Смекни!
smekni.com

Конституционное разграничение законодательной компетенции между федерацией и её субъектами в Соединенных Штатах Америки и Германии (стр. 3 из 3)

23) рельсовые пути, не являющиеся железными дорогами Федерации, за исключением фуникулеров,

24) уничтожение отходов, охрана воздуха от загрязнения и борьба с шумом,

25) ответственность государства,

26) искусственное оплодотворение людей, исследование и искусственное изменение наследственности, а также регулирование трансплантации органов и тканей.» (ст. 74)

Федеральные законы, издаваемые в соответствии со статьёй 74, нуждаются в согласии Бундесрата.

Конкурирующее законодательство распространяется также на оплату и обеспечение лиц, состоящих в публично-правовом отношении службы и верности (п.1 ст. 74-а.)

Согласно ст. 75 «Федерация имеет право при соблюдении условий, предусмотренных ст. 72, издавать рамочные предписания по вопросам:

1) правовое положение лиц, состоящих на публичной службе земель, общин и других корпораций публичного права,

2) общие принципы высшего образования,

3) общее положение печати и кино,

4) охота, охрана природы и забота о ландшафтах,

5) распределение земли, пространственная организация и водный режим,

6) регистрация населения и выдача удостоверений личности,

7) охрана немецкого культурного наследия от вывоза за границу.»

Согласно ст. 30, «осуществление государственных полномочий и выполнение государственных задач принадлежит землям, поскольку настоящий Основной закон не устанавливает или не допускает иного регулирования». Однако «федеральное право имеет преимущество перед правом земель» (ст.31). Также «поддержание отношений с иностранными государствами относится к ведению Федерации» (п.1 ст.32), при этом «в той мере, в какой земли обладают законодательной компетенцией, они могут с согласия Федерального правительства заключать договоры с иностранными государствами» (п.3 ст.32).

Земли осуществляют управление в сферах своей исключительной компетенции: школы, полиция, планирование в регионе; при выполнении федеральных законов, как своих собственных: планирование строительства, осуществление промыслового права, охрана окружающей среды; при прямом поручении федерации выполнять федеральное право: строение федеральных автострад, содействие образованию.[9]

Таким образом, основная законодательная власть находится в руках парламента. К ведению земель относятся области их исключительной компетенции, точно не оговоренные в Конституции и имеющие остаточный характер (ст. 70), а также сфера конкурирующей компетенции в случаях, когда Федерация не использует своих полномочий в этой области.

Практика федеративных отношений в ФРГ выявила устойчивую тенденцию к усилению централизации государственного устройства, при котором перевес в сфере законодательства оказывается на стороне федерации, а тяжесть исполнения законом ложится в первую очередь на земли. Усиливающая централизация, вместе с особенностями разграничения компетенции, обусловлена конституционно установленными принципами соподчинения федерации земель, а также принципом неписаного конституционного права – «доброго поведения» земли по отношению к федерации.[10]


Заключение

В нашей работе было подробно рассмотрено конституционное разграничение законодательной компетенции между федерацией и её субъектами в США и ФРГ. Сравним эти компетенции между странами.

Общее в исключительной компетенции федераций: установление и взимание налогов, регулирование внешней торговли, эмиссия денег, почтовые службы, объявление войны и заключение мира, формирование и содержание армии, правовая охрана интеллектуальной собственности, внесение поправок в Конституцию.

Специфика указанных в Конституции сфер связана со временем, когда принимался Закон, геополитическими особенностями. Так, в Конституции США особое внимание уделяется финансовой и вооружённой сфере, а в Конституции ФРГ дополнительно рассматриваются аспекты социальной сферы.

В Конституции Германии отдельное внимание уделяется таким проблемам, как социальное обеспечение, беженцы, ядерная энергия, трудовое право, искусственное оплодотворение, экология, ответственность государства, здравоохранение (конкурирующая компетенция). Гражданство, свобода передвижения, паспортный режим, иммиграция, эмиграция относится к исключительной компетенции федерации (ФРГ), но не оговорено в Законе США.

Следует отметить, что законодательные компетенции наиболее подробно расписаны в Конституции ФРГ. В обеих странах основная законодательная власть принадлежит федерации, к ведению субъектов относятся области исключительной компетенции, чётко не оговоренные в Конституциях.

Общим для обеих стран является преимущество федерального права над правом земель/штатов.


Библиографический список

1. Конституции зарубежных государств: учебное пособие / В.В. Маклаков, М. 2006

2. Конституционное право зарубежных стран: учебник / В.Е. Чиркин, М. 2008

3. Конституционное право зарубежных стран: учебник / Г.Н. Андреева, М. 2009

4. Конституции государств Европейского Союза, Л.А. Окуньков, М. 1997

5. Конституционное право зарубежных стран: учебник / И.А. Алебастрова, М. 2000

6. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник / А.С. Автономов

7. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: электронный учебный курс, Л.Г. Чихладзе (www.e-college.ru)

8. Интернет-ресурс http://constitution.garant.ru/ (тексты Конституций)

9. Юридический энциклопедический словарь / М.О. Буянова (и др.); М. 2009

10. Большой юридический словарь (http://slovari.yandex.ru/dict/jurid)


[1] с.III, Конституции зарубежных государств: учебное пособие / В.В. Маклаков, М. 2006

[2] с.IV, там же

[3] с. 348, Конституции зарубежных государств: учебное пособие / В.В. Маклаков, М. 2006

[4] Милиция – формирование граждан в штате – вооружённая сила, привлекаемая к действительной службе только в исключительных случаях (национальная гвардия) (В.В. Маклаков)

[5]Закон ex post facto – закон, принятый после совершения какого-либо факта или деяния с имеющими обратную силу правовыми последствиями. Запрещение актов ex post facto относится к уголовно – и гражданско-правовой сфере. (В.В. Маклаков)

[6] с.370, Конституционное право зарубежных стран: учебник / В.Е. Чиркин, М. 2008

[7] с. 103, Конституции зарубежных государств: учебное пособие / В.В. Маклаков, М. 2006

[8] с. 107, Конституции зарубежных государств: учебное пособие / В.В. Маклаков, М. 2006

[9] с.177, Конституции государств Европейского Союза / Л.А. Окуньков, М. 1997

[10] с.177, Конституции государств Европейского Союза / Л.А. Окуньков, М. 1997