Смекни!
smekni.com

Что такое философия? (стр. 2 из 2)

«Конец истории» как триумф смысла. «Конец истории» как перевод на повествовательный и образный язык того, что на философском языке является абсолютом. «Конец истории» как «смерть человека». Постистория как царство игры и насмешки.

Тема 8.

Основные проблемы философии: бытие, сознание, смысл, истина

БЫТИЕ. Бытие и небытие, сущее и существование как исходные философско-онтологические категории. Бытие и космос, вселенная, природа, жизнь. Бытие и реальность. Бытие как реальность, как абстракция и как категория. Модусы бытия – возможность, действительность, необходимость. Со-бытие, наличное бытие и ино-бытие. Бытие-в-себе. Учение об иерархии уровней бытия. Бытие как реальный процесс человеческой жизнедеятельности.

СОЗНАНИЕ. «Классический» смысл термина сознание: тождественность сознания познающему сознанию. Абсолютное сознание как идентичность субъекта тому, что он мыслит. «Неклассический» смысл: сознание как специфический вид бытия, как самосозидающая сила. Сознание как реальность, в формах которой нам дан мир. Невозможность осмысления понятия сознания в терминах «внутреннее- внешнее», «субъект-объект» в силу единства реальности сознания и культуры. Противоположность эмпирического и генетического подходов в осмыслении сознания. Сознание как совокупность наличных форм (памяти, мышления, воображения). Сознание как орудие личностного развития человека и его ответственности в сфере культуры и исторического действия. Сознание как принципиально искусственное образование, не сводимое к данным человеку природой психофизиологическим качествам. Символ как орудие сознания. Сознание как усилие. Сознание как представление о себе как о существе, идентичность которого носит временный характер и которое должно бороться за то, чтобы существовать. Бытие сознания как диалектическое бытие

СМЫСЛ. Классическая, неклассическая и постклассическая установки в понимании смысла. Понимание человеческого бытия как сопричастного разуму и смыслу в классической философии. Тождественность смысла разуму. Установка неклассической философии на прояснение смысла на основе непосредственного знания человеком своих бытийных основ и на интерпретацию этого смысла, объективированного в различных проявлениях его деятельности и феноменах культуры. Противопоставление этой философией прояснения смысла культурных феноменов их объяснению. Смысл как предмет веры, интуиции, инстинкта. Онтологический смысл терминов «выявление смысла», интерпретация, понимание в неклассической философии. Осознание перегруженности мира культуры смыслами как заслуга постклассической философии. Феномены бессмысленности и абсурда.

ИСТИНА. Фундаментальность понятия истины для всех сфер знания. Библейский концепт истины как прообраз тварного мира, в котором сочетаются законы, управляющие природой, и номы, регулирующие поведение человека. Истина и Бог как центральные понятия веры. Истина, Добро, Красота как высокие идеалы деятельности человека. Истина как «откровение бытия». Презумптивность истины. Связь истины с противопоставлением земной и трансцендентной реальности, с оппозицией сущности и явления. Логическое понятие истины в ее противопоставленности лжи. Дуализм мира как предпосылка убеждения в единственности истины. Неотделимость понятия истины от представления о двойственности бытия. Истина как попытка преодолеть прагматизм земного бытия. Истина как научная норма, призванная преодолеть несовершенство познания мира человеком. Истина как попытка преодолеть несовершенства повседневного общения. Истина и язык: между стремлением к точному выражению истины и желанием ее утаить. Набор естественно-языковых средств уклонения от истины: модальные слова, знаки приблизительности. Функция истины – сведение множественности к единственности в пространстве идеальных миров, перенаселенных исключающими друг друга сущностями.

Общая литература к курсу

- Бибихин В. Язык философии. М., 1993.

- Декомб В. Современная французская философия. М., «Весь мир», 2000.

- Нагель Т. Что все это значит? Очень краткое введение в философию. М., Идея-Пресс, 2001.

- Никифоров А. Природа философии. Основы философии. Идея-Пресс. М., 2001.

- Касавин И. Миграция. Креативность. Текст. СПб, 1999.

- Финк Э. Основные феномены человеческого бытия // Проблема человека в западной философии. М., «Прогресс», 1988.

- Многообразие жанров философского дискурса. Под ред. В.И. Плотникова. Екатеринбург, 2001.