Смекни!
smekni.com

Работа «Русская идея» в романе В. О. Пелевина «Generation "П"» ( история отечественной литературы) (стр. 4 из 6)

В основе сюжета история «невостребованного эпохой» выпускника Литературного института Вавилена Татарского, ставшего «тружеником рекламы» – сначала копирайтером, затем криэйтором. В конце концов, главный герой становится живым богом, земным мужем богини Иштар. Вавилен Татарский – собирательный образ, который обобщает в себе поколение людей 1990-х годов. В итоге мы понимаем предназначение героя и вместе с ним предназначение целого поколения – отдать свою жизнь «главному мифу общества потребления: мифу рекламы, обусловливающему правильное кровообращение капитализма». «Он и всё Поколение "П" отдают свои жизни ради денег. Татарский стал жертвой своего сознания» [27].

Вавилен Татарский – это «в значительной степени человек в пейзаже. Потому роман повествует не об эволюции героя, а о процессе его самопроникновения, нахождения себя в мире, узнавании своего назначения, заданного изначально. Важна не столько точка отправления героя и конечный пункт его пути, сколько постепенное разворачивание сути, углубление сознания персонажа» [10].

Большинство исследователей рассматривают роман В. О. Пелевина «Generation "П"» в русле постмодернизма. М. Князева выделила следующие черты постмодернизма в романе: неоднозначность трактовки названия, смешение жанров в рамках одного произведения, многоплановость восприятия содержания, интертекстуальность, обилие цитат из других произведений, нарочитая перевернутость изображаемого мира [13].

Что касается смысла названия романа, то следует отметить тот факт, что существует несколько вариантов его интерпретации: Поколение «Пепси», Поколение П... (синоним конца), Поколение 3, 141 592 653 589 793…, Поколение PR, Поколение Пы, Поколение Пелевина, Поколение Попсы, Поколение Пса, Поколение Постмодернизма, Поколение Потребителей, Поколение Посредников, Поколение Порошка, Поколение Пустоты, Поколение Прямых попаданий; просто первая буква слова generation располагается на одной клавише с буквой «П» [13].

Еще одной отличительной чертой романа В. О. Пелевина «Generation "П"» является жанровая многоплановость. Под жанром мы понимаем устойчивую форму произведения, предопределенную его содержанием. Жанр анализируемого произведения сложно определить: автор сочетает множество разнообразных жанровых элементов. Некоторые исследователи определяют жанр романа как мистика или драма, однако, наиболее общепринятой точкой зрения является определение жанра «Generation "П"», как современная проза. По мнению В. В. Плясовой, в тексте присутствуют элементы фантастики, мистики, детектива, боевика, наркоромана и киберпанка [19].

Известно, что одной из центральных категорий постмодернизма является категория стиля. М. Князева о стиле В. О. Пелевина пишет следующее: «Стиль Виктора Пелевина – смешение литературных стилей и форм, стилизация и пародирование, коллаж и лубок, калейдоскоп и пазл, сборник афоризмов и анекдотов, ирония» [13].

Следующая черта постмодернизма – многоплановость восприятия содержания. Специфика данного произведения в том, что реалии его текста можно воспринимать под любым углом зрения, «хочешь – как глубокую эзотерику, или как блестящее надругательство над рекламой» [25].

Также одним из приёмов постмодернизма, ярко представленным у В. О. Пелевина, является интертекстуальность. Под интертекстуальностью понимают «общее свойство текстов, выражающееся в наличии между ними связей, благодаря которым тексты (или их части) могут многими разнообразными способами явно или неявно ссылаться друг на друга» [26]. Буквально интертекстуальность означает включение одного текста в другой.

Далеко не каждый даже образованный человек способен расшифровать все интертекстуальные коды в романе В. О. Пелевина «Generation "П"». «Это самые разные мифы и архетипы, различные религиозные традиции и философские системы, всевозможные мистические практики и магические техники. <…> Также необходимо ориентироваться и в современной "наркотической мифологии". Нужно знать теории измененных состояний сознания, философию виртуальной реальности и семантику возможных миров, современные философские теории массовой культуры и телевидения. Читателю придется вспомнить о маргинальных авторах и культовых фигурах, почти неизвестных сегодня массам. <…> Текст Пелевина – это занимательный словарь современной мифологии, философия "для бедных", мифология "для чайников", богословие "в комиксах"» [19].

Таким образом, роман В. О. Пелевина «Generation "П"» – это произведение постмодернизма, черты которого отражены в тексте: неоднозначность трактовки названия, смешение жанров в рамках одного произведения, многоплановость восприятия содержания и интертекстуальность.

Композиция романа своеобразна. К. Дьякова об этом пишет следующее: «Все повествовательные линии итогово пересекаются в финале (глава "Золотая комната"), где читатель находит развернутое толкование символов, периодически встречавшихся ему в процессе прочтения романа. Все эти символические образы предстают на черной базальтовой плите в Золотой комнате Иштар, рисуя схематическую картину мира. По сути, о каждом из изображенных на ней символов говорилось в предыдущих главах романа, но именно здесь они впервые предстают в совокупности, их значение окончательно проясняется во взаимодействии. Примечательно, что, в сущности, автор эксплуатирует детективную конструкцию. Герой как бы ведет некриминальное расследование, пытаясь познать, разгадать себя как отдаленный объект, тем самым, получив знания о мире и своей судьбе. Татарский – одновременно ищущий и искомый. Собирая по крупицам миф о сегодняшнем мире и человеке, то есть о себе самом как носителе и воплотителе этого мира, он постепенно постигает истину – восходит на зиккурат и, как обещано, обретает мудрость» [10].

Обобщим вышесказанное. Роман В. О. Пелевина «Generation "П"» можно по праву назвать энциклопедией 90-х г.г. XX века, которая обличает сложившееся «общество потребления». Роман Пелевина – это в некотором роде памфлет на сложившуюся реальность. Для написания романа писатель использовал художественный метод постмодернизма.

2.2. Отражение в романе 90-х годов XX в. – времени серьёзных потрясений и напряжённого поиска национальной идеи

«Как только вечность исчезла, Татарский оказался в настоящем. Выяснилось, что он совершенно ничего не знает про мир, который успел возникнуть вокруг за несколько последних лет». «Вечность» – Советский Союз, точнее вера о том, что он будет всегда. В 1991 году в одно мгновение ее не стало, и главный герой – собирательный образ целого поколения – оказался в другом мире, в другом измерении.

«Этот мир был очень странным. Внешне он изменился мало разве что на улицах стало больше нищих, а все вокруг дома, деревья, скамейки на улицах вдруг как-то сразу постарело и опустилось. Сказать, что мир стал иным по своей сущности, тоже было нельзя, потому что никакой сущности у него теперь не было. Во всем царила страшноватая неопределенность. Несмотря на это, по улицам неслись потоки "мерседесов" и "тойот", в которых сидели абсолютно уверенные в себе и происходящем крепыши, и даже была, если верить газетам, какая-то внешняя политика».

«По телевизору между тем показывали те же самые хари, от которых всех тошнило последние двадцать лет. Теперь они говорили точь-в-точь то самое, за что раньше сажали других, только были гораздо смелее, тверже и радикальнее. Татарский часто представлял себе Германию сорок шестого года, где доктор Геббельс истерически орет по радио о пропасти, в которую фашизм увлек нацию, бывший комендант Освенцима возглавляет комиссию по отлову нацистских преступников, генералы СС просто и доходчиво говорят о либеральных ценностях, а возглавляет всю лавочку прозревший наконец гауляйтер Восточной Пруссии. Татарский, конечно, ненавидел советскую власть в большинстве ее проявлений, но все же ему было непонятно стоило ли менять империю зла на банановую республику зла, которая импортирует бананы из Финляндии».

Начинается поиск национальной русской идеи. Президент страны Б. Н. Ельцин объявляет об этом во всеуслышание. По его указу создается даже специальная комиссия, которая занимается поиском «русской идеи». В. О. Пелевин четко и ясно раскрыл в своем романе, зачем и кому «русская идея» была нужна.

«Когда машина затормозила у светофора, Вовчик Малой поднял на Татарского маленькие невыразительные глаза. Непонятно было, отчего его называли "малым", он был мужчиной крупных размеров и изрядного возраста. Его лицо было типичной бандитской пельмениной невнятных очертаний, не вызывавшей, впрочем, особого отвращения. Оглядев Татарского, он сказал:

Короче, ты в русскую идею въезжаешь?

Татарский вздрогнул и выпучил глаза. Нет, сказал он. Не думал на эту тему.

Тем лучше, влез Ханин. Как говорится, со свежей головой…

А зачем это нужно? спросил Татарский, оборачиваясь к нему.

Тебе заказ на разработку, ответил Ханин.

От кого?

Ханин кивнул на Вовчика».

Такой была первая встреча главного героя и вместе с ним и читателя с «русской идеей». Отсюда уже явно вытекает, что «русская идея» – рекламный заказ, который должен выполнить, как и обычную свою работу, криэйтор Вавилен Татарский.

«Скажи, Ваван, когда ты за границей бываешь, унижение чувствуешь?

Я там не был никогда, признался Татарский.

И молодец. Потому что поедешь почувствуешь. Я тебе точно говорю они нас там за людей не считают, как будто мы все говно и звери. <…> Но если на каком-нибудь фуршете окажешься или в обществе, так просто как с обезьяной говорят. Чего, говорят, у вас крест такой большой вы что, богослов? Я б тебе, такое богословие в Москве показал…