Смекни!
smekni.com

Источники гражданско-процессуального права (стр. 2 из 7)

Гражданские процессуальные нормы служат необходимой юридической базой для возникновения любого гражданского процессуального правоотношения. Независимость суда своей оборотной стороной имеет строгое подчинение только закону. Такое подчинение, а следовательно, и юридическую независимость суда обеспечить было бы невозможно, если бы допускалось усмотрение суда (или хотя бы даже аналогии) в совершении действий, прямо не предусмотренных гражданским процессуальным законодательством.

Для гражданских процессуальных норм как общей предпосылки всех гражданских процессуальных правоотношений и каждого из них в отдельности характерно то, что они, во-первых, устанавливаются только государством; во-вторых, являются общеобязательными; в-третьих, имеют общий характер; в-четвертых, регулируют общественные отношения, складывающиеся при осуществлении правосудия по гражданским делам; в-пятых, обеспечиваются возможностью применения государственного принуждения и процессуальных мер, не связанных с принуждением; в-шестых, направлены на обеспечение правильного и своевременного рассмотрения и разрешения гражданских дел.

Гражданские процессуальные нормы предоставляют абстрактную возможность возникновения гражданских процессуальных правоотношений. Более конкретный характер носит другая их предпосылка — правосубъектность, под которой в теории права принято понимать способность лица быть участником правоотношений соответствующего вида, в данном случае — гражданских процессуальных правоотношений. В содержание правосубъектности обычно включается правоспособность и дееспособность.

Под гражданской процессуальной правоспособностью понимается способность иметь гражданские процессуальные права и обязанности (ст. 36 ГПК РФ). Она признается в равной мере за всеми гражданами и организациями, пользующимися правами юридического лица.

В отличие от этого, гражданская процессуальная дееспособность представляет собой способность лично осуществлять свои права и исполнять свои обязанности в суде, а также поручать ведение дела представителю. Момент ее возникновения по-разному определяется для граждан и юридических лиц.

У юридического лица правоспособность и дееспособность возникают одновременно и совпадают с моментом его государственной регистрации (ст. 51 ГК).

У граждан полная гражданская процессуальная дееспособность возникает, по общему правилу, с момента достижения совершеннолетия, то есть с 18 лет. Ранее этого возраста полная процессуальная дееспособность возникает с момента эмансипации — судебного объявления полностью дееспособным несовершеннолетнего, которому исполнилось 16 лет (ст. 27 ГК). То же самое можно сказать и о несовершеннолетних лицах, вступивших в брак, для которых был в установленном порядке снижен брачный возраст (ст. 21 ГК). Полностью дееспособные граждане могут лично или через своего представителя участвовать в процессе и самостоятельно распоряжаться своими процессуальными правами и исполнять процессуальные обязанности.

Права и охраняемые законом интересы несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, а также граждан, признанных ограниченно дееспособными, защищают в суде их родители, усыновители или попечители, однако суд обязан привлекать к участию в таких делах самих несовершеннолетних или граждан, признанных ограниченно дееспособными.

В случаях, предусмотренных законом, по делам, возникающим из трудовых, брачно-семейных правоотношений и из сделок, связанных с распоряжением полученным заработком, несовершеннолетние имеют право лично защищать в суде свои права и охраняемые законом интересы. Привлечение к участию в таких делах родителей, усыновителей или попечителей несовершеннолетних для оказания им помощи зависит от усмотрения суда.

Права и охраняемые законом интересы несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, а также граждан, признанных недееспособными вследствие душевной болезни или слабоумия, защищаются в суде их законными представителями — родителями, усыновителями или опекунами.

Процессуальная дееспособность гражданина прекращается с его смертью либо с признанием его в установленном порядке недееспособным.

Абстрактная (нормы права) и конкретная (правосубъектность) возможности возникновения гражданских процессуальных правоотношений реализуются с помощью третьего условия возникновения гражданских процессуальных правоотношений — юридических фактов. Юридическими фактами признаются явления реальной действительности, с которыми закон связывает возникновение, изменение и прекращение прав и обязанностей. В гражданском процессе их роль выполняют только процессуальные действия суда и иных участников процесса. События приобретают юридическое значение в основном в юридическом составе с процессуальными действиями. Примером может служить факт смерти истца или ответчика. В гражданских и иных материальных правоотношениях это событие само по себе влечет определенные юридические последствия. В гражданском же процессе оно только дает определенному лицу право на вступление в процесс взамен выбывшего лица. Правовой результат в этом случае наступает после того, как суд допустит это лицо к участию в деле.

Под юридическим составом принято понимать совокупность юридических фактов, необходимых и достаточных для возникновения правового результата. Для гражданского процесса юридический состав — наиболее распространенное основание возникновения, изменения и прекращения гражданских процессуальных правоотношений. Основную роль в нем играют действия суда, определяющие движение гражданского дела (возбуждение гражданского дела, приостановление или прекращение производства по делу, вынесение решения и т.д.). Действия иных участников служат основанием для действий суда. Даже такие действия сторон, которые называются распорядительными и которые определяют “судьбу” гражданского дела (отказ от иска и др.), влекут юридические последствия только после принятия их судом.

1.2 Субъекты гражданских процессуальных правоотношений

Всех участников процесса принято делить на определенные группы в зависимости от отношения к делу, находящемуся на рассмотрении, и той процессуальной роли, которая законом признается за ними в этом деле. Можно говорить, по крайней мере, о четырех таких группах.

В первую группу входят лица, разрешающие гражданские дела. Здесь должны быть названы суд и орган судебного исполнения (служба судебных приставов).

Вторая группа участников представлена лицами, участвующими в деле. К ним относятся стороны, третьи лица, прокурор, государственные органы, профсоюзы, организации или отдельные граждане, участвующие в процессе в интересах других лиц, и др.

Третью группу образуют участники, содействующие осуществлению правосудия, например свидетели, эксперты, переводчики.

Суд является главным участником процесса. Все остальные участники процесса совершают действия под контролем суда. Суд организует и направляет их деятельность и содействует им в реализации их прав и обязанностей. Он рассматривает и разрешает гражданское дело по существу.

Учитывая особую роль суда в гражданском процессе, закон предъявляет к нему целый ряд требований как качественного, так и количественного характера. Качественные требования определяют, кто может и, соответственно, кто не может входить в состав суда по гражданскому делу.

В соответствии с общим требованием судьей по гражданскому делу может быть лицо, назначенное в установленном порядке на должность судьи либо избранное в установленном порядке народным заседателем.

Закон устанавливает также и запреты для лиц, которые не могут входить в состав суда.

В состав суда, рассматривающего гражданское дело, не могут входить лица, состоящие в родстве между собой.

В ГПК (ст. 16-17 ГПК РФ) установлен запрет на участие в деле судьи, у которого уже сформировалось или могло сформироваться мнение о гражданском деле до начала его рассмотрения. Судья, принимавший участие в рассмотрении гражданского дела в суде первой инстанции, не может участвовать в рассмотрении этого дела в суде кассационной инстанции или в порядке судебного надзора.

Судья, принимавший участие в рассмотрении дела в суде кассационной инстанции, не может участвовать в рассмотрении этого дела в суде первой инстанции или в порядке судебного надзора.

Судья, принимавший участие в рассмотрении дела в порядке судебного надзора, не может участвовать в рассмотрении того же дела в суде первой инстанции и в кассационной инстанции.

Процессуальным средством обеспечения надлежащего состава суда служит процессуальный институт отводов (ст. 16-21 ГПК). При наличии оснований для отвода судья, согласно ст. 19 ГПК, обязан заявить самоотвод. Право на заявление отвода судье принадлежит лицам, участвующим в деле. Заявление об отводе рассматривается тем же судом: остальными судьями, в отсутствие отводимого. При равном количестве голосов, поданных за отвод и против отвода, судья или народный заседатель считается отведенным.

Отвод, заявленный нескольким судьям или всему составу суда, разрешается этим же судом в полном составе простым большинством голосов.

Отвод, заявленный судье, рассматривающему дело единолично, разрешается тем же судьей.

В случае отвода судьи, народного заседателя или всего состава суда при рассмотрении дела в районном (городском) суде дело рассматривается в том же суде, но в ином составе судей либо передается на рассмотрение в другой районный (городской) суд, если в районном (городском) суде, где рассматривается дело, замена судьи становится невозможной.