Смекни!
smekni.com

История казахской журналистики (стр. 4 из 15)

13

был талантливый журналист, педагог М. Сералин. В этом журнале впервые стал публиковаться К. Кеменгеров. Публицистами и корреспондентами журнала были С. Торайгыров, С. Сейфуллин, С. Кубеев, С. Дунентаев, Б. Майлин, М. Жолдыбаев, Ж. Сейдалин Б. Бекжанов и другие. Огромна роль журнала в развитии казахской общественной мысли, литературы и публицистики на основе просветительских традиций. В журнале давалась полная история участия казахских депутатов в работе мусульманских фракций, освещалась работа Государственной Думы, печатались статьи о произволе царской власти, о внутренней и внешней политике. Хотя у М. Сералина не было специального журналистского образования, он горячо взялся за новое дело, используя свой богатый жизненный опыт, зная положения своего народа. Это был одаренный от природы человек, глубокого аналитического ума, имевший свой взгляд на все события, происходившие в обществе, и обладавший несомненным литературным талантом. Первая поэма Сералина «Гулькашима» была издана в Оренбурге в 1903 году. В 1905 году он участвовал в подпольной работе кустанайских большевиков, твердо веря в учение марксизма. В те времена существовали две основные группы интеллигенции. Первая состояла из сторонников панисламизма, воспитанная на религиозных учениях, вторая была из числа тех интеллигентов, которые понимали законы развития общества, звали народ к культуре и образованию, их с большей степенью можно было отнести к демократам-просветителям. Главную причину политической и экономической отсталости они видели в кочевом образе жизни, и впервые во весь голос заговорил об этом на страницах своего журнала М. Сералин. Этот журнал для казахского общества того времени был особым явлением. Социальное неравенство народа угнетало души первых просветителей. Казахская интеллигенция поняла, что можно добиться цели путем создания своей печати, которая явилась бы гласом народа. Таким рупором стал журнал «Айкап». Дискуссии по вопросам просвещения, религии, социальной и политической обстановке, ведущиеся среди казахской интеллигенции находили отражение на страницах печати, в полемике, ведшейся журналом и газетой «Казах». Этим и ценна журналистика. Как истинный журналист, М. Сералин это прекрасно понимал. Дело не в том, кто победит, а кто окажется проигравшим, а в том, что таким образом в печати высвечивались злободневные проблемы. То, что М. Сералин сумел организовать политическую дискуссию, столкновение различных мнений, свидетельствует о нем, как об умелом редакторе.

14

Сам журнал являлся высококачественным изданием того времени. Содержание и тематика каждого материала были глубоко продуманы. На первой странице публиковались новости внутренней жизни страны, официальные сообщения, на второй и третьей страницах под рубрикой «Открытое письмо» - письма читателей. Материалы о земле, съездах, выборах и др. были расположены на 4-6 страницах. Материалам под рубриками «Фельетон», «Сообщения» отведено место в середине журнала. На последних страницах можно было прочитать зарубежные новости, рецензии. В журнале публиковались материалы из всех уголков Казахстана. У него были постоянные корреспонденты в Шымкенте, Кокшетау, Актюбинске, Семипалатинске, Таразе, Костанае, Астраханской губернии и других населенных пунктах. Полиграфическое оформление журнала было исполнено на высоком уровне. Ответственным секретарем журнала в 1911-1912 годах работал А. Галимов, в 1913-1914 годах - С. Торайгыров. Своя печать становилась действительно рупором, гласом народа. Хотя культурные ценности занимали особенное место в деятельности демократической печати, и газета «Казах» и журнал «Айкап» стали выразителем различных идейно- политических мнений и течений среди национальной интеллигенции и стали наиболее яркими представителями демократической печати Казахстана начала 20 века. Также в зарождении казахской демократической прессы сыграла достаточно большую роль газета «Казахстан». Она издавалась с марта 1911 г. После выхода 4-х номеров редакция была вынуждена приостановить выпуск газеты по материальным причинам. В январе 1913 г. выпуск издания возобновился и осуществлялся до июня 1913 г. Газета выходила сначала в Урде, а затем в Уральске и также являлась органом прогрессивной интеллигенции. Редактировал ее Е. Буйрин. Газета ознакомила читателей с Ленскими событиями, писала о формах стачечной борьбы рабочих. На ее страницах широко освещались вопросы актуальных проблем казахской общественной, экономической и культурной жизни. Много материалов было посвящено научным исследованиям, культуре русского народа, языку и литературе. Направление газеты можно было охарактеризовать как общедемократическое и просветительское. Авторами и публицистами газеты являлись Г. Карашев, Б. Каратаев, С. Менедешев. Кроме этой, по существу, ведущей казахской прессы, достаточно большой интерес представляли и другие издания того времени. С 1915 по 1918 гг. в Уфе под редакцией Б. Майлина и Ж. Тлепбергенова выпускался рукописный журнал «Садак». Его идейно-политическое направление

15

сыграло огромное значение в формировании национального самосознания казахской и татарской интеллигенции, в литературном плане журнал выступал воспитателем казахских, татарских поэтов, писателей. Следует отметить тот факт, что журнал оказал большое влияние в становлении такого направления как стенные газеты. В 1917-1918 годах издавались демократические издания казахов общенационального направления, многие из которых были осуждены в свое время как националистические, проводящие идеи баевщины, алашординцев. Проблемы политической, социально-экономической, общественной жизни Казахстана были главными темами, освещаемыми газетой «Сары-Арка». На ее страницах печаталась программа партии «Алаш-орда», материалы о вреде, нанесенном казахскому народу колонизаторской политикой царского правительства, о взаимоотношениях казахов и русских крестьян-переселенцев. На страницах газеты «Уран» публиковались философские и исторические труды Ш. Кудайбердиева, публицистика А. Байтурсынова и М. Дулатова, была напечатана его знаменитая статья «Пробудись, казах». Газета поднимала вопросы о земле, оседлости, вопросы национальности, о правительстве Советов и также уделяла много места деятельности партии «Алаш-Орда». Статьи такого же направления печатались и в газете «Алаш», освещавшей проблемы социальной и политической жизни общества. Редакторами-издателями ее были М.,К. Тогусовы. Кроме того, много материалов было посвящено обучению и просвещению, работе государственной Думы, вопросам передвижничества и оседлости, женским проблемам, условиям жизни народа. Заметный след оставил общественно-политический и литературный журнал «Абай». Рядом с яркими политическими статьями на его страницах печатались исторические и литературные материалы. Ласточкой казахского молодежного издательства стала газета «Жас Азамат»- орган казахской молодежи (1918-1919гг.) Редактором и ведущим публицистом выступал К. Кеменгеров. Газета поднимала проблемы молодежи, писала о политике царского правительства, о неограниченной власти двух государств, о способах правления большевиков, построенных на обмане. Большое место в общественной жизни занимала газета «Бирлик туы», идейным руководителем которой выступал М. Чокай, юрист, политик и журналист. Он внес огромный вклад в мировое демократическое движение и отдал жизнь, защищая своих соотечественников от унижения и рабства. Газета считала своим долгом донести до читателя задачи и цели автономных партий на пути

16

к демократизации Туркестана и показать несправедливость к казахскому народу в первые годы советского правительства и в годы двоевластия. В 1916 году М. Чокай подготовил материалы о восстании в Туркестане для доклада в Государственной думе. В начале апреля 1917 г. он принял участие в 1 Всеказахском курултае в Оренбурге. Здесь делегаты решали важные вопросы – о прекращении наплыва в Туркестан русских переселенцев, о возвращении казахам отнятых земель, о возвращении в Туркестан фронтовиков, выполнявших окопные работы. Съезд фактически разработал основы автономной жизни казахов. Временное правительство во главе с Керенским поддержало требования делегатов, но просуществовало оно недолго. Захват власти большевиками начался с Ташкента, где первые волнения произошли 13 сентября 1917 г., а 29 октября Ташкент был полностью в руках Советов. Покинув Ташкент, М. Чокай и его соратники продолжили свою деятельность в Коканде. В декабре 1917 года съезд провозгласил создание Кокандской (Туркестанской) автономии. Возглавить ее было доверено М. Чокаю. Одновременно появилась независимая от Советов Алаш-Орда. Кокандское правительство объявило о намерении созвать парламент на основе всеобщего прямого, равного и тайного голосования. Существование такого парламента должно было стать первым шагом на пути к демократизации. Но Советы считали иначе. Советская власть оценила опасность мощных умов молодых казахстанских политиков, ученых и просветителей. Печать становилась мощным оружием. По мнению любых властных структур нельзя оставлять такое универсальное средство политического воздействия в руках идейных противников. Только определенные идеи становления и развития установившейся власти могут быть допущены на страницы печати определенного исторического периода. Безусловно, учитывая историческую обстановку, это был бы единственно возможный путь стабилизации общественного сознания в пользу утверждения пришедших к власти большевиков. Вся демократическая печать Казахстана, оказывавшая определенное влияние на умы своих читателей и твердо проводившая собственный курс пропаганды политических, литературных, культурных идей, была ликвидирована как печать идей пантюркизма и буржуазного национализма.