Смекни!
smekni.com

В обучении географии (стр. 18 из 24)

Презентация. Представление учащимися мастерской наработанного материала в процессе исследования проблемы или проблемного вопроса. Обычно наработанный материал представляется в виде проектов, схем, графиков, рефератов, видеофильмов, компьютерных программ и т. д. Представленные материалы рассматриваются и обсуждаются всеми участниками мастерских с пояснением авторами представленных наработок.

Рефлексия как осмысленный анализ своих действий. Проявляется в отражении чувств, ощущений учеников, возникающих в процессе познавательной деятельности: при решении проблемы, разработке проекта, компьютерной программы, написания реферата и иных творческих работ. Даёт возможность учителю (мастеру) корректировать и совершенствовать работу участников мастерских.

Технология педагогических мастерских даёт широкую возможность и простор творческому поиску. Работа с источниками информации, поиск необходимых знаний, обоснованное использование вновь приобретённых знаний для ответа на вопросы и решения проблемы – определяет процесс развития творческой личности.

Каждому учителю, решившему использовать в своей работе технологию педагогических мастерских, необходимо помнить и понимать, что роль учителя при этом в учебном процессе – это роль организатора и консультанта. Учитель управляет, как дирижёр оркестром, познавательной деятельностью учеников, реализуя тем самым так необходимый в нашей системе общего среднего образования демократический стиль отношения с учащимися.

Принципиальные особенности технологии педагогических (французских)

мастерских

Схема 1.

Концептуальные положения технологии педагогических мастерских

Схема 2.

Алгоритм реализации технологии педагогических мастерских

Схема 3.

Интеллектуальные умения учащихся, определяющие результативность

применения технологии в учебном процессе

Схема 4.

Дидактические элементы (приёмы) технологии педагогических мастерских

Схема 5.

Дидактические элементы (приёмы) технологии педагогических мастерских

Продолжение схема 5.

Игровые технологии на уроках географии

Формирование личности школьника осуществляется в результате реализации ведущих видов деятельности: познавательной, творческой, трудовой, игровой и в процессе общения, В отличие от перечисленных видов деятельности, игра позволяет ученику выйти за рамки повседневности, реализовать себя в воображаемых, идеальных ролях и образах. В процессе формирования личности игра выполняет компенсаторную функцию, т.е. позволяет компенсировать (возмещать) пробелы как общественного, так и семейного воспитания. Игра наряду с трудом и учением – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

Сущность игры заключается в её условности. Игра не суть реальной жизни, игра – условность, органически входящая в реальную жизнь. Специфичность игры заключается в возможности свободного проявления человеческой деятельности в условиях игровых ситуаций.

Как самостоятельный вид деятельности игра доминирует в дошкольном, младшем школьном и младшем подростковом возрасте ребёнка. Она для него в эти возрастные периоды является своеобразным, стихийным воспитательным институтом, в котором он осваивает жизнь, приобретает определённые знания и опыт, навыки общения, развивает фантазию и творческое мышление. В последующих возрастных периодах её роль снижается, уступая место познавательной, творческой и трудовой видам деятельности.

Игра вообще определяется как вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и самосовершенствуется самоуправление поведением.

В жизнедеятельности человека игра выполняет следующие функции:

- развлекательную, являющейся, возможно, одной из основных функций, позволяющей развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес к предмету игры;

- коммуникативную, дающую возможность участникам игры приобрести навыки общения и межличностных отношений;

- самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

- игротерапевтическую: выработке умений преодолевать трудности, возникающие в иных видах жизнедеятельности;

- коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей и межличностных отношений;

- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех социально-культурных ценностей;

- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

В структуру игры как деятельности органично входят: целеполагание, планирование, реализация цели, анализ результатов. Участвуя в игровой деятельности личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается добровольностью участия в игре, возможностями выбора игровых ситуаций и принятия соответствующего решения, элементами соровновательности, удовлетворением потребности в самоутверждении и самореализации.

В структуру игры как процесса входят:

- роли, взятые на себя участниками игры;

- игровые действия как средство реализации этих ролей;

- игровое употребление предметов (реквизитов), т.е. замещение реальных вещей, игровыми, условными;

- реальные отношения между участниками игры в процессе игры;

- сюжет (содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Значение игры невозможно оценить только развлекательно-_рекреативными возможностями, В том и состоит её феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в процесс обучения и воспитания, в творчество, в процесс познания, приобретения навыков трудовой деятельности и человеческих взаимоотношений.

Игра, как метод обучения, издавна использовалась в учебно-воспитательном процессе, История использования её в таком качестве восходит ещё к истокам народной педагогики. В настоящее время применение игры в учебно-воспитательном процессе определяется понятием «дидактическая (педагогическая) игра» в системе игровых технологий

По доминирующему методу игровые технологии относятся к группе развивающих, поисковых и творческих педагогических технологий

Чаще всего дидактическую (педагогическую) игру определяют как процесс обучения, направленный на моделирования реальной действительности с целью принятия решения в моделируемой обстановке, В отличие от игр вообще дидактическая игра обладает существенно-отличительным признаком – наличием чётко поставленноё цели обучения и воспитания и соответствующе запланированного педагогического результата.

Дидактическая игра имеет устойчивую структуру, включающую следующие основные компоненты: игровой замысел, правила игры, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результат игры.

Игровой замысел выражен, как правило, в названии игры, и в той дидактической задаче, которую надо решать на уроке, и придаёт игре познавательный характер, предъявляет к её участникам определённые требования в отношении знаний. Таким образом, основой дидактической игры является познавательное содержание. Оно заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой.

Дидактическая игра имеет определённый результат, который выступает в форме решения поставленного задания и оценивания деятельности учащихся по решению задания, что придаёт законченность всей игре. Все структурные элементы игры системно взаимосвязаны, так, что при отсутствии какого либо из её элементов, игра теряет свою специфическую форму, превращаясь в выполнение заданий традиционного, а в лучшем случае, современного комбинированного урока.

В современной школе игровая деятельность используется как в качестве самостоятельной технологии для усвоения учащимися теоретических и эмпирических знаний, так и на отдельных этапах урока для более глубокого и прочного усвоения наиболее значимых единиц географических знаний и умений, заданных учебной программой.

Дидактическая игра имеет ряд признаков, которые существенно отличают её от игры вообще. К ним относятся:

- чётко заданная цель обучения в форме игровых заданий, определяющих познавательные задачи и прогнозирующих соответствующий результат;

- подчинение познавательной деятельности правилам игры:

- использование учебного материала в качестве средства дидактической игры;

- введение в деятельность учащихся элемента соревнования, который переводит познавательную деятельность учащихся по решению дидактических задач в игровую форму;

- увязка успешного решения дидактических задач с результатом игры.

Дидактические игры характеризуются широким спектром целевых ориентаций:

- дидактический спектр целевых ориентаций: познавательная деятельность, формирование умений и навыков, применение приобретённых в результате игровой деятельности знаний умений и навыков в практической жизнедеятельности, расширение кругозора учащихся;