Смекни!
smekni.com

История государственности древнего мира (стр. 5 из 8)

Но значение гелиэи определялось тем, что она не выступала только как судебный орган; ей принадлежали важные полномочия также в области управления и законодательства.

Гелиэя решала финансовые вопросы. Например, она участвовала в раскладке налогов на союзников, производимой каждые четыре года.

Гелиэя производила проверку пригодности кандидатов, выбранных на те или иные должности голосованием или жребием. Если нравственная или политическая благонадежность кандидата вызывала сомнение у членов суда, то такой кандидат немедленно отводился.

Важная роль в Афинском государстве принадлежала и другим различным судебным органам. Суду ареопага подлежала часть важных уголовных дел, а именно: дела о предумышленных убийствах, об отравлении ядом, о поджогах, о нанесении ран и увечий с целью лишения жизни.

Уголовные дела о разбое, грабеже, о ночных кражах, о карманных кражах, о похищении граждан и т.п. рассматривала "коллегия одиннадцати". Она надзирала за тюрьмами и за исполнением приговоров.

Активно действовал суд эфетов. Существовало четыре палаты этого суда. Каждая из них рассматривала дела только определенного характера. Одни и те же судьи (эфеты) заседали то в одной, то в другой палате, смотря по роду дела:

1) суд при храме Паллады. Здесь разбирались дела о непредумышленных убийствах, об убийствах метеков (иностранцев), о подстрекательстве к убийству или нанесению убийства;

2) суд при храме Аполлона. Рассматривал дела, в которых убийца заявлял, что он совершил убийство, разрешенное законом или не преследуемое законом (убийство в состоянии необходимой обороны, убийство вора, схваченного с поличным, убийство любовника жены, нечаянное убийство и т.п.);

3) суд возле гавани Зеи. Этот суд рассматривал дела о лицах, кои, будучи изгнаны из пределов Аттики за непредумышленное убийство, совершали новое. Судьи располагались на самом берегу моря, а обвиняемый, как лишенный права вступать на землю Аттики, подплывал на лодке к берегу и из лодки говорил свою защитительную речь и выслушивал приговор;

4) суд в палате возле пристани. Рассматривал дела, когда виновник убийства не был известен, либо когда смерть причинили неодушевленные предметы камень, бревно и т.п. Здесь же судили животных, убивших человека. Таких животных присуждали к смертной казни, убивали, а затем туши их вывозили за пределы Аттики.

Гражданские споры разбирал суд диэтетов. Были диэтеты государственные, избираемые ежегодно по жребию из числа граждан, достигших 60летнего возраста, и частные. Последние являлись по существу третейскими судьями, избираемыми в числе 3 человек по взаимному согласию тяжбущимися. Суд диэтетов отличался от суда присяжных большей скоростью и меньшими судебными издержками. На решение суда диэтетов допускалась апелляция в гелиэю. Суд диэтетов разбирал иски на сумму более 10 драхм.

Мелкие дела об имущественных спорах на сумму не свыше 10 драхм разбирал "суд сорока мужей". Таким образом, демократические Афины имели сложную и широко разветвленную систему судов, которые были призваны обеспечивать правопорядок и законность в стране.

2.2 Спартанское государство

Спартанское государство образовалось в IX в. до н.э. в результате завоеваний Спартой других общин.

Социальная структура в Спарте к VII в. до н.э. сложилась в следующем виде.

Господствующим классом были спартиаты, полноправные граждане, жившие только в Спарте. Они обладали собственностью на землю, скот и на работающих на их полях илотов. Спартиатов насчитывалось около 8 тыс. Их организация была родовой. Все спартиаты делились, по преданию, на три родовые филы, каждая фила делилась на десять об, каждая оба на десять триакид.

Свою родовую общину спартиаты называли "общиной равных". До самого позднего времени индивидуальная собственность на землю в Спарте принципиально не допускалась, так как земля считалась собственностью государства.

Каждая семья имела надел, который нельзя было дробить и отчуждать. Но это относилось к особой категории участков, так как были участки, которые, повидимому, отчуждались.

По преданию, мифический царь Спарты Ликург запретил пользоваться при постройке домов какими-либо другими инструментами, кроме топора и пилы, для предотвращения роскоши. Он же запретил пользоваться золотой и серебряной монетой. Разрешалась только железная.

Все устройство воспитания и быта имело своей задачей сделать из спартиата крепкого и выносливого воина.

Спартанцы постоянно жили военным лагерем. Они делились на "товарищества палаток". Члены товарищества должны были вместе обедать. Такие совместные трапезы назывались сисситиями. Каждый из 15 человек должен был приносить ежемесячно определенные порции продуктов и количество денег для покупки провизии. Кто не мог давать продуктов, тот не только не участвовал в сисситиях, но и лишался прав гражданства.

Таким образом, вся общественная организация спартиатов в рамках аристократического государства была обременена пережитками родоплеменного строя, была рассчитана на то, чтобы держаться замкнутой и сплоченной группой против порабощенных илотов и бесправных периэков.

Илоты были покоренными жителями завоеванных областей и представляли собой эксплуатируемый класс в Спарте, работавший на земле спартиатов. Положение илотов несколько отличалось от положения рабов тем, что хотя они и были лишены права собственности на землю и сами были собственностью спартиатов, но всё же сохраняли некоторую самостоятельность. Они вели свое хозяйство и не были товаром, подобно рабам. Кроме работы на полях спартиатов они должны были уплачивать своим господам оброк.

Кроме илотов в Лаконике была еще группа неполноправных, называвшихся периэками (окрестные жители). Они жили в прилегающих к долине Эврота бесплодных горных областях. Периэки были лично свободными, но не имели политических прав, платили Спарте дань и поставляли определенные роды войск (тяжеловооруженную пехотугоплитов). Периэки занимались также ремеслами и торговлей, что было запрещено спартиатам.

Вся полнота государственной власти находилась в руках представителей наиболее знатных родов. Управление сосредоточивалось в таких органах, как эфорат и герусия. Первый из них представлял собой коллегию из пяти должностных лиц, избираемую ежегодно в народном собрании. Эфоры созывали герусию и народное собрание и председательствовали в них. Они сопровождали царей во время военных походов, надзирая за их деятельностью. Эфоры могли даже отрешать царей от должности и предавать суду. Любое должностное лицо могло быть уволено эфорами и предано суду. Они являлись "блюстителями нравов" спартанцев. Периэков (иностранцев) и илотов они имели право предать смертной казни без всякого суда. Эфоры заведали финансами и внешними сношениями и др. В своей деятельности они отчитывались только перед своими преемниками.

Второй орган Совет старейшин (герусия), по преданию, учрежден в IX в. до н. э. легендарным царем Ликургом. В состав герусии входило 30 человек: 2 царя и 28 геронтов. Позднее в неё вошли также эфоры. Должность геронтов занималась лицами, достигшими 60летнего возраста. Но главную роль при избрании играл не возраст, а знатность происхождения. Выборы геронтов производились в народном собрании криком. В близлежащее помещение помещались своего рода "эксперты", которые на дощечках для письма отмечали силу крика.

Герусия имела право законодательной инициативы. Она контролировала и действия царей. Она ведала также судебными делами о государственных и религиозных преступлениях. Голосование в герусии осуществлялось путем расхождения в стороны на две группы налево и направо.

Существовала и царская власть. Цари (в числе двух) являлись жрецами и полководцами. В качестве жрецов они представляли спартанцев перед лицом богов, совершали жертвоприношения; постепенно царская власть ограничивается эфорами.

Народное собрание в Спарте называлось аппелой. В собрании принимали участие только полноправные граждане, достигшие 30 лет. Собиралось оно один раз в месяц. Правом созыва пользовались цари и эфоры. Большого значения в политической жизни Спарты аппела не имела, являясь лишь вспомогательным и подконтрольным органом, не имеющим определенной компетенции.

В народном собрании обсуждались вопросы войны и мира и выбирались должностные лица геронты и эфоры.

Государственный аппарат Спарты состоял также из должностных лиц различного ранга. Они избирались народным собранием или назначались царями и эфорами, перед которыми они и отчитывались.

Всей совокупностью гражданских и политических прав пользовалась сравнительно малочисленная группа спартанцев (спартиатов), обитавших в городе Спарта. Спартанцы именовали Спарту "общиной равных". "Равенство" спартанцев объясняется необходимостью держаться постоянно в боевой готовности, военным лагерем перед лицом рабов и зависимых периэков. Характерной чертой общественного строя были совместные трапезы (сисситии), участие в которых являлось обязательным и было показателем принадлежности к спартанскому гражданству. Лишь те лица, которые участвовали в совместных обедах, считались полноправными гражданами.

Сохранение сисситий имело целью поддержать и сохранить военную дисциплину.

В Спарте в VIVвв. до н. э. не существовало частной собственности на землю. Юридически верховным собственником земли считалось государство. Земля принадлежала всему классу свободных рабовладельцев-спартиатов.

Отдельным гражданам с момента их рождения государство предоставляло земельные участки, которые обрабатывались илотами. Надел считался семейным, и его единство поддерживалось тем, что после смерти владельца он переходил по наследству старшему брату. Купля-продажа земли, равно как и дарение, считались незаконными. Однако с течением времени наделы стали дробиться, началась концентрация земли в руках у немногих.