Смекни!
smekni.com

Краткий курс по изучению языка (стр. 2 из 5)

Теперь закройте программу. Это можно сделать двумя способами - нажать на крестик в правом верхнем углу формы или нажать на кнопку End, имеющей иконку кнопки Stop.

После закрытия программы вы вернётесь в среду разработки VB. Кстати, обратите внимание на окошко Project. В нём показан только один файл - Form1. Давайте добавим ещё одну форму к нашему проекту. Для этого выберите в меню Проект->Добавить форму. Перед вами появится окно Добавить форму,

в котором вам предложат выбрать вид новой формы. Дважды кликните на иконке с надписью Form. Перед вами появится новая форма. Её имя Form2. Но куда же делась старая, спросите вы? Для того, чтобы увидеть нашу старую форму, нужно дважды щёлкнуть по строчке Form1 в окне Project. Щёлкнув, вы сразу увидите нашу первую форму. Обратите внимание на 2 кнопочки в окне Project. View Object и View Code. Эти кнопочки вам очень пригодятся в дальнейшем. С помощью них вы можете переключаться между двумя режимами:
  1. просмотром формы, для проектирования её интерфейса,
  2. просмотром кода формы.

Урок № 8. Лёгкость работы с кодом в VB

Технология Intellisence сильно облегчит вам жизнь в процессе программирования на VB. Эта технология Microsoft позволит вам избежать ввода большого количества кода и его корректировки. Intellisence выводит небольшое всплывающее окно с полезной информацией о текущем объекте. Такие окна бывают 3-х видов:

  1. QuickInfo. Выдаёт информацию о синтаксисе текущего оператора Visual Basic. Где бы вы не ввели имя оператора (функции) и поставили после имени пробел или октрывающую круглую скобку, то Visual Basic незамедлительно покажет информацию о синтаксисе этого оператора. Вот пример:


  2. List Properties/Methods. Это свойство облегчит вам работу с объектами в Visual Basic. После того, как вы поставите точку после имени какого либо объекта, VB сразу же покажет вам список всех доступных свойств и методов этого объекта:

    Свойства имеют иконку:
    , а методы -
    .
  3. Available Constants. Эта функция выводит окно доступных констант. Например, если вы поставите знак равенства после Boolean переменной, то Visual Basic выдаст вам окно, где вы сможете выбрать из двух значений (True/False) нужное. Вам даже не придётся ничего набирать на клавиатуре!
  4. Также, Если нажать Ctrl+J, то VB выдаст список всех определенных в программе свойств, методов, констант, типов и т.д, включая встроенные в сам Visual Basic.

Отступы

Про отступы следует поговорить отдельно. Отступы ОЧЕНЬ выжны при программировании. НИкогда НЕ забывайте про них! Они помогут при просмотре вашего кода. Особенно они полезны в сложных ветвлениях и циклах.

Visual Basic предоставляет возможность сделать отступ сразу для участка кода. Для этого необходимо выделить этот участок (несколько строк) и нажать Tab. Все выделенные строки сдвинуться вправо. Если вам понадобиться сдвинуть код влево, нажимайте Shift+Tab. Всегда помните про отступы!

Урок № 9. Из чего состоит код?

Итак, мы научились проектировать интерфейс программы. Но для полноценной программы этого не достаточно. Нужно написать код программы, который будет манипулировать элементами управления, и производить какие-то вычисления. Это самый сложный этап.

Во всех языках высокого уровня программный код состоит из:


- Переменных

- Выражений

- Операторов

- Управляющих структур

- Функций

- Классов и объектов


Опишем каждый тип подробнее:

Переменные.

В Visual Basic переменые хранят информацию (значения). При их использовании Visual Basic резервирует область в памяти компьютера для хранения данной информации. Каждая переменная имеет своё имя. Оно может достигать 255 символов в длину, начинается всегда с буквы латинского алфавита, за которой могут следовать другие буквы, цифры и знак подчёркивания.

Каждая переменная имеет определённый тип. Всего в VB 14 типов переменных. Перечислим основные типы переменных VB:

Byte - предназначен для хранения целых чисел от 0 до 255. Если переменной такого типа присвоить значение, выходящее за эти пределы, то Visual Basic сгенерирует ошибку.

Integer - предназначен для хранения целых чисел в диапазоне -32768 до +32767, т.е. размер памяти, выделяемой под такую переменную состовляет 2 байта. (256*256=65536). Символ - "%".

Long - предназначен для хранения целых чисел в диапазоне -2147483648 до +2147483647, т.е. размер памяти, выделяемой под такую переменную состовляет 4 байта. (65536*65536=4294967296). Символ для обозначения - "&".

String - предназначен для хранения строковой (символьной) информации, т.е. попросту говоря - текста. Может хранить до 2 Гб. текста. Символ для обозначения - "$".

Double - предназначен для хранения дробных чисел, с точностью до 16 цифр. Диапазон отрицательных значений от 1.79769313486232Е308 до -4.94065645841247Е-324. Диапазон положительных значений от 4.94065645841247Е-324 до 1.79769313486232Е308. Длина числа может достигать 300 знаков. Занимает 8 байта памяти. Вычисления с данными переменными будут приблизительными и менее быстрыми, чем с переменными целого типа. Используется для научных рассчётов. Символ для обозначения - "#".

Currency - Данный тип создан для того, чтобы избежать ошибок при преобразовании чисел из десятичной формы в двоичную и наоборот (Невозможно представить 1/10 как сумму 1/2, 1/4 и т.д). Данный тип может иметь до 4 цифр после запятой, и до 14 перед ней. Внутри данного диапазона вычисления будут точными. Вычисления выполняются так же медленно, как и в случае переменных Single и Double. Данный тип очень подходит для финансовых расчётов. Символ для обозначения - "@".

Date - Этот тип данных позволяет хранить значения времени и даты в промежутке от полуночи 1 января 100 года до полуночи 31 декабря 9999 года. Если переменной присвается только значение даты, то время равняется 00:00.

Если не указывать As Имя_Типа, то переменная будет объявлена как Variant.

Урок № 10. Массивы, записи и перечисления

На предыдущем уроке мы рассмотрели с вами такую важную вещь, как переменные. А переменные - это ведь кусочки памяти, где хранятся данные. Значит, если эффективно использовать переменные - мы эффективно используем память. А если мы эффективно используем память - то памяти для приложения нужно меньше и приложение работает быстрее. Так вот для того, чтобы эти данные использовать с максимальной эффективностью, и в то же время с лёгкостью, были придуманы "массивы" (Arrays), "записи" (Types) и "перечисления" (Enums).

Массивы

Их ещё называют списками. Итак, что же такое массивы? Массив - это набор однотипных переменных, объединенных одним именем и доступных через это имя и порядковый номер переменной в наборе. Количество элементов массива теоретически может быть бесконечным; ограничения накладываются конкретным языком программирования и операционной системой. Элементы массива обладают непрерывной нумерацией определённого диапазона. В программировании массивы используются довольно часто.

В Visual Basic массивы определяются следующим образом:

Dim myArray (10) As Long

Записи

Запись - это новый, опеределяемый программистом тип данных, который состоит из одной и более переменных внутри. Давайте рассмотрим это на примере. Например, необходимо в программе хранить массив студентов. Причём каждый студент имеет свои характеристики: ФИО, Возраст, Ниличие Грамот. Конечно, для хранения таких данных можно использовать, например, массив, имеющий две размерности. Но это не лучший вариант. Лучше всего здесь подходят Записи! Затем из записи можно будет сделать массив! Чтобы определить запись в программе нужно использовать зарезервированное слово Type. Заканчивается запись словами End Type:

Private Type Student ' вместо Private могло быть и Public
FIO As String
Age As Byte
HasGramot As Boolean
End Type

Перечисления

Перечисление - это список констант. Перед использованием такого списка его необходимо определить в программе. Например, рассмотрим перечисление оценок, получаямых студентами:

Enum Ocenka
Neud = 3
Horosho = 4
Otlichno = 5
End Enum

Присваивать значения константам внутри Enum не обязательно. Если этого не сделать, то константы будут принимать значения 0,1,2... и т.д.

Теперь можно объявить переменную типа Ocenka:

Dim oc1 As Ocenka

Урок № 11. Выражения

В любом языке программирования выражения являются основными кирпичиками, из которых строится программа. Согласно самому точному определению, "выражение" - это "что-то, что содержит значение". За примером далеко ходить не нужно, возьмём пример из предыдущего урока:

b = 234

Здесь мы присваиваем переменной b значение 234. Другими словами "234" - это выражение со значением 234. А теперь, к примеру, рассмотрим строчку:

c = b

Здесь переменной c присваивается выражение b. Значение этого выражения - b = 234. Т.е. другими словами b - выражение, со значением 234. Рассмотрим более сложный пример выражения - функцию. Объявим функцию MyFunc, возвращающую байт 234:

А теперь запишем строку:

c = MyFunc()

Как вы уже, наверное, догадались, выражение здесь - MyFunc(), со значением 234. Т.е. после присвоения переменной c выражения MyFunc(), она будет содержать значение 234. А вот ещё пример: