Смекни!
smekni.com

Антропология (стр. 12 из 23)

11. ...У детей почти всегда преимущественно развита память зрения, и часто целые уроки укореняются в памяти... ассоциациями места. Отвечая урок, дитя видят перед собою развернутую книгу или развернутую тетрадь и переходит со строчки на строчку, со страницы на страницу. Вот почему полезно печатать в детских книгах крупными буквами собственные имена и подчеркивать и тетрадях те слова или названия, которые должны быть твердо замечены.<…>

15. Для этой цели Неккер-де-Соссюр рекомендует не только изучение географии по картам и черчение таблиц, синоптических и синхронистических, но и рисовку планов комнаты, здания, улицы. Мы же находим, кроме того, очень полезным вообще черчение схем всякого рода...

16. ...Полезно изучать исторические происшествия, имея перед собою карту местности, в которой эти происшествия совершались, чертить походы, о которых рассказывается, чертить постепенное расширение какого-нибудь государств: родословные таблицы, словом, все, что может быть начерчено. Посредством таких чертежей учитель приобретает в зрительной памяти дитяти самого могущественного союзника. <...>

23. Ассоциации по сердечному чувству, строго говоря, входят в разряд ассоциации по противоположности и сходству. <...> Такими ассоциациями исполнен язык народа; из них образовалось множество метафорических выражении в языке, как, например: «завывание ветра», «стон моря» и т.п.; на них построены большей частью мифологии народов, а народная поэзия обильно черпает из этого источника... Эти ассоциации усыпают метафорами, как цветами, язык народа и придают языку жизнь и красоту. Мы с самого детства, сами того не замечая, питаемся этой поэзией языка, выработанного миллионами поэтов, из которых одни самостоятельно подметили какие-нибудь поэтические сходства и противоположности, а другие оценили и сохранили их, ввели в общее употребление и передали нам. <...>

Забвение: разрыв ассоциаций памяти

1. Слово забвение... имеет два смысла: во-первых, ...переход представления из области нашего сознания в бессознательную область памяти, из которой опять они могут быть вызнаны; и во-вторых, ...совершенное исчезновение из памяти самих следов какого-нибудь представления... В действительности невозможно различить их, так как ни об одном представлении... нельзя сказать с полной достоверностью, сохраняется в нашей памяти или навсегда и без следа исчезло из нее. Мы привыкли думать, что многое забываем совершенно, а между тем вопрос, можем ли мы что-нибудь совершенно забыть, вопрос нерешенный. <...>

4. ...Что многое и очень многое ускользает из нашей памяти, в этом мы можем убедиться, рассказывая даже вчерашнее происшествие... Надобно особенное усилие воли, чтобы с полной точностью рассказать происшествие, виденное нами, не вковавши и этот рассказ малейшего кольца собственного производства. При потворстве же себе это обращается в привычку очень неблаговидную, так что мы лжем, сами того не сознавая. У детей, у которых особенно сильно развито воображение, а усилие воли восстановлять объективную истину еще слабо, такая невольная ложь встречается очень часто. Бывает даже, что дети смешивают с действительностью то, что видели во сне. Припутывая еще к этому какие-нибудь ассоциации своего собственного воображения, которые, но особой впечатлительности детской нервной системы, отразились в ней с такой силой, глубиною и яркостью, что дитя... принимает их за следы действительных событий и впечатлений внешнего мира... Такая невольная ложь встречается беспрестанно, и ее надобно старательно отличать от лжи преднамеренной, которую сам ребенок осознает как ложь. <...>

5. ...Множество следов ощущений не возобновляется нами при воспоминании и... естественно, исчезает из памяти. Это несовершенство памяти есть отчасти благодеяние, потому что иначе она была бы загромождена таким количеством следов, что наконец восприятие новых было бы крайне затруднительно или даже совершенно невозможно. Следы, совершенно бесполезные и ни к чему не годные, напрасно загромождали бы нашу память, которая как ни обширна, но все же имеет свои пределы...

6. Весьма часто мы забываем какой-нибудь след ощущения потому, что он по сходству своему с другими следами... сливается с ними. Так, например, многие дни, проведенные однообразно, в регулярных занятиях, сливаются в наших воспоминаниях в один день... Месяцы и даже годы, прошедшие таким образом, кажутся нам в воспоминании одним днем, и только следы жиз

ни, оставшиеся в нас или в делах наших, говорят, что мы жили долго...

9. ...Дети с сильно возбужденным воображением оказываются очень забывчивыми... потому что при беспрестанной постройке воображением новых и новых ассоциаций они берут материал из прежних, беспрестанно их разрывая. Кроме того, внутренняя работа воображения отвлекает внимание дитяти от уроков и вообще не занимающих его предметов. Вот на каком основании раннее развитие воображения может считаться опасным соперником памяти, хотя в сущности это вовсе не противоположные способности, и вот почему педагог должен избегать всего, что слишком сильно возбуждает... ассоциации в душе дитяти. <...>

Что такое намять? Значение памяти

1. ...Под именем памяти мы разумеем: 1) или способность сохранять следы протекших ощущений и представлений и потом снова сознавать их; 2) или психофизический процесс, посредством которого мы возобновляем пережитые нами прежде ощу­щения; 3) или... результат этой способности и этого... процесса, т.е. сумму всего того, что мы помним... эти три значения памяти справедливы, но односторонни, и мы будем иметь верный взгляд на память только тогда, когда будем видеть в ней разом и способность, и процесс, руководимый этой способностью, и результат этого процесса. Выразим все эти три значения возможно короче и яснее.

2. Память как способность принадлежит всякому сколько-нибудь развитому животному организму... Но в человеческой памятливости мы различили… две способности: одну, принадлежат телу, или, точнее, нервной системе, и другую, принадлежащую душе, или, точнее, исключительно духу человеческому.

3. Основание способности нервной памяти мы нашли в способности нервной системы усваивать привычки… Такою памятью обладают не только живые, но даже растительные организмы... но одною этою способностью нельзя объяснить явлений человеческой памяти. <...>

5. Кроме... пассивного процесса памяти мы замечаем в самих себе процесс активный, стимул которого находит уже не из нервной системы, а из души... Мы признали, что ощущение, прочувствованное нами, оставляет свой след не только в нервной системе – в таинственной форме привычки, но и в душе, в столь же таинственной форме идеи. Эту свойственную только человеку память мы назвали еще памятью развития... Животному вспоминается, но животное не вспоминает… В человеке же мы различаем ясно оба эти явления памяти. <...>

7. Память как психофизический процесс, как процесс запоминания, забвения и воспоминания совершается в нас беспрерывно все время деятельности нашего сознания и совершается под влиянием... двух стимулов нервной системы и души. <...>

9. В психофизическом процессе памяти развивается самая способность памяти, и притом так развивается, что самое содержание памяти является материалом ее развития... Такой взгляд на память, установленный психологией со времени Гербарта, имеет очень важное педагогическое приложение. Koгда считали память ... индифферентною в отношении содержимого ею, то полагали, что память вообще можно развивать безразлично всякого рода упражнениями – что, изучая, например, латинские или немецкие вокабулы, мы изощряем память для восприятия исторических фактов или хронологии событий. Теперь же ясно, что память не может изощряться, как стальное лезвие, на каком бы оселке мы его ни точили, но что память крепнет именно теми фактами, которые мы в нее влагаем... Передавая памяти факты бесполезные, не ведущие к усвоению других полезных фактов, мы наносим ей вред, потому что... сила памяти, зависящая так много от нервной системы, ограничена. Сведение же, которое останется в памяти одиноким и не послужит к усвоению других однородных сведений, только обременяет, а не развивает память. Показав это, психология оказала весьма важную услугу педагогике.

10. Однако же... всякое упражнение произвольного воспоминания (не запоминания) упражняет власть нашей воли над нашей нервной системой. Заставляя себя упорно вспоминать то или другое, мы привыкаем не забывать – получаем уверенность в возможности вспоминать, а эта уверенность имеет сильнейшее влияние на акт воспоминания... Уже только потому следует... часто повторять изученное, чтобы дети... не потеряли уверенности в силу своей памяти: беспрестанным повторением следует предупреждать забвение, а не возобновлять забытое.

11. Беспрестанное повторение в начале учения необходимо уже и потому, что представления, усваиваемые памятью, суть в то же время залоги от усвоения новых представлений; чем прочнее будут эти залоги, тем легче и прочнее будут усваиваться новые представления. <...>

14. Память как результат процесса нашей сознательной жизни. Мы – то, что мы помним, – вот вывод новой психологии. С этим выводом нельзя вполне согласиться... Вне области нашей памяти все же будут лежать способности, врожденные нашей душе и нашему нервному организму, их врожденные потребности и стремления... Мотивы нашей душевной деятельности выходят из врожденных потребностей нашего тела и врожденных потребностей нашей души... Но материал, над которым душа работает, дается тем, что она помнит... Не признавая тождества между душою и тем, что она помнит, мы тем не менее признаем, что память есть история души, и притом история не протекшая, а всегда настоящая. Все, что сохраняется памятью, имеет всегда влияние на душу и принимает... участие в ее деятельности. У души в строгом смысле слова нет прошедшего; все ее прошедшее живо в ее настоящем, и отдаленнейшее событие нашего детства не есть дело, сданное в архив... Мы можем изменять функцию той или другой ассоциации представлений, но не можем сделать небывшим то, что раз уже было в душе.