Смекни!
smekni.com

Практикум по культурологии тематика. (стр. 2 из 2)

Взаимоотношения между культурой и государством (на примере любой цивилизации). Культура и природа. Экологическое сознание Запада и Востока. Народ и интеллигенция - творцы культуры. Этнокультурные стереотипы.

Раздел второй. Культурологические концепции: школы, направления, теории

I. Историческая школа: два противоположных взгляда

1. Поиски общих законов истории

Марксизм о смене общественно-экономических формаций (первобытнообщинной, рабовладельче­ской, феодальной, капиталистической, коммунистической).

Уникальность культур и культурное единство человечества. К. Ясперс (1883-1969) о смысле и назначении истории.

2. Концепции локальности культурно-исторических процессов.

Н.Я. Данилевский (1822-1885): о культурно-исторических типах и различиях между народами. 0. Шпенглер (1880-1936): о великих культурах, их просимволах и стилях. А.Д. Тойнби (1889-1975): постижение истории.

II. Натуралистическая школа

1. Расово-физиологическое направление Идеи Ж.А. Гобино (1816-1882) о неравенстве человеческих рас. Ф. Ницше (1844-1900) - основоположник «Философии жизни».

2. Психоаналитическое направление Культура - проекция индивидуальной психики на общественный экран.

3. Фрейд (1856-1936) основоположник психоанализа.

III. Социокультурная школа

П.А. Сорокин (1889-1969) о трех типах культур: чувственном, идеациональном (сверхчувственном), идеалистическом.

А. Вебер (1868-1958) о трех взаимосвязанных процессах в истории.

IV. Символическая школа: особенности языковой и информационной культуры Культура как мир знаков.

Природное и социальное в языке. Эволюция языка. Функции языка в культуре. Знаковые системы записи как историко-культурный процесс.


Тексты и их интерпретация. Дополнительно

1. К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895): о материалистическом понимании истории. Сильные и слабые стороны теории.

2. Цивилизация: понятие и структура.

3. А.С. Ахиезер: о типах цивилизации.

4. М. Каган: культура как саморазвивающаяся система.

5. Клод Леви Строе (1908) - создатель структурной антропологии.

6. Герменевтика - учение о методах анализа произведений культуры.

7. Основные направления в развитии историко-культурной мысли России на пороге XXI века.

8. Общая классификация и характеристика историко-культурных источников (по любой проблеме).

9. Основные тенденции развития культурологии.

10. Культура и народы: Существует ли национальный характер? Литература

1. Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта М.,1991. Рецензия на книгу-Философские науки. 1992. №3.

2. Андреев А.А. Искусство, культура, сверхкультура, М„ 1991.

3. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994.

4. Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990.

5. Бааде Ф. Соревнование к 2000 г. Наше будущее: рай на земле или самоуничтожение человечества. М.,1962.

6. Брук. С.И. Население мира. Этнодемографичккий справочник. М., 1986.

7. Введение в этническую психологию. СПб.,1995.

8. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

9. Вернадский В.Н. Научная жизнь как планетное явление. М., 1991.

10. В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией. Хрестоматия по истории российской мысли XIX и XX века. М., 1994. Т.1-2.

11. Гачев Г. Национальные образы мир. М., 1995.

12. Гельб И.Е. Опыт изучения письма. М., 1982.

13. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1989.

14. Данилевский Н.Я. Россия и Европа: взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому. М.,1991.

15. История и психология. М., 1971.

16. Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996.

17. Камю А. Бунтующий человек. М., 1990.

18. Корнев В.И. «Невидимые» парадоксы религии и культуры. М., 1991.

19. Леви Стронс К. Структурная антропология. М., 1983.

20. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб., 1994.

21. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука М., 1983.

22. Марков Г.Е. История хозяйства и материальная культура. М., 1979.

23. Методологические проблемы исследования истории культуры. М., 1979.

24. Мировая культура. Традиции и современность. М„ 1991.

25. Милюков П. И. Очерки истории русской культуры. М., 1994.

26. Метуев В.М. Национальная культура и современная цивилизация. М., 1994.

27. Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика. М., 1996.

28. Ницше Ф. Соч. в 2 т. М., 1989.

29. Общеевропейский процесс и гуманитарная Европа. М., 1995.

30. О России и русской философской культуре. М., 1990.

31. Одиссей. М.. 1994,1996. Вып. 1, 2.

32. Проблемы философии культуры. М., 1984.


33. Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1992. Т. 1-2.

34. Романов В.Н. Историческое развитие культуры. Проблемы типологии. М., 1991.

35. Самосознание европейской культуры XX в. М., 1991.

36. Сагатовский В.Н. Русская идея: продолжим ли прерванный путь. СПб., 1994.

37. Санкевич А.В. Методика исторического исследования. Киев., 1990.

38. Семенов Ю.Н. Социальная философия А. Тойнби. М., 1960.

39. Семиотика. М., 1983.

40. Сильвестров В.В. Философское обоснование теории и истории культуры. М., 1990.

41. Сорокин П.А. Социологические теории современности. М., 1992.

42. Соломоник А. Язык как знаковая система. М., 1992.

43. Субетто А.И. Системогенетика и теория циклов. СПб., М., 1994. Ч. I-II.

44. Тонби А. Дж. Постижение истории. М., 1991.

45. Шпенглер 0. Закат Европы. М., 1991.

46. Швейцер А. Культура и этика. М., 1973.

47. Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций. М., 1996.

48. Хомский Н. Синтактические структуры //Новое в семантике. М., 1962. Вып. 2.

49. Юнг. К. Архетип и символ. М., 1991.

50. Яковец Ю.В. История цивилизаций. М., 1997.

51. Яковлева С.С. Фрагменты русской языковой картины мира. М„ 1994.

52. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

Тема 2. Мифология и религия как социокультурное явление

Невозможно понять человечество, не поняв его религиозных верований. Иногда наивная, иногда проникновенно-благородная, иногда утонченная, иногда жестокая, иногда наполненная всепоглощаю­щей нежностью, иногда мироутверждающая, иногда отрицающая мир, иногда обращенная во внутрь, иногда имеющая характер вселенской миссии, иногда поверхностная, а часто глубокая по своему содержанию - религия пронизывает жизнь человека с давних незапамятных времен.

Дуглас Дэвис

Раздел первый. Мифология и ранние формы религии на ранних ступенях человеческой истории

1. Проблема религиозного сознания эпохи архаического общества. Первоначальные формы религиоз­ных верований. Основные архетипы религиозного мировоззрения /образного начала мировоззрения/ первобытного общества. Роль мифа в первобытной культуре.

2. Особенности мифологического сознания. Типология мифов. Сакрализация мифов /т. е. священные, относящиеся к вере, религиозному культу/.

3. Мифологическое сознание в древнейших цивилизациях. Ранние формы религиозных верований и их специфика в Древнем Египте, районе Двуречья, Индии и Китае. Великий древнеиндийский эпос: «Махаб-харата» и «Рамаяна».

4. Античная мифология и ее влияние. Поэмы Гомера и Гесиода - становление мифологического сознания. Боги, герои, люди. Необходимость, справедливость, судьба- мифологический аспект пробле­мы.

5. Язычество как феномен культуры народов Западной Европы и России. Двоеверие и его культурно-мировоззренческое содержание.

6. Мифы и образы африканской культуры в европейском сознании.

7. Особенности религиозного мировоззрения народов американского континента, островов юго-восточной Азии, периода великих географических открытий в свете новейших открытий современности.

8. Основные архетипы мировоззрения малочисленных народов Дальнего Востока России.

9. Мистика в жизни современного человека. Астрология, магия на пороге XXI века.