Смекни!
smekni.com

по истории по теме: «История Баргузинской средней школы» (стр. 3 из 13)

В 1851 году на 143 200 жителей Верхнеудинского округа приходилось всего 7 школ (1 уездное и 6 приходских училищ), 9 учителей и 216 учащихся. Бурятское население округа- 75 500 человек, имело лишь 66 учащихся

Таким образом весь пореформенный период школьное дело в Баргузине не угасало благодаря инициативе отдельных людей, осознавших необходимость развития народного образования, а также активной поддержке со стороны штатного смотрителя Верхнеудинского уездного училища. Цивилев А.А. содержал городское начальное училище в общей сложности 12 лет. Вероятно, количество учащихся в этот период колебалось от 10 до 25 человек. Обучали в основном мальчиков. После того, как в 1857 году А.А. Цивилев сложил с себя обязанности по содержанию училища, а государственные органы не имели возможности принять его на свой кошт, школа в Баргузине была закрыта на долгие годы. Образование населения опять легло на плечи частных учителей, священников.

Вторая половина 19 века - это годы массовой политической ссылки в Баргузин как по суду, так и в административном порядке. Но ссылки и каторга не сломили этих людей, не заставили их отказаться от своих убеждений. Они, как и прежде, были с народом, просвещали его, готовили к будущим преобразованиям. Обращая внимание своих корреспондентов на то, что политические ссыльные сыграли огромную роль в повышении образования местного населения в своих воспоминаниях о ссылке Николай Сергеевич Тютчев писал: "Народным образованием и общественным своим развитием Баргузин обязан был не Министерству народного просвещения, а Министерству внутренних дел, сначала 3-ему отделению, а затем департаменту полиции". За революционную пропаганду среди рабочих Н.С. Тютчев был арестован и в 1878 году выслан в Баргузин.

Одним из первых преподавателей в Баргузине с 1864 года был гвардейский офицер Николай Петрович Григорьев, петрашевец, литератор, написавший антиправительственный рассказ "Солдатская беседа", где подверг жестокой критике царя Николая 1, за что был приговорен к 15 годам каторги. Учил баргузинских ребятишек и административно ссыльный студент Дмитрий Григорьевич Любовец, прибывший в уездный город в 1878 году вместе с Константином Яковлевичем Шамариным.

В разные периоды в Баргузине отбывали царскую ссылку более 250 человек. Среди них были братья-декабристы М.К. и В.К. Кюхельбекеры, народовольцы Н.С. Тютчев, М.А. Линев, участники восстания на броненосце "Потемкин" П.И. Солощенко, И. Орлов, участник первой русской революции М. (?) и многие другие. Как правило, многие из них были образованными людьми и внесли большой вклад в развитие культуры местного населения. Но особый вклад в народное просвещение внесла сосланная в Баргузин в 1880 году группа высокообразованных народовольцев- "деятелей великой эпохи". К сожалению, не все их имена удалось установить. Достаточно точно можно лишь сказать, что в этом году в Баргузин прибыли Иван Логинович Линев, Семен Иванович Агатов, Гаврил Михайлович Баломез, Александр Христофорович Гернет, Иван Александрович Горяинов, Пелагея Горяинова, Владислав Избицкий, Михаил Абрамович Морейнис, Аром Львович Рашков, Михаил Казимирович Чаковский, Людвиг Александрович Черневский и другие.

Их дело продолжил Николай Странден- член народовольческого кружка, организованного вольнослушателем Московского университета Н.А. Ишутиным. Ещё в 1863 году ишутинцы мечтали о переустройстве России на началах общинного и кооперативно -артельного социализма. И хотя многие из них не разделяли идею цареубийства, член этой группы Д.В. Каракозов в 1866 году совершил покушение на жизнь царя Александра I .Но неудачно.

Вскоре состоялся суд. Д.В. Каракозов был казнен, а остальные участники кружка приговорены к различным срокам каторги, в их числе и Николай Странден. В Баргузин он прибыл в 1884 году, пройдя тяжелый путь: пять каторжных лет в Александровском заводе и 13 лет ссылки в Якутии. Нужно отметить, что Николай Странден, как свидетельствует краевед С.П. Костарев, оставил воспоминание о пребывании на каторге и своей дружбе с Н.Г. Чернышевским, но эти записки не найдены. Нельзя пока точно сказать- сколько лет он пробыл в Баргузине, откуда совершил побег. Одно несомненно, что просвещение народа было главной целью видного народовольца.

Уроженец Баргузина Моисей Абрамович Новомейский в своей книге воспоминаний "От Байкала до Мертвого моря" вспоминает о замечательной женщине, "бабушке русской революции" Екатерине Константиновне Брешко – Брешковской - именно она занималась в этой семье обучением детей. В книге даже приведена ее фотография в окружении детей, ее учеников. В Баргузине Екатерина Константиновна отбывала ссылку по так называемому “делу 193-х”. Здесь она прожила три года, совершила неудачный побег, за что наказание ей продлили еще на 4 года, но уже не в Баргузине. Если в городском приходском училище детей обучали предметам, предусмотренным Уставом учебных заведений 1828 года- Закон Божий, Арифметика, церковное пение, счет, письмо, чтение, то политические ссыльные уделяли внимание в своей педагогической работе истории России и зарубежных стран, географии, иностранным языкам, рисованию.

И хотя официальные документы второй половины 19 века говорят о том, что: "В самом младенческом состоянии относительно обучения детей находится город Баргузин, где нет даже приходского училища, несмотря на то, что Баргузинское общество имеет к тому всевозможные средства" (из отчета штатного смотрителя училищ Верхнеудинского округа Татаринова в 1875 году), сотни баргузинцев в те времена освоили грамоту с помощью ссыльнопоселенцев. Интересен и такой документ- отчет штатного смотрителя училищ о состоянии народного образования в Баргузинском округе за 1874 год: "А. Учебные заведения: в Баргузинском округе - 2, а именно: сельское Читканское и бурятское Баргузинское (точнее- Улюнское). Б. Жители округа: жителей в округе, за исключением бродячих инородцев, было 17 276 душ обоего пола, а учащихся было 34 души мужского пола, что составит 1:508 душам обоего пола. Жителей мужского пола считалось в округе 9 137 душ, что составит 1:269 душам. Учащихся девочек не было. Всех бурят в округе к 1 января 1875 года считалось 10 500 душ обоего пола, а учащихся мальчиков было к 1 января 23, что составит 1:456 душам обоего пола. Мужчин бурят было 5242 души, следовательно 1 учащийся относится как 1:228 душам мужского пола. Учащихся буряток не было. Частных училищ и частных учителей в Баргузинском округе не было, по крайней мере, сведений о том не имеется. В видах материального обеспечения училищ в 1874 году был утвержден почетным блюстителем в приходское училище Читканское - крестьянин Ефим Козлов. Музеев, публичных библиотек, разных ученых обществ и прочее в Баргузинском округе в течение 1874 года открываемо не было".

По архивным данным приходское училище на государственном содержании открылось в Баргузине уже только в 1891 году и было оно первоначально женским, а затем городским 3-х классным училищем. Специально для него было построено красивое деревянное здание, обшитое тесом, под железной крышей, с высокими большими окнами, украшенными белыми наличниками (сохранилась фотография этого здания, фото Корнильева, 1897 год - архив школьного историко-краеведческого музея). В 1897 году по грамотности населения Баргузинский округ стоял на первом месте в Сибири: он имел 17,5% обоего пола, 12,3% грамотных, а по всей Сибири грамотность составляла 9,9%. Примерно в 1898 году это училище сгорело от перекала печей в холодную декабрьскую ночь. Министерство народного просвещения отказалось выделять деньги на строительство нового здания школы и местным купеческому и мещанскому обществам пришлось собирать пожертвования на её строительство. В то время Баргузин уже считался центром Золотой тайги, в городе проживало много купцов- золотопромышленников, в основном еврейские семьи. Они- то и явились основными жертвователями. Яков Фризер, купец и золотопромышленник, пожертвовал в 1898 году на строительство новой школы разных материалов и денег 1600 рублей, за что был награжден серебряной медалью с надписью "За усердие". Он же в 1907 году пожертвовал для того же училища 1000 рублей, обществу вспомоществования учащимся в 1901 году 300 рублей, кроме того для оборудования класса ручного труда при Баргузинском городском 3- классном училище несколько станков столярных и слесарных инструментов на 1000 рублей- так писал в своей докладной записке городской староста Губкин 22 марта 1910 года. Значительные суммы на строительство училища внесли купцы Новомейские, Бутлицкие, Лозовские. Общим сбором средств ведал горный смотритель Константин Попрядухин. Новое училище в 1908 году было построено на фундаменте сгоревшей школы по тому же проекту, но уже в кирпичном исполнении. Это здание сохранилось до сих пор, в нем сейчас находится музей Баргузинской средней школы и школьные мастерские.

Первое мужское приходское училище было открыто в 1908 году, второе мужское приходское училище -1910 году.

Баргузинская школа прошла все этапы развития провинциальных школ России: с 1844 по 1856 годы - это трехклассное церковно-приходское училище, с 1891 по 1908 годы - 3-хклассное высшее начальное городское училище, с 1908 по 1923 год- высшее городское 4- классное училище. При этом имелись также мужское и женское начальное училище, женская прогимназия просуществовала 3 года - с 1917 по 1920 г. В 1923 году училище было переименовано в единую трудовую школу 2 ступени.

В 1929 году школа была реорганизована и переведена в Уро, как школа колхозной молодежи (Ш.К.М.) (в 1923 г. училище было переименовано в единую трудовую школу 11 степени). В Баргузине остался только один пятый класс. В 1933 году Ш.К.М. открылась в Баргузине. В 1938 году школа становится средней. С 1965 по 1969 годы - школа - одиннадцатилетка с производственным обучением (шоферы, швеи, продавцы, кулинары, пионервожатые). В период с 1970 по 1986 годы - школа снова работает как средняя, а с 1986 года - одиннадцатилетняя с обучением детей с шестилетнего возраста.