Смекни!
smekni.com

История развития криминологии и роль российской научной школы в ней (стр. 2 из 2)

Психологический подход в объяснении преступного поведения берет свое начало с Р. Горофало.

Считается, что психология дала многое криминологии в области методики исследования личности правонарушителей, в результате чего стало возможным сосредоточить внимание криминологов на сфере индивидуальных особенностей преступников, их умственных способностях, клинических отклонениях.

Так в 1880 году вышла книга Р. Горофало “Критерии опасного состояния”, где автор показывает, что в ряде случаев преступление возникает на основе предшествующего его совершению определенного психологического состояния, предрасполагающего к конфликту с социальными нормами. Такое состояние соответствует внутреннему кризису личности, сменяемому эмоциональным безразличием, за которым приходит эгоцентризм, лабильность, которая вновь может вылиться в кризис.

Новое направление в психиатрическом подходе в анализе преступности открыл австрийский ученый З. Фрейд, который объяснял поведение человека действием основополагающих инстинктов, заложенных в нем природой. Это, прежде всего, инстинкты самосохранения, разновидностью которого является сексуальность, и разрушения. Последней может быть направлен как внутрь человека (что связывается с совестью, самоубийством), так и вовне (агрессия). В человеке происходит борьба этих инстинктов, часто даже на подсознательном уровне.

Сегодняшние представления о конфликтах внутри души впитали в себя многое из учения http://www.pseudology.org/Psyhology/Freud.htmФрейд. Подробный перечень из криминологически значимых реакций, именуемых обычно защитными механизмами, разработан Д. Колменом и дополнен В. Фоксом.

2. Криминология в дореволюционной России

Вопросы преступности волновали и русских ученых и мыслителей. Их взгляды на преступность находили выражение в философских, научных трудах, а также в художественных произведениях. Так всем известна книга А.Н. Радищева “Путешествие из Петербурга в Москву”, где он подметил, что большинство преступлений, совершаемых простыми людьми, прежде всего крестьянами, есть их реакция на тяжелейшее материальное и бесправное положение, характеризующееся нищетой, неграмотностью, униженным положением. Известна также другая его работа “ О законоположении”, в которой преступность он связывает с характером общества, с процессами происходящими в нем.

Он специально разработал систему криминологических показателей, которую рекомендовал правительству, т.е. обосновал статистический учет в преступности.

Русские революционные демократы А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов и др. видели истоки преступности в экономическом устройстве общества, в политическом строе того времени. Поэтому в совершенном преступлении есть не только вина человека, но и его беда, и никакой закон или наказание сами по себе не способны предупредить преступление.

Так еще в 1845 году Герцен писал в дневнике, что преступление всегда есть действие более или менее вынужденных обстоятельств, а наказание он клеймил как мерзость и нелепость.

Существующие в то время в России порядки он называл “людоедством в образованной форме”.1

Белинский усматривал причины преступности в самом устройстве общества. Так по поводу романа Эжена Сю “Парижские тайны” он писал: “ Эжен Сю показывает в своем романе, как иногда сами французские законы бессознательно покровительствуют разврату и преступлению. И надо сказать, он показывает это очень ловко и убедительно; но он не подозревает того, что зло скрывается не в каких-нибудь отдельных законах, а в целой системе французского законодательства, во всем устройстве общества...”2

Он критиковал лживое равенство перед законом рабочего и буржуа, а подлинными преступниками считал тех, кто “ доводит работника до такого состояния, когда он от голода и отчаяния становится вором или убийцей, хотя при этом буржуа и считается правым по закону гражданскому.”1

Чернышевский в работе “Антропологический принцип философии” видел источник преступного поведения в материальной нужде. Он писал: “Психология говорит, что самым изобильным источником обнаружения злых качеств служит недостаточность средств к удовлетворению потребностей, что человек поступает дурно, т.е. вредит другим, почти только тогда, когда принужден лишить их чего-нибудь, чтобы не остаться самому без вещи, для него нужной. Например, в случае неурожая, когда пищи недостаточно для всех, число преступлений и всяких дурных поступков возрастает: люди обижают и обманывают друг друга из-за куска хлеба”.2

Добролюбов в “Темном царстве” писал, что и всякое преступление есть не следствие натуры человека, а следствие ненормального отношения, в какое он поставлен к обществу. И чем эта ненормальность сильнее, тем чаще совершается преступление даже натурами порядочными, тем менее обдуманности и систематичности и более случайности, почти бессознательности в преступлении”. 3

В определенной степени это сделали русские писатели Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, которые затронули глубинные пласты человеческой души, исследуя психологию преступного деяния. Так Л.Н. Толстой в “Крейцеровой сонате” в тончайших деталях исследовал криминогенную супружескую ситуацию, а Ф.М. Достоевский психологию убийцы в “Преступлениях и наказаниях”

Русские философы Н.А. Бердяев, В.В. Розанов, В.С. Соловьев и др. в своих трудах пытались противостоять нравственному обнищанию общества, призывали к духовному совершенствованию человека. Они провозглашали примат человеческой морали.

Специально вопросы преступности в России изучались в рамках уголовного права. Сторонники социологической школы (М.В. Духовский, И.Я. Фойницкий, Н.С. Таганцев, Е.Н. Тарковский) изучали общие социальные факторы влияющие на преступность, исследовали ее связь с так называемыми фоновыми явлениями преступности.