Смекни!
smekni.com

работа тема: Настоящее и будущее России в международных экономических отношениях (стр. 4 из 7)

Определенная сумма квот «на удовлетворение технических потребностей предприятий» предоставляется предприятиям-производителям соответствующими министерствами.

Наконец, совместные предприятия также получили право на экспорт товара в рамках объема производимой ими продукции.

Однако, даже получив квоту, поставщик стратегически важ­ного товара был обязан вести торговлю через «специальных экс­портеров». По состоянию на середину 1994 г. в России насчиты­валось около 200 таких экспортеров. Утвержденный перечень этих организаций регулярно обновлялся Министерством внеш­них экономических связей и действовал в течение календарного года. На практике начиная с 1994 г. этот список постоянно со­кращался.

Фактически существовали три категории «специальных экс­портеров»:

• внешнеторговые организации, которые до распада СССР были монополистами в области внешней торговли. Эти организации по-прежнему работают в тесном контакте с Министерством внешних экономических связей и имеют право вести торговлю по широкому спектру товаров. По некоторым товарам, однако (прежде всего нефть и газ, вооружение), такое право передано лишь одному монопо­листу;

• региональные экспортеры, которые получили право осу­ществлять экспорт продукции, произведенной в своем регионе;

• совместные предприятия-производители, которые имеют пра­во экспортировать продукцию собственного производства.[7]

Административная система квотирования и использования «специальных экспортеров» дополнялась применением так на­зываемых «экспортных налогов», т. е. фактически экспортных пошлин, введенных в 1992 г. в связи со значительными разли­чиями в величине внутренних и мировых цен. Задача введения экспортных пошлин заключалась в том, чтобы не допустить бес­контрольного вывоза за пределы России товаров традиционного российского сырьевого экспорта, в частности, нефти, угля, кок­са, природного газа, пиломатериалов, чугуна, алюминия и т.д.

В конце 1993 г. административное регулирование, базиро­вавшееся на квотировании, лицензировании, системе специаль­ных экспортеров и экспортных пошлинах, претерпело ряд изме­нений.

В 1994 г. по требованию Международного валютного фонда, обусловившего предоставление кредитов России либерализацией ее внешнеторговой политики, правительство отменило экспорт­ные квоты на ряд товаров. Уже к середине 1994 г. были ликвидированы экспортные квоты на лес, удобрения, каменный уголь, мясопродукты.

Укрепление рубля ослабило позиции экспортеров. Столк­нувшись с падением конкурентоспособности экспорта, прави­тельство уменьшило налогообложение экспортных товаров. Если в 1992—1993 гг. вывозные пошлины охватывали до 3/4 всей но­менклатуры российского экспорта, то уже три года спустя пере­чень товаров, облагаемых экспортными пошлинами, сократился с 97 до 27 товарных групп. Перестали облагаться экспортными пошлинами машины и оборудование, для них отсутствуют ли­цензии и квоты. Были снижены максимальные ставки экспорт­ных пошлин, уменьшен размер специфических пошлин. Уменьшился перечень товаров, подлежащих квотированию и лицензированию.

Однако полная либерализация экспорта все же не была дос­тигнута. Практически все экспортные товары были включены в список «стратегически важных», экспорт который мог произво­диться только «специальными экспортерами».

Предпринимая впоследствии шаги по ликвидации системы «специальных экспортеров», правительство заменило их про­граммой создания «добровольных объединений производителей и экспортеров», пользующихся покровительством МВЭС, и к середине 1995 г. стало возможным говорить о создании более двух десятков такого рода объединений, призванных координи­ровать ценовую политику и вырабатывать общую стратегию по­ведения на внешних рынках.

В Совет производителей и экспортеров вошли объединения практически всех отраслей, связанных с внешней торговлей. Был создан реестр подобных объединений.

Создание специализированных советов по поддержке экс­порта дополнялось широкой гаммой других мер по финансиро­ванию отечественных экспортеров за счет средств федерального бюджета. Основными направлениями стали гарантийные обяза­тельства правительства по привлечению кредитных ресурсов, гарантированию и страхованию экспортных кредитов, привле­ченных Российским экспортно-импортным банком и другими уполномоченными банками; резервирование 500 млрд руб. и обеспечение гарантийных обязательств, введение прямого льгот­ного кредитования (ставка 66% против iOO% в сфере межбан­ковского кредитования).

В рамках дальнейших шагов по материализации внешней тор­говли система спецэкспортеров исчерпала себя и была отменена.

К числу других мер программы относятся приоритетное кре­дитование проектов, ориентированных на импортзамещение и экспорт, информационное, консультационное, маркетинговое и техническое содействие экспортерам и т.д.

3.3. Импортное регулирование

Система импортного регулирова­ния, сформированная в начале 90-х годов в условиях тотального дефицита всех товаров, носит гораздо менее жесткий характер по сравнению с экспортной.

За исключением требований санитарно-ветеринарной ин­спекции, общественной безопасности и здоровья граждан, ника­ких иных ограничений, включая квотирование и лицензирова­ние импорта, практически не применяется. Основным способом регулирования является таможенно-тарифная система, введен­ная с 1 июля 1992 г.

Российский тариф представляет собой перечень товаров, подготовленный на базе международной классификации. Каж­дому товару соответствуют различные уровни ставок таможен­ных пошлин в зависимости от режима, применяемого в отноше­нии страны происхождения товара. Базовыми являются пошли­ны по отношению к странам, пользующимся режимом наи­большего благоприятствования. Для товаров, поступающих из стран, не пользующихся этим режимом, базовые ставки увели­чиваются вдвое. Для товаров, ввозимых из стран, относящихся к развивающимся (по классификации ООН), базовые ставки уменьшаются в два раза. Товары, происходящие из 46 наименее развитых из развивающихся стран, ввозятся беспошлинно, точно так же, как импорт товаров из стран СНГ, заключивших с Рос­сией соглашение об интеграции. В тех случаях, когда страна не имеет с Россией торгово-политического договора, ставки тамо­женных пошлин увеличиваются вдвое по сравнению с базовыми.[8]

Общий принцип установления таможенных пошлин следую­щий: повышение ставки пошлины по мере увеличения степени об­работки товара. Так, например, если импортные ставки на сахар-сырец составляют 1%, то на готовую продукцию они равны 15%.

На первоначальном этапе введения тарифа абсолютная вели­чина таможенных пошлин была относительно небольшой, что объяснялось нехваткой потребительских товаров и стремлением обеспечить внутренний рынок за счет импорта. Впоследствии, однако, испытывая острую нехватку денежных средств, прави­тельство пошло по пути увеличения таможенного обложения.

Новая система таможенного регулирования включала ряд изъятий, основная масса которых касалась продовольствия, ме­дикаментов, а также некоторых других товаров, при импорте которых осуществлялись дотационные выплаты.

В последующем, однако, в связи с необходимостью повышения фискальных сборов тариф был увеличен. В конце 1992 г. после пер­вого повышения таможенных ставок их величина колебалась от 5 до 15%. На предметы роскоши, составляющие 7% объема им­портных товаров, ставки были повышены до 20—30% и более.

В 1994 г. было проведено очередное повышение таможенных налогов. Новая шкала предусматривает среднюю ставку в 12,5%. Основное повышение коснулось продукции сельского хозяйства, что было сделано по настоянию сельскохозяйственного лобби в правительстве. Одновременно были повышены тарифы на строительные материалы, оборудование, промышленные товары — в среднем на 10—20%.

Очередное повышение таможенных пошлин на фармацевти­ческие товары и некоторые виды оборудования было проведено летом 1996 г.

Одновременно с «легализированным», отражаемым в офици­альной статистике, импортом в России действуют десятки и сотни тысяч лиц, выезжающих за границу с сугубо коммерческими целя­ми (покупка продуктов питания, товаров народного потребления и другой продукции). Неучтенная торговля этих частных лиц («челноков») достигает нескольких миллиардов долларов (по неко­торым оценкам, в 1998 г. она составляла 10—12 млрд долл.). К чис­лу безусловно протекционистских мер следует поэтому отнести принятый летом 1996г. закон о снижении суммы необлагаемого пошлинами ввоза товаров физическими лицами с 2000 до 1000 долл., а также дополнительное повышение величины таможенной пошлины на товары, ввозимые сверх этой суммы.

В 2004г., по данным Минэкономразвития РФ, объем импорта составит 64,2 млд. долларов США. Это больше, чем в 2003г. на 11 с лишним процентов. Показатель, может быть, и не очень большой. Если не учитывать, что на сегодняшний день таможенные отчисления составляют около пяти процентов ВВП и примерно 40 % от налоговой составляющей государственного бюджета. Прирост импорта означает не только дополнительные поступления в бюджет, но и более напряженную работу всех подразделений Государственного таможенного комитета России.

Оценивая в целом развитие внешнеторговых и внешнеэконо­мических программ Российского правительства, можно сделать вывод о том, что 90-е годы свидетельствуют о наличии тенденции к либерализации экспорта, принимающей форму отмены системы лицензирования и института спецэкспортеров. Прямо противопо­ложные тенденции наблюдаются в импорте, где преобладает уси­ление протекционистских и фискальных тенденций.

4. Иностранные инвестиции в России

Потенциально российская экономика обладает рядом при­влекательных особенностей для иностранного инвестора, среди которых следует выделить емкость внутреннего рынка, относи­тельно дешевую рабочую силу, слабую конкуренцию среди ино­странных предпринимателей. Однако высокая степень полити­ческой нестабильности заставляет большинство инвесторов не рисковать крупными суммами.