Смекни!
smekni.com

Использование результатов изучения психологических особенностей обвиняемого для решения уголовно-правовых и уголовно-процессуальных задач расследования (стр. 1 из 3)

Криминалистическое изучение личности обвиняемого осуществляется следователем главным образом в целях выбора тех или иных тактических приемов при производстве следственных действий в том объеме, который следователь считает необходимым. Установление целого ряда сведений о личности обвиняемого для правильного решения уголовно-правовых и уголовно-процессуальных задач является строго обязательным, так как непосредственно вытекает из требований закона.

На необходимость изучения психологических особенностей личности обвиняемого в этих целях обращал внимание видный русский юрист А. Ф. Кони: «Изучение его (т. е. обвиняемого. — Автор) на суде может быть только полезно для правосудия, если им разъясняются такие свойства обвиняемого, которыми вызваны движущие побуждения его преступного деяния, или наоборот, с которыми это деяние находится в прямом противоречии».

Решение уголовно-правовых вопросов на основе данных о психологических особенностях личности обвиняемого

К числу уголовно-правовых задач, для решения которых особенно необходимы данные о психологии обвиняемого, относится в первую очередь установление вменяемости (т. е. способности быть виновным), формы вины (умысел или неосторожность), мотивов преступления, эмоционального состояния обвиняемого в момент совершения преступления, обстоятельств, влияющих на степень и характер ответственности.

Вопрос о вменяемости решается с помощью судебно-психиатрической экспертизы. Основанием для ее назначения является сомнение следователя в психической полноценности обвиняемого.

Поэтому следователю необходимо с самого начала расследования уголовного дела обращать внимание на факты, свидетельствующие о наличии странностей в поведении обвиняемого.

Анализ характера и способа совершения преступления, целей, которые оно преследовало, сведений о поведении обвиняемого до и после совершения преступления, отношении обвиняемого к людям, его образе жизни способствует формированию представления о степени психической полноценности субъекта.

Иногда странными представляются действия обвиняемых, составляющие содержание уголовного дела. Например, при расследовании уголовного дела о многочисленных мелких кражах, совершенных у сослуживцев лаборанткой одного из высших учебных заведений, было установлено, что обвиняемая похищала не только попадавшиеся на глаза предметы, имеющие некоторую материальную ценность (губную помаду, пудреницы и т. п.), но и старые почтовые открытки, сломанные шариковые ручки и другие предметы, которые никак не могли быть ею использованы. Эти факты вызвали у следователя предположение, что обвиняемая страдает психическим заболеванием и невменяема. Предположение следователя нашло подтверждение в заключении судебно-психиатрической экспертизы.

Другой обвиняемый нанес телесные повреждения незнакомому человеку, пытавшемуся вслед за ним войти в кабину лифта. Следователь узнал от свидетелей, что с некоторых пор они стали замечать странности в поведении этого человека. Он никогда не входил в лифт, если там уже находились люди, подолгу ждал, когда ему представится возможность подниматься или опускаться в лифте одному, старался ни с кем не встречаться на лестницах, возвращался с половины пути, если слышал, что кто-то идет по лестнице ему навстречу. При судебно-психиатрическом обследовании было установлено, что обвиняемый страдает манией преследования: считает, что именно на лестнице или в лифте на него могут напасть.

Основаниями для сомнения в психической полноценности обвиняемого могут служить сведения о том, что его родители или близкие родственники страдали психическими заболеваниями, сам он с детства отставал в развитии от сверстников, плохо усваивал учебную программу, с трудом адаптировался к школьному режиму, не мог овладеть специальностью, а также некоторые факты, относящиеся к образу жизни: бездумное отношение к будущему, склонность к бродяжничеству, аномалии в сексуальном поведении и др. Признаками психического заболевания могут быть такие интеллектуальные особенности, как несоответствие запаса знаний возрасту, полученному образованию, низкий уровень обобщения, замедленность, поверхностность мышления, трудности в понимании относительно простых ситуаций.

Форма вины (умысел или неосторожность) определяется путем выявления психического отношения обвиняемого к деянию в момент его совершения.

Для констатации таких признаков умысла в преступлении, как осознание человеком общественной опасности своих действий и предвидение наступления их общественно опасных последствий, необходимо иметь представление об уровне и особенностях интеллектуального развития обвиняемого. Используя эти данные, можно ограничить умышленные, злостные действия от поступков, совершенных в силу непонимания сложившейся ситуации или заблуждения.

Желание или сознательное допущение наступления общественно опасных последствий деяния связано с некоторыми особенностями направленности личности и чертами характера.

Мотивы преступления, т. е. побуждения, которыми руководствовался обвиняемый при его совершении, должны устанавливаться при расследовании каждого уголовного дела.

Мотив — это признак, характеризующий субъективную сторону преступления. Его установление необходимо для разграничения составов, имеющих сходные признаки (например, хулиганство и причинение легких телесных повреждений). В ряде случаев выяснение мотива имеет значение для доказывания виновности. Кроме того, мотив преступления может учитываться как отягчающее или смягчающее ответственность обстоятельство, свидетельствовать об отсутствии в действиях обвиняемого общественной опасности.

Представления о том, что такое мотив поведения, в юридических науках и психологии совпадают не полностью.

В психологии под мотивом понимается побуждение к деятельности, направленной на удовлетворение потребностей субъекта, предмет (материальный или идеальный), ради которого деятельность осуществляется.

Уголовное право для обозначения мотивов поведения оперирует такими обобщенными понятиями, как месть, корысть, хулиганские побуждения, низменные побуждения, ревность, неприязненные отношения и др. Некоторые из этих понятий могут включать в себя самые различные психологические мотивы. Например, корыстные действия с психологической точки зрения могут быть мотивированы стремлением к обогащению, потребностью к самоутверждению, завистью, желанием вести праздный образ жизни, страстью к развлечениям или азартным играм, потребностью в удовлетворении труднопреодолимых влечений (например, к алкоголю или наркотикам). Исследование психологических мотивов деяния углубляет познание юридически значимых побуждений, лежащих в основе правонарушения.

При расследовании уголовного дела о нескольких ограблениях и разбойных нападениях, совершенных группой взрослых и несовершеннолетних преступников, было установлено, что мотивы участия в преступлениях были у членов группы весьма различны. Одни из них стремились завладеть имуществом и деньгами, другие — показать свою смелость, наконец, третьи боялись, что с ними расправятся, если они не будут помогать совершать преступления.

Изучение психологических мотивов совершения преступлений каждым участником группы позволило точно квалифицировать их деяния, оценить степень их общественной опасности и роль каждого преступника в функционировании преступной группы.

Все психологические мотивы можно разделить на устойчивые, превратившиеся в силу этого в свойство характера, и ситуативно возникающие. Для установления мотивов, относящихся к первой категории, требуется детальное изучение условий жизни обвиняемого, его образа жизни, направленности его личности, свойств и черт характера. Ситуативно возникающие мотивы чаще всего связаны с устойчивыми, являются как бы производными от них. В отдельных же случаях ситуативные мотивы не совпадают с устойчивыми и даже противоречат им. На возникновение подобных мотивов в сильной степени влияет, как правило, эмоциональное состояние человека. Поэтому для установления ситуативно возникающих мотивов следует располагать данными о некоторых особенностях эмоциональности обвиняемого.

Сложность установления мотива преступления иногда приводит к утверждению о безмотивности, немотивированности преступления (что принципиально неверно, поскольку всякое сознательное поведение побуждается осознанными или неосознанными мотивами) или подмене мотива мотивировкой события обвиняемым, т. е. его ретроспективными словесными объяснениями совершенного. Поэтому попытки установления мотива преступления только со слов обвиняемого, без учета его основных психологических особенностей, анализа поведения могут приводить к серьезным ошибкам.

Установление эмоционального состояния обвиняемого в момент преступления необходимо для квалификации преступлений, совершенных в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения Диагностика аффекта, необходимая для решения вопроса о том, находился ли обвиняемый в момент совершения преступления в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения, составляет специальную задачу, решаемую часто с помощью судебно-психологической экспертизы. Результаты изучения психологических особенностей обвиняемого не могут служить прямым ответом на вопрос, находился ли обвиняемый в момент преступления в состоянии аффекта.

Известно, однако, что предрасполагающими к возникновению аффекта являются такие особенности человека, как высокая, но неустойчивая самооценка, легкая возбудимость, повышенная чувствительность, малая выносливость к сильным раздражителям, склонность к длительному переживанию отрицательных эмоций. Установление у обвиняемого названных особенностей может служить основанием для назначения судебно-психологической экспертизы и оказать помощь экспертам.