Смекни!
smekni.com

Проект Работу Подойников Сергей, 14 лет, ученик 7 класса «А» моу «сош №1» (стр. 3 из 4)

Сюжетная линия книг о приключениях юного волшебника Гарри Поттера по сути является детективной, о чем я уже говорил. Расследование загадок волшебного мира, а также невероятные чудеса не позволяют читателю скучать. Ещё одной особенностью сюжета является и то, что в любой книге, как в настоящем детективе, развязка всегда непредсказуема. Например, во второй книге романа «Гарри Поттер и Тайная комната» до конца непонятно, кому принадлежит дневник и кто такой Том Реддл. Никто не подозревает, что маленькая тихая Джинни Уизли и есть тот самый человек, который пишет кровью на стенах грозные предупреждающие слова. Лишь в финале раскрываются все тайны. В третьей книге «Гарри Поттер и Узник Азкабана» читатель уверен, что Сириус Блек преследует Гарри Поттера и хочет его убить, но в финале оказывается, что он крестный отец Гарри и не желает ему зла.

Итак, проанализировав сюжет и композицию романа, можно сделать вывод, что они тоже являются причиной популярности произведения.

Особенности языка романа

Ещё одной причиной популярности романа является язык произведения.

Написан роман ярким и увлекательным языком, в котором много авторских неологизмов. Языковая игра как доминирующий авторский прием является одной из причин необычайной привлекательности книг Дж. Роулинг о Гарри Потере. Языковая игра – это игра слов. Очень часто, не подозревая об этом, к языковой игре прибегают дети, придумывая новые слова, непохожие на обычный язык людей. Наверное, поэтому приемы языковой игры часто встречаются именно в произведениях, предназначенных для детей.

Одним из видов языковой игры анализируемого произведения является каламбур. Каламбур — словосочетание, содержащее игру слов, основанную на использовании сходно звучащих, но различных по значению слов или разных значений одного слова. В каламбуре либо два рядом стоящих слова при произношении дают третье, либо одно из слов имеет омоним или многозначно. Эффект каламбура, обычно комический (юмористический), заключается в контрасте между смыслом одинаково звучащих слов. Эффект каламбура обычно комический. Так, например, название клуба безголовых призраков «Охотники за головами» по своей сути каламбурное. "Охота за головами" – понятие из сферы рынка вакансий, т.е. агрессивная политика поиска нужного работника и переманивание его с прежнего места работы. Напротив, членства в этом клубе много лет безуспешно добивается привидение Почти Безголовый Ник.

Достаточно распространенным видом языковой игры произведения «Гарри Поттер» является использование приема единоначатия, т. е. повтора первых согласных. Одним из видов языковой игры в романе является использование приема единоначатия, т. е. повтора первых согласных. Часто имена и названия в романе начинаются на один и тот же согласный. Например, Батильда Бэгшот, Северус Снегг, Минерва МакГонагал.

Автор создает окказиональные слова (это слова, созданные с нарушением языковых норм, причем это нарушение является осознанным), в которых главным приемом является единоначатие. Например, "Пуляющие пушки", или «Пушки Педдл» - это название команды по квиддичу, в котором словосочетание создано с нарушением речевых норм – тавтологии. Также Роулинг придумывает новые слова, отражающие внутреннюю сущность предмета. Например, профессор Златопупст Локонс – фамилия и имя как бы высмеивают пустую сущность профессора, его привычку к самолюбованию.

Отдельным частным проявлением языковой игры произведения «Гарри Поттер», который так часто импонирует детям, является искажения отдельных слов (оговорки). Например, одной из многочисленных оговорок мистера Уизли является слово «эскалатор» (имеется в виду эскалатор в метро). Вместо него он произносит слово «эскапатор» или «экскалатор».

Анаграмма занимает исключительно важное положение в ряду языковых приемов произведения «Гарри Поттер». Дж. Роулинг использует анаграммы как один из способов кодирования информации. Например, имя Том Нарволо Реддл при перестановке букв означает Лорд Волан-де-Морт».

Для текста произведения «Гарри Поттер» характерно частое использование многоточия, тире, заглавных букв и курсива. Так, например, помимо отдельных слов или фраз, курсивом выделены заклинания, названия школьных дисциплин, учебников и т. д. Графика выполняет не только функцию воссоздания живой речи, смыслового выделения слова, передачи интонации, но и своего рода инструмента воздействия на эмоциональное восприятие и сферу чувств читателя, поскольку помогает ему ощутить определенный спектр эмоций персонажа.

Создание текста, не расчлененного междусловными пробелами, выполняет в произведении «Гарри Поттер» функцию передачи живой ускоренной или нечленораздельной речи. Например, «Сстосусилоссь? – спросил Гарри неразборчиво, как пьяный». Кроме того, в «Гарри Поттере» встречается прием нерасчлененного текста, который частично расчленяется посредством дефиса или многоточия, подчеркивая ироничность высказывания., «Что…что такое? – сонно пробормотал Гарри», «Ч-чего? – сонно пробормотал Гарри».

Дж. Роулинг использует прием намеренного нарушения грамматических норм. Так, например, в целях описания социального статуса лесничего Хагрида использован разговорный стиль или просторечие («как я погляжу», «субчики», «на ум взбредет», «допёр», «но раздери меня совсем», «ну один в один просто», «вылитый папаша», «прям хоть кричи!»), а также слова, находящиеся в сфере употребления малограмотных людей («ихнее»).

В статье «О происхождении феномена Гарри Поттера», размещенной на форуме Независимого Интернет Издательства «Гарри Поттер», указывается, что текст романа «психологически разнообразен». Каждый находит в нем нечто свое, близкое и понятное, затрагивающее струны его души. И именно поэтому критики, которые пристально разглядывают текст Роулинг, находят в нем массу "небрежностей". «Но такой академичный подход к критическому разбору текста "Гарри Поттера" неприемлем. Если убрать "шероховатости" и "неправильности" языка Роулинг - все очарование исчезнет», - убежден автор статьи.

Итак, язык романа прост, понятен и близок читателю 11-15 лет, что, безусловно, является причиной привлекательности произведения.

Нравственная проблематика романа

Немаловажным фактором успешности романа о Гарри Поттере является и идейная основа произведения. О безыдейности книг Роулинг идет много разговоров. Но я всё же считаю, что в романе поднимаются различные проблемы, как философские, так и нравственные. Я выделил следующие:

1. Борьба добра и зла

2. Взаимоотношение взрослых и детей

3. Проблема развития личности, саморазвития, утверждения собственной индивидуальности

4. Проблема сложности человеческой натуры

5. Проблема толерантного отношения к людям

6. Отношение к чуду

7. Проблема дружбы

8. Проблема власти и ответственности

9. Проблема известности, славы

Правда, не стоит отдавать предпочтение одной из проблем: все они дополняют друг друга, представляют комплекс идей произведения.

На мой взгляд, идея борьбы добра со злом всё же основополагающая в романе. Представителем зла в нем является черный маг Лорд Волан-де-Морт. Он использует самое изощренное оружие, а убивает не ради самозащиты или защиты тех, кого любит. Принципов, которые действуют, например, на войне, для него не существует. Он убивает хладнокровно, иногда для удовольствия, иногда ради новых достижений. Постепенно шаг за шагом Гарри Поттер понимает: именно в нем заключена та сила, которой придется выступить против зла, лорда Волан-де-Морта, и это - сила добра.

Но не всё так просто в романе английской писательницы. Борьба добра и зла идет и в душе самого героя. Да, как это ни странно звучит, но и личности Гарри присущи негативные, злые черты. Вот Гарри покупает волшебную палочку на Диагон-аллее. И ему достается "родная сестра" той палочки, которой владеет воплощение зла, лорд Волан-де-Морт. Причем, палочка сама выбирает себе волшебника. Первое указание на присутствие сил зла в душе Гарри Поттера. И это только начало. Во время процедуры распределения первоклассников по колледжам шляпа-сортировщица говорит Гарри, что ему лучше всего было бы учиться в Слизерине, колледже, пользующемся дурной славой, из которого вышло немало черных магов, в том числе и лорд Волан-де-Морт. А вот, посмотрите, какой совет дает Дамблдор, когда Гарри говорит о своем страхе не оправдать ожидания тех, кто видит в нем героя, победившего могучего чародея. «Просто будь собой!» - говорит директор школы Гарри Поттеру. Не стань лучше, учись, стремись, борись и т.п., а стань самим собой. Несмотря на схожесть Гарри Поттера с Волан-де-Мортом (в первом «есть многие качества, которые Салазар Слизерин высоко ценил в своих тщательно отбираемых учениках. Его собственный редкостный дар, змееустость - находчивость - решительность - некоторое пренебрежение к установленным порядкам») внутренне мальчик не похож на черного мага. Дамблдор очень мудро объясняет причину этого: «Ведь только избираемый нами путь, Гарри, показывает нашу истинную сущность, гораздо лучше, чем наши способности. ....». Таким образом, только от человека зависит, добро или зло победит в его душе – вот урок, который должен усвоить читатель.

Быть верным, уметь доверять и, самое главное, чувствовать потребность изо всех сил сопротивляться злу – это нравственные проблемы, которые объединяют все семь историй, их главная мораль.

В книге вообще много говорится о человеческой душе – о том, благодаря чему она остаётся целой и невредимой, и о мере зла, необходимой для того, чтобы расколоть её на части. Всё начинается с утверждения, что любовь может спасти от смерти, и заканчивается заявлением, что самопожертвование во имя любви способно вернуть к жизни. «…твоя мать пожертвовала собой ради твоего спасения, - говорит Дамблдор Гарри, - она дала тебе такую надёжную защиту, какой он (Волан-де-Морт) и представить себе не мог, и она по сей день тебя оберегает». В последней книге мы видим столкновение двух очень разных, диаметрально противоположных душ, им предстоит сразиться во имя нового мира. Душа Гарри искалечена и почти потеряла то, что отличает настоящую человеческую душу, способность любить. Волан-де-Морт обесчеловечил себя намеренно. Гарри уязвим, он страдает, но все еще жив, он все еще борется, надеется и верит в любовь. И любовь становится в очередной раз тем, что способно спасти героя, вернуть его к жизни.