Смекни!
smekni.com

Функция цветовой детали в рассказах А.П.Чехова (стр. 3 из 3)

Повесть «ЧЕРНЫЙ МОНАХ»

Написанная в 1893 году повесть А. П. Чехова “Черный монах”, на мой взгляд, одно из лучших произведений писателя. В нем отразилась глубокая философия автора, а также те ощущения беспокойства и тревоги, которые, по воспоминаниям современников, преследовали его в период написания повести. “Жизнь до такой степени пуста, что только чувствуешь, как мухи кусаются — и больше ничего”, — запишет Чехов в то время. Сам автор охарактеризовал свое произведение так: “Это рассказ медицинский, historia morbi. Трактуется в нем мания величия”. Эта болезнь — болезнь многих русских людей XIX века. По-видимому, основная тема повести — показать, как ломает жизнь человека эта испепеляющая страсть, и подчинены осмыслению этой темы все художественные средства, используемые в произведении. Чехов — один из величайших мастеров слова и детали в русской литературе. Но в этом произведении он показал себя и великим мастером живописи, цвета, ибо каждое упоминание цвета в повести не случайно.
Действие произведения связано с садом, что само по себе должно говорить о многообразии красок. В начале повествования мы действительно читаем: “Такого богатства цветов, как у Песоцкого, Коврину не случалось видеть нигде в другом месте”. Но, как ни странно, Чехов не описывает ни одного из этих “всевозможных цветов”, а указывает лишь четкую границу: “Начиная с ярко-белого и кончая черным, как сажа. Подчеркивая эти необычные для сада цвета, писатель намекает на их символическое значение. Символика белого и черного цветов восходит к балладам. Кстати, упоминание о них в повести есть: “Тут было такое настроение, что хоть садись и балладу пиши”.

Да и сама легенда, поразившая Коврина, носит характер баллады о монахе, который за свои грехи вынужден был вечно скитаться по вселенной. У Байрона есть баллада о черном монахе, которая вполне могла быть известна Чехову, тем более что на русский язык ее переводил М. Ю. Лермонтов. Может быть, именно ее и имеет в виду писатель, когда пишет, что Коврин эту легенду где-то “вычитал”. В балладе создается образ монаха, свидетеля прошедших времен, который “при бледной луне бродил и взад и вперед”. Н. Д. Телешов вспоминал об одном своем разговоре с Чеховым о “писательстве”, когда тот сказал: “А вот это разве не сюжет? Вон, смотрите: идет монах... Разве не чувствуете, как сама завязывается хорошая тема?.. Тут есть что-то трагическое — в черном монахе на бледном рассвете”. Именно сочетание черного облика монаха и бледной луны или рассвета, черных одежд и бледного лица явно ориентирует читателя на связь с традиционной романтической балладой. А что означают эти цвета в балладе? Белый цвет — это цвет молодости, жизни и добра. Черный же — всегда символ смерти.

Если рассматривать противопоставление черного и белого цветов еще глубже, то мы увидим, что оно восходит к Библии или, точнее, к Апокалипсису. В повести А. П. Чехова точно указано время появления черного монаха — тысяча лет назад. Сравним это с некоторыми стихами из Откровения Иоанна Богослова: “И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны... Он взял дракона, змия древнего, который есть Диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время... Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы”.

Как видно, в Апокалипсисе тысяча лет — это время заключения дьявола. Весьма возможно, что черный монах и есть дьявол, который на тысячу лет выходит за пределы земли, или один из его свиты. О близости повести к стихам Апокалипсиса говорят еще несколько фактов: лжепророк в Откровении обольщает народы тем, что производит чудеса перед ними, и Коврина сильнее всего привлекают неожиданные появления монаха, его невидимость для других; люди, обольщенные лжепророком, поклоняются его изображению, и черный монах для Коврина только мираж, некое изображение, а не реальность. Ну а мысль об избранничестве — какое обольщение может быть сильнее для человека!
Исследователь И. Сухих в своей статье о “Черном монахе” пишет о том, что в связи с Апокалипсисом открываются претензии Коврина на апостольство. Но в том же Апокалипсисе сказано, что души убиенных за слово Божье получают “одежды белые”. Вряд ли поэтому можно говорить о том, что видение Коврина послано Богом. Но в связи с этим открывается еще одна грань символики цветов: белый цвет символизирует Божье избранничество. Человек, достойный носить белые одежды, — человек безгрешный, непорочный. Кстати, в начале произведения герой успокаивает себя: “Я никому не делаю зла; значит, в моих галлюцинациях нет ничего дурного”. На протяжении всей повести мы неоднократно убеждаемся в иллюзорности такого взгляда. Странно: Коврин мечтает об избранничестве, которое сулит ему человек, одетый в черное, и упускает “белое” — Божье избранничество.
Вообще, белый цвет в повести появляется только один раз, в самом конце. Коврин разрывает письмо Тани, бросает клочки на пол, но они белеют и не дают ему покоя. Самым простым решением было бы связать в этом эпизоде символику белого цвета с образом Тани. Но мне кажется, это будет не совсем точно. Вспомним: герой подбирает клочки письма и бросает их в окно, но с моря дует ветер, и клочки рассыпаются по подоконнику. А несколько минут спустя появляется черный монах, чтобы забрать жизнь Коврина. И теперь все на своих местах: умирающий Коврин ниже всех, он на полу, повержен, а выше него лежит то злосчастное письмо, которое в последнюю минуту оказывается нужнее всего. Мне кажется, что белый цвет — это цвет жизни, которая есть и сад, и ржаное поле, и молодость, и смелость, и радость: все то, что герой приносит в жертву своей идее избранничества. На протяжении всей повести белое теряется под черными красками, чтобы потом взять верх.
Чтобы закончить разговор о цветовой палитре произведения, надо упомянуть еще одну важную деталь. Цветовые определения на протяжении всей повести представляются скупыми и однообразными. И только в конце появляются два чудесных описания крымской бухты: сине-зеленая вода, лунный свет, бухта глядит на героя “множеством голубых, синих, бирюзовых и огненных глаз”. Только перед смертью Коврин увидел настоящую красоту мира. Значит, бесполезно прожита жизнь!

Итак, мы можем с полной уверенностью сказать, что в повести “Черный монах” А. П. Чехов предстает истинным художником слова, способным поднять цветовую гамму произведения на уровень символики и показать, что же противостоит идее избранничества Коврина, путем противопоставления черного и белого цветов.

V

Заключение

Проанализировав рассказы А.П.Чехова, я пришла к выводу, что цветовая деталь играет важную роль в понимании характеров героев его рассказов, той ситуации, которая описана в рассказе. Цветовая деталь для Чехова- это и способ отражения внутреннего состояния героев, и способ характеристики героев. С помощью цветовой детали Чехов даёт читателю возможность предчувствовать дальнейшие события. Символическое значение многих деталей загадочное, позволяющее сделать оригинальные выводы.

Проведённое исследование рассказов Чехова научило меня не просто заглядывать внутрь слов, строчек текста, но и видеть в мелких деталях - грандиозное целое. Идеи произведений Чехова стали мне более понятными, приняли конкретные цветовые очертания.

Список литературы

1. Громов М. П. Чехов. — М., 1993 г.

2. Веселовский А. Н. Историческая поэтика. – М., 1989

3. Скафтымов А. П. Нравственные искания русских писателей. — М., 1972 г.

4. Чехов в воспоминаниях современников. — М., 1960 г.

5. Чехов М. П. Вокруг Чехова. — М., 1985 г.

6. Чудаков А. П. Мир Чехова: возникновение и утверждение. — М., 1986 г.

7. http://www.gramota.ru/ls_sec.html?authorid=29

8. http://chehov.niv.ru/

9. http://www.brocgaus.ru/text/111/071.htm


[1] 1898 год

[2] 1902 год

[3] 1903 год

[4] 1893 год

[5] 1880 год

[6] 1885 год

[7] 1884 год

[8] 1884 год

[9] 1888 год

[10] 1886 год

[11] 1888 год

[12] 1892 год

[13] 1892 год

[14] 1898 год

[15] 1896 год

[16] 1889 год

[17] 1889 год

[18] 1896 год

[19] 1897 год

[20] 1901 год

[21] 1903 год

[22] 1897 год

[23] 1900 год

[24] 1889 год