой статус личности, пре­доставленный и гарантированный основными конституционны­ми правами, находит свое выражение в материальном праве, т.е. имеет не безграничное, а совершенно определенное правовое содержание как для отдельной личности, так и для государст­венной власти.

В ряду основополагающих конституционных принципов ведущее место отводится неприкосновенности достоинства чело­века. По немецкому праву содержание достоинства человека вы­ступает в роли ключевого понятия при выделении человека из живой природы, определении характера взаимоотношений чело­века и государства, в частности соотношения роли человека как «цели» и «средства» государства.

Как конституционно-правовая категория неприкосновен­ность достоинства человека предстает в виде первоосновы государственной власти. Право человека на неприкосновенность достоинства проявляется в невозможности его отчуждения: оно не может быть утеряно в результате болезни, виновного поведения и иных причин. Нарушением достоинства человека является пренебре­жение ценностью человеческой личности (унизительные наказа­ния физического и духовного характера, попрание формально-юридического равенства и т.п.).

C правом на неприкосновенность достоинства тесно связано право человека на уважение и защиту достоинства со стороны органов государственной власти, которым вменяется в обязан­ность сводить к минимуму опасность любых нарушений в этой сфере. В случае же таковых лицо имеет право потребовать пре­кращения виновного действия, предъявить иск и добиваться возмещения ущерба в денежном выражении. Здесь вступает в действие судебная защита.