Смекни!
smekni.com

Комплексный историко-правовой анализ адвокатуры в СССР в период действия положения об адвокатуре СССР 1939 года (стр. 6 из 9)

Все союзные республики, формулируя цели и задачи адвокатуры, предусмотрели весьма принципиальное положение, которое отсутствует в ст. 13 Основ и не было известно Положению об адвокатуре СССР 1939 г. В новых Положениях подчеркивается, что всей своей деятельностью адвокатура обязана содействовать: а) охране прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций; б) соблюдению и укреплению социалистической законности; в) осуществлению правосудия.

Таким образом, существенно уточняется место адвокатуры в системе государственных и общественных организаций, призванных бороться за укрепление законности, что позволяет более четко и правильно определить процессуальное положение адвоката, выступающего в суде и, в частности, процессуальное положение адвоката, осуществляющего защиту по уголовному делу. Представляется, что указание в законе на обязанность адвокатуры всей своей деятельностью содействовать охране прав граждан, предприятий, учреждений и организаций укреплению законности и осуществлению правосудия положит конец спору о том, является ли адвокат только представителем подзащитного и должен ли он, осуществляя защиту, содействовать суду в правильном разрешении дела. Новые законы прямо говорят: адвокат, осуществляя защиту, т. е. используя все указанные в законе средства и способы с целью выяснения обстоятельств, оправдывающих обвиняемого или смягчающих его ответственность, должен содействовать правосудию.

Вопрос о функциях адвокатуры в новых Положениях решен в основном единообразно. Таковыми являются: а) осуществление защиты обвиняемых и представительство интересов потерпевших, гражданских истцов и гражданских ответчиков по уголовным делам; б) представительство по гражданским делам; в) составление юридических бумаг; г) дача юридических консультаций; д) оказание юридической помощи предприятиям, учреждениям, организациям и колхозам; е) пропаганда советского права.

Однако Положения, принятые, например, в Эстонии. Казахстане, Таджикистане и Узбекистане, круг функций адвокатуры расширили. Учитывая опыт применения старой Инструкции о порядке оплаты юридической помощи, оказываемой адвокатами населению (п. 14), они включают в число функций адвокатуры и представительство в административных органах (в Положении о коллегии адвокатов Эстонской ССР говорится о ведении административных дел). Такое расширение функций адвокатуры и активизация ее деятельности в этом направлении вполне целесообразны. Личное представительство адвокатов по административным делам (например, по делам об административном выселении, о назначении пенсий и др.), безусловно, сделает, с одной стороны, более эффективной помощь адвокатуры гражданам, отстаивающим свои права в исполнительно-распорядительных органах, а с другой — будет содействовать правильной работе последних. Добросовестный и квалифицированный адвокат, попав на личный прием к соответствующему должностному лицу, толково и доходчиво изложит суть вопроса, подскажет нужный закон и поможет правильно и быстро разрешить жалобу представляемого им гражданина.

В ходе судебной реформы 1922—1923 гг. было принято постановление ВЦИК «Об адвокатуре» от 26 мая 1922 г. и Положение о коллегии защитников, утвержденное НКЮ РСФСР 5 июля 1922 г. Существенные изменения в судоустройстве в конце 20-х — начале 30-х годов привели также и к усовершенствованию адвокатуры: НКЮ РСФСР утвердил 27 февраля 1932 г. Положение о коллективах членов коллегий защитников. Принятие Закона о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик 16 августа 1938 г. потребовало значительных изменений в организации и деятельности адвокатуры: 16 августа 1939 г, СНК СССР утвердил Положение об адвокатуре СССР.

Следует обратить внимание на тот факт, что Положение об адвокатуре Армянской ССР было утверждено не указом, а законом, несмотря на то, что ст. 21 Закона о судоустройстве Армянской ССР, вопреки требованиям ст. 13 Основ законодательства о судоустройстве, относит утверждение Положения об адвокатуре к компетенции Президиума Верховного Совета республики.

Вместе с тем законы об адвокатуре заложили основы для развития и совершенствования законодательства об адвокатуре уже в новых условиях, которые были не за горами. Так, наличие высшего юридического образования у адвокатов стало обязательным для всех без исключений. Большое внимание уделялось вопросам уголовно-процессуальной защиты, в отношении которой было поставлено под сомнение традиционное представление о сходстве сущности в уголовном процессе защиты и обвинения. В целях обеспечения максимально возможных процессуальных основ защиты в процессе предусматривалось не только право адвоката запрашивать через юридические консультации из государственных и общественных организаций справки, характеристики и иные документы, необходимые для оказания юридической помощи, но и обязанность в установленном порядке выдавать эти документы или их копии.

В декабре 1958 года Верховный Совет СССР принял ряд новых законов, в их числе: «Основы уголовного законодательства», «Основы уголовного судопроизводства», «Основы судоустройства» и др. Законом о судопроизводстве значительно расширялись права адвокатов. В ст.22 Закона записано, что «защитник допускается к участию в деле с момента объявления обвиняемому об окончании предварительного следствия и предъявления обвиняемому для ознакомления всего производства по делу. По делам о преступлениях несовершеннолетних, а также лиц, которые в силу физических и психических недостатков не могут сами осуществлять свое право на защиту, защитник допускается к участию в деле с момента предъявления обвинения».

С принятием этих Основ адвокатура стала совершенствовать свою организацию и деятельность. В октябре 1960 года были приняты новые Уголовный[2] и Уголовно-процессуальный кодексы[3]. Адвокаты еще не были готовы к работе на стадии предварительного расследования по уголовным делам, и в коллегиях были приняты меры по изучению этих законов и их использованию в адвокатской практике.

В 1962 года Верховный Совет РСФСР принял Положение об адвокатуре РСФСР.

От предыдущего Положения 1939 г. оно отличалось тем, что в нем по-иному решался вопрос о подконтрольности коллегии адвокатов, значительно расширялись права адвокатов. В то же время повысилась и требовательность к ним, иначе определялся круг задач, стоящих перед коллегией.

Много нового появилось и в объеме работы адвокатов. Так, наряду с оказанием юридической помощи населению на коллегии адвокатов возлагались обязанности «по изучению и обобщению причин преступных проявлений и иных нарушений законности». Адвокаты могли вносить соответствующие предложения в органы власти и управления[4].

В соответствии со ст.26 Положения адвокату было предоставлено право запрашивать справки, характеристики и другие документы из государственных и общественных организаций. Это, несомненно, явилось прогрессивной формой работы.

К адвокатам предъявлялись требования «быть образцом точного и неуклонного соблюдения советских законов, моральной чистоты и безукоризненного поведения» (ст.30). По тем временам это положение воспринималось адвокатами с пониманием.

Статья 33 Положения обязывала адвоката «хранить профессиональную тайну», а в ст.34 указывалось, что он не мог отказаться от принятой на себя защиты обвиняемого.

Несомненно, что Положение об адвокатуре 1962 года сыграло положительную роль на том отрезке жизни нашего государства, но адвокатура продолжала находиться в большой зависимости от партийных и государственных структур, которые, по существу, контролировали, опекали ее работу.

А вот после Косыгинских реформ в связи с увеличением спроса на правовые услуги в экономической сфере значительно выросло число юрисконсультов, работавших на советских предприятиях. У адвокатов, которые в основном оказывали услуги в области применения хозяйственного права (хотя гражданские дела, как правило, продолжали рассматриваться без их участия), такое «вторжение» в их епархию (по меткому замечанию З. Зайла) вызывало озабоченность. Тогда ЦК КПСС и Совет Министров CССР выпустили 23 декабря 1970 г. совместное постановление «Об улучшении правовой работы в народном хозяйстве», которым предусматривались меры по работе адвокатов на тех предприятиях, где не было постоянных юрисконсультов. Тем самым ликвидировался пробел в их юридическом обслуживании. А 8 декабря 1972 г. Министерство юстиции СССР утвердило типовой договор «Об оказании правовых услуг на предприятиях, в институтах и других организациях (кроме колхоза) юридическими консультациями при коллегиях адвокатов». Ровно через год был утвержден типовой договор, разрешивший адвокатам предоставлять правовые услуги колхозам.

В конце 70-х годов шла дальнейшая разработка вопросов правового обоснования адвокатуры как института. В статье 161 Конституции СССР 1977 г. адвокатура впервые официально признавалась конституционным органом, и с этого момента она становилась все в большей степени «государственным делом», нежели оставалась полуавтономной и независимой профессией.

Безусловно, законы определяли задачи адвокатуры на основании существовавших в те годы политических и идеологических установок, партийных предписаний и моральных норм. Она была призвана содействовать «охране прав и законных интересов граждан и организаций, осуществлению правосудия, соблюдению и укреплению социалистической законности, воспитанию граждан в духе точного и неуклонного исполнения советских законов, бережного отношения к народному добру, соблюдению дисциплины труда, уважения к правам, чести и достоинству других лиц, к правилам социалистического общежития» (ст. 1).