Смекни!
smekni.com

Русское искусство XIX начала XX века (стр. 2 из 6)

В.Демут-Малиновский и С.Пименов-Старший. Монументально-декоративные ансамбли ампира: Горный институт, Биржа, Казанский собор, здание Главного штаба.

Живопись и графика первой четверти XIX века. Соотношение видов. Их роль в бытовом ансамбле. Рисунок и живопись в системе Академии. Рисунок в натурном классе. Ситуация рубежа веков.Формирование жанровой системы в живописи.

В.Боровиковский. Сентиментализм и ампир в поздних портретах 1800-х годов. Предромантические черты в творчестве С.Щукина. Пейзажи Ф.Матвеева. Историческая живопись начала XIX века. Национальная сюжетика в контексте просветительского дидактизма. А.И.Иванов, Д.Иванов, А.Егоров, В.Шебуев. Рисунок и живопись Ф.Толстого.

О.Кипренский. Особенности биографии. Соотношение с предшествующей традицией. “Дмитрий Донской на Куликовом поле”. Первые портреты. Концепция личности и ее новизна. Отражение характера эпохи. Круг моделей. Артистический портрет, портреты военных. Романтизм как метод и тема. Типология и эволюция. Парадный портрет. Парные портреты. Детский портрет. Феномен повторного портретирования. (Портрет отца художника; портрет А.А.Челищева, портреты Растопчиных, Портрет Евгр.Давыдова, портреты Хвостовых, портрет Г.Ольденбургского, портрет С.С.Уварова, портрет В.А.Жуковского). Портретный рисунок. Метаморфозы стиля. (Портреты В.Д.Давыдова, Прейс (?) с ребенком; Слепой музыкант; Калмычка Баяуста; П.А.Оленин; Портреты Н.М.Муравьева 1813 и 1815 года; А.П.Бакунин; Н.В.Кочубей; Портреты Н.П. и А.П.Ланского; портрет А.Р.Томилова; портрет Е.И.Чаплица; К.Н.Батюшков). Произведения первого итальянского периода. Стилизаторские тенденции. (графический портрет С.С.Щербатовой; Портрет А.М.Голицына; Молодой садовник; Цыганка с веткой мирта; Анакреонова гробница в отзывах современников). Пребывание в Париже. Парижские работы: портрет Е.С.Авдулиной, графические портреты Растопчиных. Возвращение в Россию. Выставка в Петербурге. Видоизменение концепции парадного портрета: портрет Д.Н.Шереметева; Н.П.Трубецкой; А.Ф.Шишмарев; К.И.Альбрехт. Портрет А.С.Пушкина. Отклик Пушкина на портрет в стихотворении “Кипренскому”. Графические портреты петебургского периода: С.П.Бутурлин; Е.Е.Комаровский; А.А.Оленина. Поздние итальянские произведения: портрет М.А.Потоцкой и С.А.Шуваловой; Читатели газет в Неаполе; Сивилла Тибуртинская. Поздние рисунки. Кипренский и “бидермайер”. Кипренский и А.Иванов. Проблема автопортрета. Кипренский в глазах современников и в позднейшей критике.

А.Орловский и его роль в формировании образа “романтического художника”. Литография. Графические портреты. Карикатуры.

Становление и развитие пейзажа. Соотношение видописи и пейзажа. Сильвестр Щедрин. Петербургские виды. “Вид с Петровского острова на Тучков мост”. Эволюция творчества в итальянский период. “Новый Рим”. Рим и Неаполь. Типология мотивов: гроты, террасы, веранды. Особенности пленеризма. Большие и малые гавани в Сорренто. “Веранда, обвитая виноградом”. Ночные пейзажи. Образ Италии в пейзажах Щедрина и его соотношение с романическим “культом Италии”.

В.Тропинин. Разработка типа “жанризированного портрета” и его генезис. Связь его живописной и портретной концепции с искусством XVIII века, рококо и сентиментализмом. “Портрет семейства Морковых” и этюды к нему. “Портрет сына”. “Кружевница”.Тропинин в Москве и проблема “местного колорита”: “Портрет К.Г.Равича”, “Портрет Булакова”, “Портрет А.И.Барышникова”, “Портрет Н.А.Зубовой . Романтические тенденции в его творчестве. “Портрет К.П.Брюллова”, “Портрет А.С.Пушкина”, “Портрет П.И.Шереметевской”, “Автопортрет на фоне окна с видом на Кремль”.

А.Венецианов. Его роль и место в развитии русской жанровой живописи. Ранние портреты и офорты. “Портрет молодого человека в испанском костюме”, “Портрет М.А.Фонвизиниа”, “Портрет А.И.Бибикова”, “Портрет К.И.Головачевского с воспитанниками”, “Автопортрет”; “Модный парикмахер”, “Деятельность француженки в модном магазине”. Первые опыты в изображении бытовых сцен: “Очищение свеклы”, “Гумно”. Своеобразие изображения крестьянского мира. Бытийственное и бытовое. Роль пейзажа. “Спящий пастушок”, “На пашне. Весна”, “На жатве. Лето”. Проблема датировки. Поэтика названий. “Утро помещицы”, “Крестьянка с васильками”, “Захарка”, “Крестьянский мальчик, надевающий лапти”. Сюжеты поздних произведений. Эволюция стиля. “Жнецы”, , “Девушка на сеннике”, “Гадание на картах”, “Первые шаги”, “Причащение умирающей”, “Проводы рекрута”, “Возвращение солдата”. Опыты в изображении “прекрасной наготы”: “Вакханка”, “Туалет Дианы”.

Школа Венецианова. Педагогические установки. Содержание тезиса “писать a la Натура”. Соотношение с академической системой. Роль перспективных штудий. Предмет “в градусах света и тени”. Художники венециановской школы: А.Тыранов. “Мастерская братьев Чернецовых”. Г.Сорока. “Отражение в зеркале”, “Кабинет в Островках”, “Рыбаки”, “Вид усадьбы Молдино”, “Автопортрет”. Л.Плахов. “В столярной мастерской”; Н.Крылов. “Зимний пейзаж”. Жанр “в комнатах”. К.Зеленцов. “Комната в антресолях”; В.Денисов “Матросы в сапожной мастерской”; Е.Крендовский. “Сборы на охоту”; Ф.Славянский .“Кабинет Венецианова”, “В комнатах у А.Семенского в Тверской губернии”. Дальнейшая эволюция жанра.

Академическая живопись и графика. А.И.Иванов. “Подвиг молодого киевлянина”, “Битва Мстислава Удалого с Редедею”. А.Е.Егоров. “Истязание Спасителя”, “Отдых на пути в Египет”. Егоров-рисовальщик. В.К.Шебуев. “Подвиг купца Иголкина”. Рисунки Шебуева.

Гравюра первой четверти XIX века. Н.Уткин. Ф.Толстой. Книжная иллюстрация. Карикатура и лубок времен Отечественной войны. Литография и ее достижения. Издания Общества поощрения художников. Ландшафтная и городская видопись.

Искусство второй четверти XIX века

Николаевский режим и процесс демократизации культуры. Общественная мысль и художественная критика. Соотношение понятий “натура” и “действительность”. Поздний романтизм и академизм. Изменения в художественном образовании. Академия художеств и Московское училище. Проблема академизма: стиль, направление, образовательная доктрина.

Архитектура. Кризис монументальных жанров. Начало стилизации и эклектики. Эклектика и “историзм”. Неостили: классицизм, готика, рококо. А.Брюллов, А.Штакеншнейдер. А.Плавов, Е.Тюрин, М.Быковский.

О.Монферран. Исаакиевкий собор. История создания. Программа и осуществление.

К.Тон: псевдорусское и византийское направление в эклектике. Храм Христа-Спасителя в Москве. Программа. Судьба памятника. Постройки в Кремле. Николаевский вокзал в Петербурге.

Скульптура. Кризис синтетических концепций. Пластическое и живописное в скульптуре. Позднеромантические стилизации. И.Витали, П.Клодт. Монумент в городской среде. Б.Орловский. Римские работы. “Сатир и вакханка”, “Отдыхающий сатир”. Памятники М.И.Кутузову и М.Б.Барклаю де Толли.

Живопись. Общая эволюция. Изменения в соотношении жанров. Отношение к академической традиции.

К.Брюллов. Эволюция творчества. Жанровая структура. Работы петербургского и раннеитальянского периода. “Нарцисс”, “Явление Арааму трех странников”; “Итальянское утро”,“Итальянский полдень” и концепция “итальянского жанра”. “Дафнис и Хлоя”. Замысел картины “Гилас и нимфы”. Рисунки к ней. Копия “Афинской школы”.

Картина “Последний день Помпеи” как художественное событие. История создания. Эскизы.Компромисс между классицизмом и романтизмом. Реакция современников. Статья Гоголя в “Арабесках”. Другие опыты в области исторической живописи.“Смерть Инессы де Кастро”, “Нашествие Гензериха на Рим”, “Осада Пскова Стефаном Баторием”.

Портретное творчество. Рисунок и акварель. Парадный портрет: “Всадница”, “Портрет гр. Самойловой с Дж.Паччини и арапчонком”, “Портрет Самойловой, удаляющейся с бала”, “Портрет сестер Шишмаревых”. Камерный портрет: “Портрет Н.Кукольника”, “Портрет А.Н.Струговщикова”, “Портрет В.А.Жуковского”, “Автопортрет” 1848 г.. Брюлловские ученики. Брюллов в оценке современников и в последующей критике.

Ф.Бруни и его версия исторической картины. “Смерть Камиллы, сестры Горация”, “Медный змий”.

Позднеромантический пейзаж. М.Воробьев и его ученики. М.Лебедев. И.Айвазовский.

Александр Иванов и его место в русском искусстве. Объем и характер его наследия.Особенности биографии. Отношение к академической школе. Ранние произведения. Соотношение библейской и античной тематики. Формирование магистральной темы. “Приам у Ахилла”, “Иосиф толкует сны в темнице виночерпию и хлебодару”, “Беллерофонт, отправляющийся в поход против Химеры”. Академические рисунки.

Заграничное путешествие. Раннеитальянские произведения. Знакомство с Н.М.Рожалиным. Приобщение к идеям русского “любомудрия”. Путешествия по Италии. Путевые записки. Картина “Аполлон, Гиацинт и Кипарис”. Работа над сюжетом “Братья Иосифа находят чашу в мешке Вениамина”. Замысел и концепция картины “Явление Мессии”: “сущность всего евангелия”. Форма плана и ее кристаллизация в эскизах. Картина “Явление Христа Марии Магдалине”. Переписка с Обществом Поощрения художников и с отцом. Знакомство с Н.В. Гоголем; проблема творческого взаимодействия. Гоголь в изображении Иванова и Иванов в изображении Гоголя. Статья Гоголя “Исторический живописец Иванов”. Этюдный метод Иванова и его особенности. Проблема законченности. Фигурные этюды. Этюды и картина. Роль двойных этюдов.

Пейзажные этюды. Мотивы. Проблема датировок. “Панорамные виды: “Неаполитанский залив у Кастелламаре”, “Понтийские болота”. Этюды деревьев: “Оливы у кладбища в Альбано. Молодой месяц”, “Дерево в парке Гиджи”, “Парк Аричча”, “Листва”, “Дерево в тени у Кастель Гандольфо”, “Ветка”. Этюды почвы и камней: “Аппиева дорога”, “Вода и камни под Палаццуоло”, “Подножие Виковары”, “Камень”. Поздние акварельные пейзажи.Человек и природа. Поздний цикл “пейзажей с мальчиками”. Особенности пленеризма.