Смекни!
smekni.com

Тема. (стр. 2 из 4)

Ещё одна мина замедленного действия была заложена в Советском Союзе. В СССР не смогли(собственно и не стремились) стереть границы между этносами, наоборот – был своеобразный культ национальности. Национальность подчёркивалась. Это важно было поддерживать для утверждения того, что разные народы могут бороться за одну великую идею. Однако это культивирование национальности сыграло со временем свою дурную роль, когда к великой идее стремиться надоело. Можно сколько угодно спорить о различиях или тождественности терминов нация, национальность и этнос и о правильном\неправильном их употреблении, однако на наш взгляд, в сознании народных масс – всё это синонимы, и понимается в самой упрощённой форме, а этого уже достаточно для того, чтобы «подогревать» обывателя взывая к его историческим корням.

Всё зависит от потребностей элиты. При необходимости можно напоминать народу что мы «нохчи», а если необходимость требует союза с ингушами например, то свободно можно взывать к тому, что все мы братья «вайнахи», как это например делается в песнях барда-вдохновителя шахидов Тимура Муцураева.

Курс взятый Джохаром Дудаевым привёл к острому политико-социальному кризису, к которому прибавился кризис экономический, действовавший на всей постсоветской территории. Тогда чеченцы попытались вернуться, что называется к истокам.

Кровнородственные связи никогда не стирались и не забывались, и в условиях экономического упадка, низкого уровня производительных сил, и отсутствия классовой дифференциации они сыграли свою роль, и население обратилось к тейповой системе, которая существовала до конца ХIХ века.

Слово "тейп" заимствовано из арабского (где "тейфа" обозначает "вид, род" и могло распространиться среди чеченцев не ранее XVII в. Оно также встречается и у других кавказских народов для обозначения различных социальных и патронимических групп.

Чеченский тейп - это классическая самоуправляемая территориальная община, состоящая из одного или нескольких сел и делегировавшая часть своих полномочий ассоциациям более высокого уровня. В условиях полного распада государства и уничтожения государственных институтов тейп выполнял функции защиты и охраны прав личности, собственности, обороны, обеспечения экономических условий существования. В период становления тейпа как социальной структуры в него входили и кровнородственные организации, самой крупной из которых была "вар" - род. Тейпы могут составлять более крупные общины – тукхумы.

Тейпово-тукхумная демократия не была идеальной моделью социальной организации. Она - результат определенным образом сложившихся социально-исторических обстоятельств и соответствовала определенному социально-экономическому укладу чеченского общества, но в процессе эволюции и изменения экономических основ существования изжила себя. К концу XIX в. чеченский тейп исчезает как социальный институт, прежде всего потому, что отпала необходимость в его социально организующих функциях. Эти функции взяло на себя государство.

Чеченский тейп из социально-политической организации превратился в категорию мифологическую, в категорию нравственного порядка и как таковая стал в представлении чеченцев идеалом всеобщего равенства и справедливости. Интерес к тейпу, к тейповой организации всегда усиливался в периоды ослабления государства.

В девяностых такой период снова настал.

Были проведены съезды многих чеченских тейпов, избраны главы и руководящие органы, разработаны программы действий. Но, не имея под собой реальной почвы, ни социально-экономической, ни политической, этот процесс постепенно угас. К тому же чеченское общество в этот период еще представляло собой более или менее устойчивую социальную структуру, элементы которой имели определенные экономические и политические интересы, не обремененные тейповой идеологией.[2]

Ко всему прочему попытки России урегулировать мирными средствами чеченский кризис, которые предпринимались после провозглашения «Независимой Ичкерии» в 1991 году, успехом не увенчались, так как чеченское руководство не предпринимало никаких шагов навстречу Кремлю. Тогда в 1994 году федеральный центр поддержал штурм Грозного антидудаевской оппозицией с целью свержения режима Дудаева, который однако, закончился неудачей, а 30 ноября 1994 года президент Борис Ельцин подписал указ «О мероприятиях по восстановлению конституционности и правопорядка на территории чеченской республики». С декабря 1994 года на территории Чечни начались полномасштабные боевые действия с использованием сил регулярной армии, которые продлились до 1996 года. В апреле 1996 года генерал Джохар Дудаев был убит, что однако не помешало чеченским незаконным формированиям в августе того же года фактически захватить Грозный. В этих условиях Ельцин принял решение о проведении мирных переговоров, которые поручил вести секретарю Совета Безопасности А. И. Лебедю. 30 авг. 1996 в г. Хасавюрте (Дагестан) были подписаны мирные соглашения, по которым предусматривались полный вывод российских войск с территории Чечни, проведение всеобщих демократических выборов, решение по статусу Чечни откладывалось на пять лет.

Проблема так и не была решена, она была просто отодвинута в неизвестное будущее. Первая чеченская война не принесла никаких реальных сдвигов, кроме ещё большей дестабилизации ситуации в регионе.

Чеченская государственность так и не была образована. Собственно к этому и не было никаких предпосылок, если учесть, что чеченский народ за всю историю никогда и не выстраивал государственных отношений и такой способ социальной организации был для него просто чужд и сложен. Мешало построению государственности стремление вернуться к тейповой системе, и отбросить себя на «века назад». Не могло образоваться государственности там, где кровные связи и нормы неписаного этнического права стали вновь доминировать над нормами права гражданского.

Подпитку морального духа в следующем военном столкновении «поборникам» независимости предстояло обеспечивать уже не столько с помощью национальных, сколько с помощью религиозных лозунгов.

2.Влияние конфессионального фактора на социально-политическую обстановку в Чеченской Республике

Если в первой половине девяностых «душой» движения за «Независимую Ичкерию» был по большей части этнонационализм(хотя присутствие религиозного фактора на наш взгляд тут тоже нельзя исключать), то во второй половине девяностых главными лозунгами становятся лозунги «борьбы с неверными».

Этнический фактор не смог быть поставлен во главу угла по ряду причин. Во-первых, учитывая многонациональность кавказского региона, он скорее сковывал действия чеченской элиты, нежели как-то особенно помогал ей. Ну, кто станет бескорыстно бороться за независимость чеченского народа, кроме самого чеченского народа? Мечты о том чтобы с претензиями на доминирование чеченского этноса на Кавказе «взорвать весь Кавказ» оказались идеалистическими. Зато, если борьба будет вестись не за нацию, а за какие-то другие идеалы и ценности, например религиозные, то есть шансы обрести союзников в такой борьбе. Во-вторых «национализация» привела только к отмежеванию элит чеченского общества от остальных «простых смертных». Коррумпированность дала о себе знать и как это обычно бывает, люди, получившие в руки власть, как-то быстро забыли о своих обещаниях тем, кем они стали править. Это кстати видится нам одной из причин того, что из всех течений ислама именно салафийский ислам(или как его называют противники - ваххабитский) стал движущей силой новой «чеченской революции». Эту форма обновленческого ислама можно назвать наиболее политизированной, а стало быть, востребованной, в случае появления необходимости осуществить взрыв сознания в массах в той угнетающей политической и экономической ситуации, которая сложилась в Чеченской Республике. Впрочем, как отметил в своём интервью «Кавказскому узлу» председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль: «Ислам с самого начала и есть политика. И до пророка Мухаммеда ислам тоже был политикой». Любая исламская доктрина изначально связана с политикой и в отличии, например от христианства, где присутствует разделение светского и духовного начал, в исламе нет принципа «кесарево - Кесарю, а Богу - божье», несмотря на то, что конечно же степень политизированности различных течений ислама различна.

По вероисповеданию чеченцы – мусульмане-сунниты суфийского толка. До исламизации чеченцы исповедовали язычество, а также испытывали на себе влияние соседней православной Грузии. На время начала исламизации чеченского народа однозначно указать не представляется возможным, так как по этому поводу существует ряд версий.