Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации к занятиям по дисциплине «Культура Владимирского края» Составители (стр. 3 из 4)

В это время в Византии происходило утверждение кидемониальной теории. На Руси ее установление вело к большей независимости митрополита от князя и повышало зависимость епископов от митрополита. Хиротония Серапиона стала первым практическим применением этой теории в русских землях.

Поставление нового епископа состоялось на церковном Соборе 1274 г. (Этот Собор стал своеобразным подведением итога деятельности митрополита Кирилла.) До нас дошли памятники литературного творчества Серапиона Владимирского: пять "слов". Четыре из них сохранились в "Золотой чепи" – рукописном сборнике XIV в., а пятое обнаружил С. Шевырев в так называемом "Паисиевском сборнике". Это пятое слово несомненно принадлежит Серапиону, "судя по слогу и сходству в некоторых выражениях". "...литературная деятельность Серапиона, ... по дошедшим до нас данным, представляется довольно ограниченной". Хотя, безусловно, им было произнесено много больше пяти слов, на что есть указания в сохранившихся поучениях. (Ю. Сандулов. «Монголы».)

План

1. Владимиро-Суздальское княжество как центр православия. Серапион Владимирский, его «Слова».

2. Последствия монголо-татарского нашествия для княжества: культурный аспект.

3. Политика московских князей в отношении Владимирского княжества XIV – начала XV вв.

Вопрос 1

Укрепление связей Киевской митрополии с периферией. Назначение Серапиона Печерского епископом Владимирским. Перенос митрополичьей кафедры из Киева во Владимир в 1299 году. Пять «Слов» Серапиона Владимирского как памятники русской литературы. Особенности жанра проповеди на Руси.

Вопрос 2

Разграбление храмов во время татаро-монгольского нашествия и набегов. Уничтожение святынь. Положение церкви в годы татаро-монгольского ига; сохранение ею национальной культуры. Сергий Радонежский во Владимире.

Вопрос 3

Перенос великокняжеского стола в Москву. Митрополит Петр, перенос митрополичьей кафедры в Москву. Разделение Владимирского княжество в начале XIV века. Князь Дмитрий Константинович Московский и прекращение существования Владимирского княжества как самостоятельной политической единицы.

Литература

1. Воронин, Н.Н. Владимир. Боголюбово. Суздаль. Юрьев-Польской / Н. Н. Воронин – 5-е изд., доп. – М.: Искусство, 1988. – 295 с.: ил.

2. Воронин, Н.Н. Памятники владимиро-суздальского зодчества XI-XII веков / Н. Н. Воронин – М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1945. – 92 с.

3. История Владимирского края: Учебное пособие для школ /Под ред. проф. Д. И. Копылова. – Владимир: Дюна, 2001. – 391 с. : ил. – ISBN 5-85624-120-7

4. Карамзин, Н.М. История государства Российского / Н. М. Карамзин – М. : Эксмо, 2005. – 1024 стр. – ISBN 5-04-007941-9, 5-04-010254-2, 5-699-11170-01993

5. Кучкин, В.А. Формирование государственной территории северо-восточной Руси в X-XIV вв. / В. А. Кучкин – М.: Наука 1984. – 352 с. : ил. 2 карты.

6. Лихачев, Д.С. Культура Руси эпохи образования русского национального государства / Д. С. Лихачев – М-Л.: Изд-во АН, 1945. – 120 с.

7. Сергеев, А.Г. Светские и духовные властители Европы за 2000 лет / А. Г. Сергеев – М. : Логос, 2003. —1004 с. – ISBN – 5-94010-161-5.

Тема 5. Владимирский край в XIII – XV вв. (II)

От работ Андрея Рублева и Даниила Черного во владимирском Успенском соборе до наших дней дошли иконы иконостаса, составлявшие единый ансамбль с фресками, частично сохранившимися на стенах храма. (Воронин Н.Н. «Владимир, Боголюбово, Суздаль, Юрьев-Польский»)

Внутренняя архитектура церкви выражает собою идеал мирообъемлющего храма, в котором обитает Сам Бог и за приделами которого ничего нет; естественно, что тут купол должен выражать собою крайний и высшей предел вселенной, ту небесную сферу, ее завершающую, где царствует Сам Бог Саваоф. Иное дело – снаружи: там над храмом есть иной, подлинный небесный свод, который напоминает, что высшее еще не достигнуто земным храмом; для достижения его нужен новый подъем, новое горение, и вот почему снаружи тот же купол принимает подвижную форму заостряющегося кверху пламени.

Нужно ли доказывать, что между наружным и внутренним существует полное соответствие; именно через это видимое снаружи горение небо сходит на землю, проводится внутрь храма и становится здесь тем его завершением, где все земное покрывается рукою Всевышнего, благословляющей из темно-синего свода. И эта рука, побеждающая мирскую рознь, все приводящая к единству соборного целого, держит в себе судьбы людские.

Замечательный вариант той же темы можно видеть в Успенском соборе во Владимире на Клязьме: там на древней фреске, написанной знаменитым Рублевым, есть изображение – «праведницы в руце Божией» – множество святых в венцах, зажатых в могучей руке на вершине небесного свода; к этой руке со всех концов стремятся сонмы праведников, созываемые трубой ангелов, трубящих кверху и книзу.

В древней Рублевской фреске в Успенском соборе во Владимире необычайно сосредоточенная сила надежды передается исключительно движением глаз, устремленных вперед. Крестообразно-сложенные руки праведных совершенно неподвижны, так же как и ноги и туловище. Их шествие в рай выражается исключительно их глазами, в которых не чувствуется истерического восторга, а есть глубокое внутреннее горение и спокойная уверенность в достижении цели… И именно в том, что духовная жизнь передается одними глазами совершенно неподвижного облика,— символически выражается необычайная сила и власть духа над телом. Получается впечатление, точно вся телесная жизнь замерла в ожидании высшего откровения. И иначе его услышать нельзя: нужно, чтобы сначала прозвучал призыв «да молчит всякая плоть человеческая». И только когда этот призыв доходит до нашего слуха – человеческий облик одухотворяется: у него отверзаются очи. Они не только открыты для другого мира, но отверзают его другим: именно это сочетание совершенной неподвижности тела и духовного смысл очей, часто повторяющееся в высших созданиях нашей иконописи, производит потрясающее впечатление. (Е. Трубецкой. «Умозрение в красках. Этюды по русской иконописи».)

План

1. Творчество Андрея Рублева: роспись Успенского собора. Особенности манеры А. Рублева.

2. Лаврентьевская летопись. Литературные памятники XV в.

3. Александровская слобода в эпоху Иоанна Грозного.

Вопрос 1

Фрески работы Даниила Черного и Андрея Рублева. Особенности избранной темы и ее решения. Иконостас собора, судьба иконостаса, своеобразие. Вопрос о количестве икон.

Вопрос 2

История создания Лаврентьевской летописи. Состав Лаврентьевской летописи. «Повесть Временных лет» и владимирские летописи как части памятника. Флорентийская уния. «Исидоров собор и хождение его». «Повесть о Петре и Февронии Муромских».

Вопрос 3

Основание Александровской слободы. Вопрос о ее происхождении. Строительство Василия III в Слободе. Строительство Иоанна Грозного в Слободе. Особенности архитектуры – использование итальянского стиля.

Литература

1. Алпатов, М.В. Андрей Рублев / М. В. Алпатов – М. : Изобразительное искусство, 1972. – ил.

2. Александровская слобода: Памятники архитектуры XVI-XVII вв. / Авт.-сост. С. Васильев. – М.: Сов. Россия, [1971]. – 22 с.: ил.

3. Бочаров, Г.Н. Александровская слобода / Г. Н. Бочаров, В. П. Выголов. – М.: Искусство, 1970. – 128 с.

4. Куницын, М.Н. Александрова слобода: Ист. очерк / М. Н. Куницын – Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1976. – 112 с.: ил.

5. Грабарь, Н.Э. О древнерусском искусстве / Н. Э. Грабарь – М. : Наука, 1966. – 387 с.

6. История Владимирского края: Учебное пособие для школ / Под ред. проф. Д. И. Копылова. – Владимир: Дюна, 2001. – 391 с. : ил. – ISBN 5-85624-120-7

7. Карамзин, Н.М. История государства Российского / Н. М. Карамзин – М. : Эксмо, 2005. – 1024 стр. – ISBN 5-04-007941-9, 5-04-010254-2, 5-699-11170-01993

8. Костомаров, Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей / Н.И. Костомаров – М. : Книга, 1990 г. – 2008 с. – ISBN: 5-212-00252-4

9. Лазарев, В.Н. Андрей Рублёв и его школа. / В. Н. Лазарев. – М. : Искусство, 1966. – 312 c.

10. Лимонов, Ю.А. Летописания Владимиро-Суздальской Руси / Ю. А. Лимонов – М. : Наука, 1967. – 185 с.

11. Плугин В.А. Мировоззрение Андрея Рублева / В. А. Плугин – М. : Изд-во «Московский Университет», 1974. – 183 с.

Тема 6. Владимирский край в XVII в.

В пору Смутного времени недалеко от монастыря стоял с войсками полководец Скопин-Шуйский. Его солдаты, паче же интервенты, разрушили то, что осталось от дворца Иоанна. В 1650 году строитель Богородице-Рождественской пустыни преподобный Лукиан постриг двух вдов в монахини. Они поселились при Слободской Рождественской церкви. Лукиан испрашивает у Алексея Михайловича грамоту на пользование участком земли государева двора в Александровской Слободе. Грамота была дана, и восстановили для инокинь церковь Успения. В 1654 году патриарх Никон благословил сестер и место. Лукиан испросил у него благословения освятить Успенскую церковь – что в том же году и сделал. День освящения считается датой основания обители.

Приход сюда монахинь оказался благом для захудавшего поселка: Слобода стала возрождаться.

Почему именно монастырь? Возможно, сыграло сразу несколько факторов. Во-первых, бросается в глаза стремление тогдашних правителей России как бы «освятить» монашеским житием все места боевых и трудовых подвигов Иоанна. Примерно в то же время монастырь делают в Свияжске, крепости, с помощью которой Иоанн покорил Казань. Тем самым богомольные правители «тишайшего царства» стараются как бы смирить покойного царя, заглушить пением иноков глас, которым вопиют еще и сегодня руины грозненских дворцов и крепостей. Во-вторых, не исключено, что развалины крепости, что Александровской, что Свияжской, просто поглянулись монахам, поскольку уже существовавшая фортификация освобождала их от лишних трудов по устройству «духовной твердыни» для «невидимой брани». (Евгений Арсюхин, Наталия Андрианова. «Александрова слобода: как московские князья становились императорами»)