Смекни!
smekni.com

работа на тему «Социально-психологические факторы употребления ненормативной лексики» (стр. 2 из 4)

Ненормативная лексика – это лексика, включающая в себя бранные, нецензурные, табуированные обществом слова. В славянских языках, в частности русском, существует отдельная часть ненормативной лексики, мат. Ненормативная лексика употребляется как адресно (для унижения оппонента и проч.), так и безадресно (например, для повышения эмоционального напряжения речи).

Сегодня параллельно с кризисом русского языка и тотальной либерализацией поведения и прав, особенно активно растет популярность НЛ в обществе.

Глава 2. Социально-психологические факторы, влияющие на употребление ненормативной лексики.

2.1 Влияние СМИ на употребление НЛ.

Как уже говорилось, язык и сознание напрямую связаны. Это означает, что изменение отношения к употреблению НЛ есть результат изменения самого сознания людей. В современном мире существует огромное количество факторов, массово влияющих на сознание людей, таких как, телевидение, реклама, печатная продукция. Особое положение в этом списке занимает Интернет, как наиболее свободное от цензуры средство массовой информации.

Современные СМИ и массовое искусство стараются привлечь внимание зрителя всевозможными способами, даже ранее считавшимися недопустимыми. Сейчас очень популярны сериалы и фильмы, книги, содержащие акты насилия, надругательства, преступления, а так же эротические эпизоды. Это всегда было темой на грани дозволенного, и потому особо привлекало внимание. Агрессивный стиль поведения и общения навязывается людям и в тоже время расковывает их. А учитывая масштабы современных СМИ, под это влияние попадает почти 100% населения.

В итоге, под давлением внешнего воздействия меняется и сознание человека. А соответственно и его поведение, и язык.

В 2004 году «Интерфакс» опубликовал данные опроса об отношении россиян к употреблению ненормативной лексики в публичных выступлениях известных людей. Выяснилось, что основная масса россиян (80 %) негативно относится к использованию ненормативной лексики в публичных в программах и материалах, рассчитанных на массовую аудиторию, считая употребление матерных выражений недопустимым проявлением распущенности. Тем не менее, по данным того же опроса 13 % опрошенных допускают употребление мата в тех случаях, когда он используется в качестве необходимого художественного средства. И 3 % полагают, что если мат часто употребляется в общении между людьми, то попытки запретить его на эстраде, в кино, на телевидении — это просто ханжество.

В начале 90-х годов., после распада СССР когда жесткие цензурные запреты исчезли, обсценная лексика широко проникла в литературу, используясь в различных функциях. Первичная функция — реалистическая передача разговорной речи: если в жизни люди матерятся, то они должны делать это и в книгах. У некоторых авторов персонажи не злоупотребляют обсценной лексикой (так в книгах Виктора Пелевина она почти всегда присутствует, но в очень небольших количествах), у других писателей речь персонажей изобилует сильными выражениями (так в романах Баяна Ширянова из жизни наркоманов герои, в соответствии с принципом жизненной правды, не стесняются в выражениях). В ряде других случаев писатели используют обсценную лексику с более сложными целями: так в поэзии Германа Лукомникова обсценная лексика часто употребляется для воссоздания атмосферы карнавала (в понимании М. М. Бахтина), а в стихах Шиша Брянского предпринимается попытка воскресить и одновременно спародировать древнюю сакральную функцию инвективной лексики, ее отнесённость к ключевым языческим обрядам (прежде всего, инициации). Обсценная лексика в соединении с суржиком присутствует в сатирическо-комедийных пьесах Леся Подеревянского (укр. Лесь Подерев'янський), где она помогает сделать их более реальными, показать принадлежность героев определённым слоям населения.

Наиболее популярны из всей печатной продукции периодические издания: журналы и газеты. Разумеется, для привлечения внимания они так же активно используют информацию, имеющую агрессивный характер, а так же интимную информацию о личной жизни публичных людей: поп-звезд, актеров, политиков, бизнесменов и т.п. Существует даже такое понятие как «желтая пресса» - периодика, состоящая из исключительно скандальной информации о таких людях.

Так же на телевидении употребление ненормативной лексики способствовало привлечению внимания зрителей, как нечто новое, неожиданное. Отныне в фильмах зритель мог видеть вполне реалистичный быт героев, со всеми свойственными нюансами, в том числе и ненормативной лексикой. В различных ток-шоу стало возможно употребление ее для более яркой экспрессии своей речи, а так же для того, чтобы показать «свойскость» говорящего. На сегодняшний день обстановка лишь усугубилась. Агрессия на ТВ все так же имеет ключевое значение, как и в привлечении внимания аудитории, так и во влиянии на сознание зрителя. Пока что оно является самым мощным инструментом в области коммуникации по охвату населения и возможностям воздействовать на сознание людей. По подсчетам некоторых специалистов, в одной среднестатистической семье телевизор работает до 7 часов в сутки. Эксперт по вопросам телевидения О. Ларсен подсчитал, что средний 18-летний американский подросток уже имеет на своем "счету" 1700 часов, проведенных перед телевизором, и 15 тысяч наблюдаемых актов убийств. Другие исследователи приводят еще большие цифры (20 тысяч актов убийств и 100 тысяч сцен другого насилия). Эти данные можно смело применить и рассматривая ситуацию в России, так практически все отечественные каналы ориентируются на западные. Факт роста насильственной преступности, особенно среди несовершеннолетних, является ярким тому подтверждением.

В современной социальной психологии выделяют три основных гипотезы, объясняющих механизм влияния телевизионных сцен насилия на агрессивное поведение людей. Наиболее популярной является "гипотеза модели", разработанная А. Бандурой. Согласно ей агрессивное поведение оказывается результатом наблюдения и подражания (научения) агрессивным действиям других людей и телевизионных персонажей. Отсюда следует, что агрессия на телеэкране служит своего рода примером для моделирования реального поведения. Следующая гипотеза - это "гипотеза катализатора" Л. Берковитц. Исследователь выдвигает предположение, что сцены насилия работают как своеобразные стимуляторы возбуждения и импульсивного поведения у зрителей (по принципу катализатора, ускоряющего ход химической реакции). Такие сцены выступают стимуляторами, запускающими определенные когнитивные процессы (например, вызывают агрессивные воспоминания, идеи), что уже, в свою очередь, приводит к агрессивному поведению. Существует так же "гипотеза катарсиса", которая появилась в результате исследований, указывающих на то, что демонстрация сцен насилия, наоборот приводит к ослаблению агрессивности. Происходит своего рода "катарсис" - сброс эмоционального напряжения. Но так или иначе, результаты большинства проведенных исследований подтверждают "гипотезу модели".

В 1999-2000 году Ю. А. Дроздовым было проведено исследование по выявлению социально-психологических факторов агрессивного поведения молодежи. В качестве испытуемых выступали лица подросткового и юношеского возраста (15-25 лет) мужского и женского пола общей численностью 355 человек, проживающие в городе Чернигове и в Черниговской области. В выборку вошли учащиеся старших классов средних школ, учащиеся ПТУ, студенты педагогического университета, учащиеся духовного училища, курсанты училища МВД, военнослужащие (солдаты и сержанты срочной службы), а также представители молодежи, осужденные за совершение уголовных преступлений. Испытуемых просили выбрать три наиболее предпочитаемых вида телепродукции. наиболее предпочитаемым жанром в исследуемых группах молодежи, выявились комедии (более 76% от числа опрошенных оценили его как "предпочитаемый"). Это явление мы сейчас комментировать не будем, так оно не представляется особенно важным для данного исследования. Второе место занимают боевики. В качестве "предпочитаемого" он был назван более чем 42% от числа опрошенных представителей молодежи, однако его рейтинг в различных социально-половых группах имеет разброс от 1-го места (группы осужденных мужского пола и военнослужащих) до 7-го предпоследнего (у учащихся женского пола из духовных училищ). В целом, данный жанр имеет достаточно высокую популярность среди молодых людей (72% юношей назвали его предпочитаемым; среди девушек — только 23%), что с одной стороны выглядит естественным, но с другой вызывает определенные опасения. Последние, разумеется, связаны с проблемой влияния сцен насилия на телеэкране на агрессивное поведение зрителей.

Третье место заняли триллеры (фильмы ужасов). В качестве "предпочитаемых" их оценили 37% от числа опрошенных. Это связанно, с тем что в этом возрасте у молодых людей существует потребность к «острым ощущениям» (например, экстремальные виды спорта). Но в то же время в некачественных фильмах ужасов (которых большинство) как правило страшными являются именно акты насилия.

На сегодняшний день серьезным конкурентом ТВ в сфере СМИ является Интернет. А учитывая его стремительное развитие, можно представить, что он скоро займет первое место. Наряду с этим он практически абсолютно не подвержен цензуре и доступен любому человеку. Поскольку Интернет обеспечивает полную анонимность общающихся людей, появляется полная безнаказанность и безответственность за свои высказывания. В результате, человек посещающий Интернет волей-неволей оказывается под влиянием обсценной и бранной лексики. Поскольку наиболее популярен Интернет среди молодежи, то преимущественно именно она становится главным объектом восприятия НЛ. Даже самые популярные сайты в Рунете сегодня не гнушаются ненормативной лексики. Это расхолаживает пользователей, делая их отношение к мату все более терпимым. Помимо агрессивных посылов, большую роль играет почти неконтролируемый оборот информации эротического или даже порнографического характера. Опять же происходит детабуизация прежде запретной темы, связанной с сексом и телесным низом.