Смекни!
smekni.com

Ритуал как древнейшая социальная семиотика. (стр. 4 из 4)

Заключение

Система ритуалов – это семиотическая система, которая представляет собой определенное содержание (информацию о мире) и специфический для данной конкретной семиотики способ хранения и передачи этой информации из поколения в поколение.

Ритуал - коллективное, массовое действие, предполагающее наличие очень тесной и неразрывной связи между индивидом и социумом. В ритуале индивид как бы теряет свое лицо, но приобретает особую силу, вытекающую из осознания своей тесной и неразрывной связи с природой и космосом.

Для современного человекам ритуал – это компонент плана в ы р а ж е н и я конфессиональной семиотики; для верующих он ценен своей традиционностью, индивидуально окрашенными эмоциональными обертонами, однако он утратил ту самодовлеющую фидеистическую актуальность, которой был наполнен для первобытного человека.

Ритуал предстает как самый древний способ хранения информации в бесписьменном обществе. Информация, запечатленная и сберегаемая в системе ритуалов определенного этноса, содержала в себе, во-первых, ту или иную картину мира и, во-вторых, некоторую модель (стереотип, образец) поведения людей в особо значимых ситуациях. Смысл ритуала – именно в повторении, в воспроизведении сложившейся у племени картины мира и представлений о должном поведении в ответственных и критических обстоятельствах. Соблюдение ритуалов ощущалось архаическим социумом как залог безопасности и процветания.

Ряд исследователей, ставящих вопрос о генезисе ритуала, приходят к выводу, что в филогенезе ритуальное действие было первым семиотическим процессом, на основе которого формировались мифологические представления и язык.

Итак, ритуал в качестве знаковой системы выступает средством общественной коммуникации в ее религиозных или светских формах. Номенклатура знаков ритуала не просто жестко определена, употребление любого знака в ритуале всегда мотивировано. Это значит, что знак в данном случае имеет совсем не условный и, следовательно, не случайный характер. Отношения между знаком и означаемой информацией определяется не простым соглашением участников ритуальной коммуникации. Между ритуалом и его значением устанавливается некая онтологическая зависимость. Значение ритуала воздействует на качество знаков, используемых для передачи этого значения.

Выбранный в качестве знака материальный объект одновременно передает информацию и вызывает определенные эстетические переживания. Постройка дома уподоблялась сотворению мира, свадьба – священному браку, болезнь – борьбе добрых и злых духов, похороны – уходу в иной мир для последующего воскрешения.

Список литературы

Королева Э.А. Ранние формы танца. Кишинев, 1977

Мечковская Н. Б. Язык и религия.

Самыгин С. И. Религиоведение: социология и психология религии. (священные ритуалы и церемонии) Ростов-на-Дону 1996.

Тернер В. Символ и ритуал. М., 1983.

http://anthropology.ru/ru/texts/morina/secular_29.html (ритуальный танец)

http://filosof10.narod.ru/family/fm0401.htm (семейные обряды)

http://www.humanities.edu.ru