Смекни!
smekni.com

на тему: ришелье "князь церкви" (стр. 3 из 3)

Падение Ла-Рошели в 1628 году почти неизбежно вело к капитуляции гугенотов в центральных районах страны. 28 июня Людовик 8 издал эдикт Але. Хотя его часто именовали "мир", на самом деле это был акт прощения и помилования. Он продублировал Нанский эдикт, но лишь в его основной части. Дополнительные статьи, гарантировавшие гугенотом политические и военные права были аннулированы. После отъезда Людовика Ришелье еще на некоторое время остался в Лангедоке, чтобы завершить установление мира в провинции. Торжествуя, он написал ЛюдовикуІТеперь можно сказать, что источники ереси и мятежа иссякли І. Гугеноты не являлись больше политической силой, но оставались важным религиозным меньшинством. Теоретически государство признавало их право отправлять богослужение по протестантскому обряду, но период с 1629 по 1685 год ознаменовался настоящей нетерпимостью в отношении гугенотов. И все же, несмотря на все преследования, общая численность гугенотов между 1630 и 1656 годами не уменьшилась, напротив, даже возросла. Таким образом "мир" в Але не покончил с ними, он всего лишь уничтожил так называемую гугенотскую республику.

Разрыв со "святошами" наметился после взятия Ла-Рошели, когда влияние и авторитет Ришелье значительно возросли. Все обратили внимание на то, что король в обращении к народу особенно отметил "очень дорогого и горячо любимого кардинала де Ришелье".

Острые разногласия возникли как раз по вопросу о дальнейшей политике по отношению к гугенотам. "Святоши" считали, что протестанты должны лишиться всех прав, как гражданских, так и политических, считали, что "ересь" должна быть полностью искоренена. Кроме того, они требовали сближения с Испанией и Италией, в условиях происходившей в Европе войны.

Несмотря на все это, кардинал Ришелье не обнаруживал желания изгонять "ересь" за пределы государства, а также подвергать гугенотов политическим гонениям. Напротив, он хотел сделать из них "настоящих французов", столь же ревностных подданных, как и католики. Ришелье воспротивился также сближению с Мадридом и Веной, предпочтя сохранить союз с протестантскими государствами, но, не вмешиваясь в европейский конфликт. Как во внутренней, так и во внешней политике кардинал руководствовался национально-государственными интересами, а не религиозно-идеологическим соображениями.

Ришелье был озабочен религиозным расколом во Франции вплоть до конца своей жизни. В 1640 году Мазарини обнаружил, что кардинал в минуты отдыха имел обыкновение кое-что записывать относительно важных дел. Это свидетельство было подтверждено посмертной публикацией в 1651 году тракт, содержащий простейшие и надежнейшие методы обращения людей, оставивших церковь. В этой работе Ришелье остановился на основных догматах католической веры и попытался перетянуть кальвинистов, указав на различия их и лютеранских доктрин, а также собственные противоречия. В течение долгого кардинал желал организовать основательные дискуссии между теологами с обеих сторон, будучи уверен в том, что истина восторжествует и приведет гугенотов обратно в лоно католичества. Но его намерение не нашло поддержки в Риме, который не верил в успех обсуждений такого рода с еретиками. Ришелье все же продолжал надеяться. В сентябре 1641 года папский нунций Гримальди докладывал, что "лишь только мир был заключен, Его Высокопреосвященством всецело завладела мысль обратить французских еретиков в католическую веру и потому он нынче пытается ускорить процесс, желая, чтобы это произошло не только силой страха, но силой убеждения и благодаря священнослужителям, следуя за которыми, люди с легкостью обратятся к истинной вере".

Но мир с Габсбургами при жизни Ришелье не был заключен, потому-то он, как считает Р. Кнехт, и не мог начать решительное наступление, которое привело бы к религиозному единству

Во внешней политике и дипломатии Ришелье показал себя столь же крупным политическим деятелем, как и во внутреннем управлении. Здесь он также сумел подняться на уровень понимания национально - государственных и общеевропейских интересов, отвергнув все навязываемые ему идеологические императивы. Принадлежа к элите католической церкви, кардинал Ришелье поддерживал дело Реформации в Германии и вообще в Европе, смело, выступив против папского Рима, стоящего за спиной испанских и австрийских Габсбургов. По образному выражению посла Венецианской республики в Париже, ''Ришелье был ниспослан Провидением, дабы смирить гордыню Испанского дома и спасти рукой Франции Европу от угрожавшего ей рабства''.

Безусловно, Ришелье принадлежит к числу наиболее крупных и ярких фигур во французской истории, с которых началась собственно национальная политика Франции.

Вообще политика Ришелье, считавшего своей целью возвышение Франции, объективно была направлена на установление равновесия в Европе и в первую очередь на ликвидацию гегемонии Габсбургов. Решение этой задачи было тесно связано с утверждением светского характера междугосударственных отношений, отделением их от идеологического влияния теократии, то есть римско-католической церкви в лице папы Римского. С этой же целью кардинал вступает в войну с Испанией.

Войска Франции вторглись в Люксембург 8 Мая 1635 года. Не за горами и первый успех. 19 мая французы наголову разбили испанский корпус. Эти успехи окрылили кардинала, и он мобилизовал еще ни много, ни мало 100 тысяч человек. Но вскоре - провал кампании потеря всех захваченных позиций.

И все же Франция не побеждена. Людовик организовал поход в Лотарингию. Однако уже месяц он прекращает боевые действия в Лотарингии и возвращается в Париж в сильнейшем упадке духа.

Испанцы тем временем вторгаются в Бургундию и намереваются захватить Дижон. Но горстка смельчаков погасила наступательный порыв испанцев, мужественно обороняя крепость Сен-Жан-де-Лон на подступах к Дижону. Бургундия была спасена.

Увы, это была единственная удача, которая не могла повлиять на ход всей кампании, принимавшей для Франции поистине катастрофический характер. Угроза для Парижа нарастала с каждым днем.

И все-таки столица Франции была спасена. Но не первым министром, кардиналом де Ришелье, а человеком, никогда не проявлявшем такой политической воли, - королем Людовиком XIII. 4 августа 1635 года Людовик XIII обращается к населению Парижа с призывом ко всеобщей мобилизации. Французские города спешили на помощь попавшей в беду столице, предоставляя людей и деньги. Кардинал Ришелье прибывает в полной растерянности и заговаривает с королем об отставке, но тот не соглашается с кардиналом. Король собрал армию и договорился с принцем Оранским, отвлекшим Испанию, что и спасло Париж.

Но, несмотря на все успехи к концу 1636 года, хотя положение Франции и стабилизировалось, но все же оставалось достаточно тяжелым.

В это же время появляются первые планы созыва в Кёльне европейского мирного конгресса под эгидой папы римского. Однако Урбан VIII перечеркнул их, заявив, что никогда не сядет за один стол с "еретиками" - голландцы и шведы. Попытки Ришелье убедить папу подняться над предрассудками ради достижения мира в Европе не увенчались успехом. Для Святого престола католическая Франция, олицетворяемая кардиналом-"отступником", была ничем не лучше протестантских Соединенных провинций или Швеции. Не двусмысленным выражениям неприязни папского Рима к кардиналу Ришелье явился отказ понтифика возвести в кардинальский сан ближайшего помощника французского министра - отца Жозефа, несмотря на все его известные заслуги перед римско-католической церковью и даже личное расположение папы.

Постепенно Ришелье приходит к выводу, что военная и политическая расстановка сил благоприятствует Франции. Начиная с 1638 года Габсбурги постепенно утратили стратегическую инициативу, антигабсбургская коалиция начала одерживать победы. Однако Ришелье не пришлось увидеть окончание тридцатилетней войны. Он умер 4 декабря 1642 года.

Князь римско-католической церкви, кардинал Ришелье решительно пресек непомерные претензии папского Рима на некую особую роль, как во Франции, так и во всей Европе. Он ограничил даже экономические права церкви, в частности ее право на недвижимость. "Государство, - говорил Ришелье, - имеет реальные потребности, тогда как потребности церкви воображаемые и произвольные"7.

Ришелье смог подняться над узко идеологическими предрассудками ради общенациональных интересов. Разгромив гугенотскую партию, кардинал не пошел на поводу "святош" и никогда не посягал на религиозные и гражданские права французских протестантов. И те, и другие были для него, прежде всего французами. Ришелье отклонил навязываемую ему идею создания религиозно однородной Франции. Характерно, что во Франции "эпохи Ришелье", в отличие от большинства других католических государств тогдашней Европы, не полыхали костры инквизиции, и в этом несомненная заслуга министра-кардинала, совершенно чуждого какого бы то ни было религиозного мракобесия и нетерпимости.

Таким образом, Ришелье был, прежде всего, государственным деятелем, а уже во вторую очередь - "князем церкви".


ЛИТЕРАТУРА

1 Кнехт Р. Дж. Ришелье. - Ростов-на-Дону.: Изд-во "Феникс", 1997. - С.117.

2 Кармона М. Мария Медичи. -Ростов-на-Дону.: Изд-во "Феникс", 1998. - С.93

3 Кнехт Р. Дж. Ришелье. Указ. Соч. - Ростов-на-Дону.: Изд-во "Феникс", 1997. - С. 123.

4 См. Андреев. А. Р. Гении Франции, или жизнь кардинала Ришелье. М, Изд-во "Белый волк", 1999. С. 47 - 49.

5 Ришелье. А. П. Политическое завещание. М, Изд-во "Белый волк", 1999. 154

6 Там же. С. 155

7 Цит. По: Ранцов В.Л. Ришелье. В кн.: Ришелье. Оливер Кромвель. Наполеон I. Князь Бисмарк. М., Изд-во "Республика", 1994. С. 37.