Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие для студентов философского факультета Казань 2010 (стр. 1 из 7)

Г.В.Мелихов

Введение в феноменологию: Э.Гуссерль, М.Хайдеггер, Э.Левинас

Учебно-методическое пособие

для студентов философского факультета

Казань — 2010

Рекомендовано к изданию

Учебно-методическим советом философского факультета КГУ

Протокол №1 от 28 января 2010 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Организационно-методические указания………………………………………..4

Содержание разделов дисциплины………………………………………………6

Список литературы………………………………………………………………..7

Конспект лекций курса……………………………………………………………9

Лекция первая. Введение в проблематику курса………………………………13

Вопросы к экзамену……………………………………………………………...31

Глоссарий…………………………………………………………………………32

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Феноменология — одно из влиятельных направлений в западной философии начала и первой половины ХХ века, основоположником которого является Э.Гуссерль. Интерес европейских мыслителей (М.Шелер и М.Хайдеггер в Германии, М.Мерло-Понти, Ж.-П.Сартр, Э.Левинас во Франции, Г.Шпет и А.Лосев в России и др.) к феноменологии был связан с поиском путей обновления философии. Гуссерлианский тезис «возвращения к самим вещам» означал, во-первых, извечно философское удивление миру и, во-вторых, желание мыслить самому и с самого начала — стремясь заново продумать основания исконного единства человека и мира. Феноменология в замысле своем направлена на изучение человеческого опыта как опыта открывающего нам нерасторжимую целостность человека и воспринимаемого им мира.

Учебная задача:

Основная задача курса: ознакомить студентов с ключевыми феноменологическими концепциями, раскрывающими содержание человеческого опыта как опыта единства и целостности человека и мира.

Методы проведения аудиторных занятий: лекции, индивидуальные консультации.

Формы самостоятельной работы: чтение и осмысление философских текстов.

1. Требования к уровню подготовки студента, завершившего изучение дисциплины «Введение в феноменологию: Э.Гуссерль, М.Хайдеггер, Э.Левинас»

Студенты, завершившие изучение данной дисциплины должны:

- понимать содержание ключевых феноменологических понятий и категорий;

- обладать основами теоретических знаний в области феноменологии (концепции Э.Гуссерля, М.Хайдеггера, Э.Левинаса);

- ориентироваться в современных дискуссиях, касающихся изученного предмета;

- приобрести навыки чтения и понимания специальной литературы.

2. Объем дисциплины и виды учебной работы (в часах)

Форма обучения ______очная______________

очная, заочная, вечерняя

Количество семестров ____1____

Форма контроля: 1 семестр ___экзамен_________

зачет, экзамен

2 семестр _____—_______

зачет, экзамен


п/п

Виды учебных занятий

Количество часов

1 семестр

2 семестр

1.

Всего часов по дисциплине

2.

Самостоятельная работа

3.

Аудиторных занятий

30

в том числе: лекций

30

семинарских (или лабораторно-практических) занятий

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ


п/п

Название темы и ее содержание

Количество часов

лекции

семинарские
(лаб.-практ.) занятия

1

Тема 1. Введение: предмет и задачи курса. Что такое феноменология? Из истории феноменологического движения. Современное состояние феноменологических исследований в России. Цели и задачи курса.

3

2

Тема 2. «Философия – это рефлексия»: Э.Гуссерль. Биография Э.Гуссерля. Основные работы. Замыслы феноменологии Э.Гуссерля. Этапы творческой биографии. Ключевые понятия концепции Э.Гуссерля. Критика гуссерлианской феноменологии.

9

3

Тема 3. Фундаментальная онтология М.Хайдеггера. Биография М.Хайдеггера. Основные работы. Проблематика бытия и метод его исследования: проект феноменологии М.Хайдеггера. «Ранний» и «поздний» Хайдеггер. Проблематика «Бытия и времени». Философия и поэзия в творчестве «позднего» Хайдеггера. Критика фундаментальной онтологии.

9

4

Тема 4. Феноменологическая этика Э.Левинаса. Биография Э.Левинаса и ключевые работы. Не бытие, но другой: замыслы феноменологической этики. Проблематика «Тотальность и Бесконечное». Основные понятия феноменологической этики Левинаса. Критика философской позиции Левинаса.

9

Итого часов:

30

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Базовые учебники

1. Бабушкин В.У. Феноменологическая философия науки: Критический анализ. — М.: Наука, 1985.

2. Свасьян К.А. Феноменологическое познание: Пропедевтика и критика. — Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1987.

3. Эмбри Л. Рефлексивный анализ. Первоначальное введение в феноменологию. — М.: Три квадрата, 2005.

Основная литература

1. Ингарден Р. Введение в феноменологию Эдмунда Гуссерля. — М.: Дом интеллектуальной книги, 1999.

2. Молчанов В. И. Время и сознание. Критика феноменологической философии. — М.: Высшая школа,1998.

3. Прехтль П. Введение в феноменологию Гуссерля. — Томск: Водолей, 1999.

4. Херманн Ф.-В. фон. Понятие феноменологии у Гуссерля и Хайдеггера. — Томск: Водолей, 2000.

5. Шпигельберг Г. Феноменологическое движение. Историческое введение. — М.: Логос, 2002.

6. Ямпольская А. Вклад Левинаса в феноменологию и в деконструкцию феноменологии // Логос. 1 (41) 2004. — С.88-104.

7. Ямпольская А.В. Ранний Левинас: проблемы времени и субъективности // Вопросы философии, 2002, №1.

Дополнительная литература

1. Гуссерль Э. Картезианские размышления. — СПб.: Наука, Ювента, 1998.

2. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга 1. Общее введение в чистую феноменологию. — М.: Дом интеллектуальной книги, 1999.

3. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. — СПб.: Владимир Даль, 2004.

4. Бибихин В.В. Ранний Хайдеггер: материалы к семинару. М.: ИФТИ, 2009.

5. Хайдеггер М. Бытие и время. — М.: Ad Marginem, 1997.

6. Хайдеггер М. Время и бытие. — М.: Республика, 1997.

7. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. — М.: Высшая школа, 1991.

8. Сафрански Р. Хайдеггер: германский мастер и его время. — М.: Молодая гвардия, 2002.

9. Левинас Э. Время и Другой. Гуманизм другого человека. — СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 1998.

10. Левинас Э. Тотальность и бесконечность. — М., СПб.: Университетская книга, 2000.

11. Деррида Ж. Насилие и метафизика. Очерк мысли Э.Левинаса // Деррида Ж. Письмо и различие. — М.: Академический проект, 2000. — С.124-248.

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ КУРСА

Тема 1. Введение: предмет и задачи курса. О феноменологии: предмет, культурный контекст и проблемное поле. Феноменология — философская дисциплина, ставящая своей задачей изучение феноменов и смыслов; в зависимости от того или иного понимания природы феномена она может быть:

  • описательная (дескриптивная), изучающая методы описания, применяемые при естественной установке сознания; ограничивается «сферой переживаний соответственно их реальному содержанию» (Гуссерль)
  • мирская (mundane от лат. mundanus – мирской) – согласно Гуссерлю, имеющая дело с реальными феноменами без проведения феноменологической редукции
  • эйдетическая – «интуитивно-априорная наука» (Гуссерль), которая исследует универсальные сущности (эйдосы), их структуры и отношения (возможна только после проведения эйдетической редукции)
  • герменевтическая, которая стремится к раскрытию смысла феноменов посредством их интерпретации
  • конститутивная, исследующая процессы конституирования феноменов (смыслов) в сознании
  • конститутивная естественной установки (А.Щюц), которая исследует процессы индивидуального сознания, участвующие в «осмысленном конституировании» социальных отношений человека
  • трансцендентальная, которая анализирует роль трансцендентальной субъективности в познании и деятельности человека (возможна только после проведения трансцендентальной редукции)
  • структурная (Г.Ромбах), изучающая структуры, идентичные для сознания и реальности
  • «космологическая» (Е.Финк), интересующаяся проблемами миропонимания
  • натуралистическая (М. Фарбер), которая считает, что феноменологический метод следует использовать в научном исследовании как предварительную, чисто описательную методологическую процедуру

Из истории феноменологического движения: Франц Брентано. Проблематика работы «Психология с эмпирической точки зрения». Из истории феноменологии в России: Г.Шпет (феноменология и герменевтика), А.Лосев (феноменология и диалектика). Феноменологические идеи в творчестве С.Франка (философская психология). М.Мамардашвили (феноменология — сопутствующий момент всякой философии). Современное состояние феноменологических исследований в России: В.Молчанов (феноменология как опыт различия), В.Подорога (феноменология тела), А.Пятигорский (феноменология и буддийская философия).