Смекни!
smekni.com

Конституционно правовой статус федерального собрания (стр. 2 из 5)

Опубликование "Основных государственных законов" 1906 г. означало, что царь не только формально, но в известных пределах и фактически лишался двух важнейших прерогатив - неограниченного права законодательства и бесконтрольного распоряжения государственным бюджетом.

Однако в действительности этот важный шаг не привел к установлению в России конституционного строя в полном смысле данного высокого понятия. Создатели "Основных государственных законов", изданных в апреле 1906 года, внесли в них изменения, направленные на расширение прерогатив императора. В статье 4 указывалось, что государю принадлежит "верховная самодержавная власть" и повиноваться императору не только за страх, но и за совесть повелевает сам Бог. Согласно "Основным государственным законам" царь объявлялся "священной и неприкосновенной особой".

"Основные законы" предоставляли государю власть управления "во всем объеме". Он назначал и увольнял председателя Совета Министров, министров главноуправляющих отдельными структурными подразделениями государственного аппарата. Ему принадлежала высшая внешнеполитическая, военная и судебная власть. Как мы видим, в главном самодержавный режим правления сохранялся[3].

Государственная Дума была лишена права формирования правительства, не могла осуществлять непосредственного контроля за деятельностью его членов, не имела полномочий влиять на направленность правительственной политики. Хотя нельзя не отметить, что положение о Государственной Думе предоставляло ей возможность использовать механизм депутатских запросов министров, что активно практиковалось в IV Думе.

Слабой стороной Государственной думы являлся ее недостаточно представительный характер. Ведь в многоступенчатых выборах по сословным и имущественным куриям не участвовали женщины, военные, учащиеся, рабочие мелкой и кустарной промышленности, поденные рабочие, многие национальные меньшинства. Выборы в Государственную думу не были ни всеобщими, ни прямыми, ни равными. Известно, что в Первую Государственную думу один выборщик избирался от 2 тыс. земледельцев, 4 тыс. горожан, 30 тыс. крестьян и 90 тыс. рабочих. Новое положение о выборах, изданное после "роспуска Второй Государственной думы 3 июня 1907 г., расширило число выборщиков от землевладельческой курии, но зато существенно урезало представительство от крестьянской курии, от окраинных регионов. В связи с таким избирательным законом естественно возникал вопрос о степени легитимности Государственной думы. И поскольку Дума не располагала полновесной легитимной властью, не случайно население проявляло полное равнодушие к неоднократному роспуску царем "народного представительства" и не протестовало против третьеиюньского государственного переворота, осуществленного в традициях всевластной абсолютной монархии. Очевидно, что из исторического прецедента 1906-1917 гг., когда от участия в выборах отстранялась преобладающая часть населения России, что ставило под сомнение легитимность избранных общероссийских представительных органов, важно извлекать соответствующие уроки в процессе формирования институтов представительной ветви власти современного российского государства.

§1.2 Внутренняя организация парламента и его аппарата

Для сегодняшней практики строительства и функционирования парламента Российской Федерации представляет интерес опыт внутренней организации I-IV Государственных дум. По закону "Учреждение Государственной думы" она получала полномочия на пятилетний срок. Председатель избирался из состава членов Думы сроком на один год. В компетенцию председателя входили ведение прений на сессиях, надзор за порядком на заседаниях, обеспечение связи с другими государственными структурами, доклады государю о деятельности Думы.

Важное место в организационном строении Думы занимали постоянные и временные комиссии. В числе комиссий находились организационно-распорядительская, по личному составу, финансовая, бюджетная, земельная, по торговле и промышленности, по здравоохранению и другим направлениям деятельности[4].

Наряду с этим создавались специальные комиссии для проведения каких-либо отдельных мероприятий. Комиссии формировались путем избрания в отделах или на общих собраниях депутатов закрытым голосованием. Именно в комиссиях проходила основная часть законотворческой работы. По заключению С.А. Муромцева, избиравшегося председателем Государственной думы, в комиссиях разрабатывались дела "по существу". Кроме комиссий в Думе создавались отделы, выполнявшие технические или организационные функции.

При председателе Государственной думы функционировали совещания в составе заместителей председателя, секретаря Думы и его заместителей. Оно занималось планированием и решением общих вопросов организации думской деятельности. Со времени созыва II Государственной думы сложился институт депутатских фракций, стали проводиться их собрания и практиковаться совещания представителей фракций.

Для ведения дел по Государственной думе при ней создавалась канцелярия. Управление канцелярией возлагалось на секретаря Думы и его заместителей. В случае роспуска Думы канцелярия и состоявшие при Думе должностные лица продолжали функционировать под руководством секретаря вплоть до избрания Председателя Государственной думы и секретаря новым составом депутатов

В указе "Учреждение государственной думы" (20 февраля 1906 г) был определен правовой статус депутатов. Приступая к осуществлению функций члена Государственной думы, депутаты подписывали обещание исполнять возложенные на них обязанности "по крайнему нашему разумению и силам, храня верность государю императору и самодержцу всероссийскому и памятуя лишь о благе и пользе России", что ставило оппозиционно настроенных депутатов в определенные рамки и выборе политической позиции, а также в мере и форме ее выражения на думских сессиях.

Формально по статье 14 указа члены Государственной думы "пользовались полной свободой суждений и мнений" по вопросам, решавшимся в Думе. Вместе с тем депутаты могли задерживаться полицией и арестовываться с согласия и в ряде случаев без согласия Душ, если в своих речах они допускали оскорбление императора. Статья о полной свободе слова толковалась таким образом, что депутаты имели лишь "право свободного обсуждения и критики всех дел", однако были обязаны подчиняться действиям законов, не допускать "брани и оскорблений" и призывов к "преступным деяниям".

Следует отметить, что правительство злоупотребляло привлечением оппозиционных депутатов к ответственности. За антиправительственные, на его взгляд, речи оно часто предъявляло обвинения депутатам по пункту 3 статьи 129 Уголовного уложения (публичный призыв к неповиновению или противодействию закону, обязательному постановлению или законному распоряжению власти). В этом случае Дума рассматривала каждое дело по существу и в большинстве случаев отклоняла представления органов правопорядка на ее депутатов. Тем не менее члены Государственной думы практически не обладали депутатской неприкосновенностью. По обвинению в противозаконной деятельности они могли быть привлечены к суду, приговорены к тюремному заключению или каторге, о чем свидетельствует судьба части депутатов (Государственной думы, большинства социал-демократической фракции II Думы, депутатов-большевиков IV Государственной думы.

В отношении статуса депутата Государственной думы России была принята доктрина общественного представительства. Члены Думы представляли не избирателей своего округа, а общество в целом. Поэтому избиратели не могли давать членам Думы наказов и отзывать своих представителей. На практике, однако, депутаты из числа рабочих и крестьян принимали наказы избирателей и старались их выполнять.

Статус члена Государственной думы был несовместим с любой должностью на государственной службе кроме министра или главноуправляющего отдельным подразделением. Другими занятиями депутаты могли заниматься на общих основаниях. Членов Государственной думы привлекали на должность директоров, членов правлений, в редакции газет и журналов.

2. Понятие и сущность парламента и его функции

§2.1 Понятие и сущность парламента

Слово "парламент" происходит от французского глагола "говорить", но родиной парламента считается Великобритания.

Современный парламент - это высший орган народного представительства (хотя это представительство может быть организовано по-разному), выражающий суверенную волю народа, призванный регулировать важнейшие общественные отношения главным образом путем принятия законов, образующий полностью или частично некоторые высшие органы государства, осуществляющий контроль за деятельностью высших органов исполнительной власти и высших должностных лиц[5]. Такой контроль осуществляет преимущественно нижняя палата парламента, избираемая непосредственно гражданами (термин "нижняя палата" используется по традиции, он условен и в настоящее время не отражает реальное значение этой палаты в государственном механизме). Кроме того, парламент в ряде стран определяет основы внешней и внутренней политики государства, ратифицирует международные договоры, принимает иные акты.

Производным от слова "парламент" является термин "парламентаризм". Марксистско-ленинская концепция конституционного права, традиционно отвергавшая значение парламента в жизни государства (говорилось, что в парламенте только болтают, а настоящую работу делают штабы монополий), характеризовала парламентаризм как непригодную систему управления и требовала заменить ее системой советов, что и делалось в странах тоталитарного социализма[6].