Смекни!
smekni.com

Курс лекций по основам программирования Учебно-методическое пособие (стр. 4 из 9)

Алфавит- это совокупность объектов, являющих собой наименьшую единицу информации в программе.

1. Буквенно-цифровые символы (рус., лат.).

2. Знаки препинания

3. Ключевые слова (зарезервированные слова - это те неделимые конструкции, из которых строятся программные объекты), например, if, for, next и другие. Эти слова не могут служить никакими другими объектами

3.2 Описание данных

3.2.1. Типы данных


Это величина, которая не изменяет своего значения во время работы программы. Каждая константа обладает двумя характеристиками: значение и тип.

Типы констант можно разделить на три части: числовой логический и текстовый. В свою очередь числовой тип делится на целый, вещественный с фиксированной точкой и вещественный с плавающей точкой.

Значения константы определены формой её записи в программе. Например,

1 1.

целый вещественный

тип тип

Правила записи целых и вещественных констант.

[+-] <Последовательность цифр>

Целый тип определяет способ представления целого числа.

- 32 бита, 4 байта

- 16 битов, 2 байта

Диапазон для 2-х байтов от -

до +
-1 (-32768 до 32767)

32 32

Способ программирования создаёт диапазон от -2 до 2 - 1 - диапазон для 32 бит.

1. - число с фиксированной точкой.

Общий формат записи числа с фиксированной точкой.

[+-] [<Последовательность цифр>].[<цифры>]

-.1= - 0.1

Константы с плавающей точкой.

27

1.32*10

-12

0.1 * 10 -порядок

манн-

тисса

Общая форма записи числа с плавающей точкой.

<число с фиксированной точкой> Е <целое число>

-12

+.1 Е - 12 + 0.1*10

Е - экспонента

Представление этих чисел в компьютере.

Вещественные числа:

- вещественное число

- вещественное число с удвоенной точностью(8 байт)

порядок м а н т и с с а 32

Диапазон записи в компьютере до |10|

Логический тип

Логика работает с высказываниями, утверждениями, о которых можно говорить, истинны они или ложны. В Basic в качестве логического используется числовой тип: «истина» =1 , «ложь» = 2. В Pascal константы логического типа определены как «истина» = true, «ложь» = false.

Текстовый тип

Это последовательность любых символов алфавита, заключённая в Basic в двойные кавычки, в Pascal в апострофы. Пустая строка не содержит ни одного символа и записывается как две двойные кавычки в Бейсике и два апострофа в Паскале.

.

3.2.3 Переменные

Это величины, которые во время работы программы могут изменять своё значение. Всякая переменная обладает 3 характеристиками:

· Имя (идентификатор)

через имя мы наблюдаем переменную в программе. Имя переменных - это последовательность букв и цифр, начинающихся с буквы - правило записи имени.

В программе не может быть двух разных переменных с одним именем.

· Значение. Получает во время работы программы. Только 2 оператора, которые позволяют придавать значение: оператор ввода и оператор присваивания.

· Тип

Способы задания типа в Basic:

· по умолчанию

% в конце имени - переменная целого типа

$ в конце имени - переменная текстового типа

Числовая вещественная, если в конце ничего не стоит

Существует свой набор операций и при попытке выполнения операций над переменными не собственного типа транслятор выдаёт сообщение об ошибке.

· Помимо задания типа по умолчанию в Basic существуют другие операторы явного задания.

В языках программирования существует сложный тип переменной - переменная с индексом, являющая собой отдельный элемент сложного типа данных под названием массив.

Массивэто конечная упорядоченная совокупность переменных одного типа.

Что значит упорядоченная? Это значит, что каждый элемент массива находится на своём месте, т.е. если 2 элемента массива поменять местами, то это будет уже другой массив. Величина, определяющая местоположение переменной в массиве, называется индексом. Иначе говоря, индекс это номер элемента (переменной) в массиве.

Массив считается данным сложного типа и требует обязательного описания. В Basic описание массива выполняется с помощью оператора DIM (dimension), который относится к т.н. описательным или невыполняемым операторам. Формат записи такого оператора:

DIM <имя массива> (<максимальные размеры индексов>)

При выполнении оператора DIM в памяти компьютера выделяется место для хранения элементов массива в указанном объёме. На выделение объёма памяти для массивов существуют ограничения, заданные системой программирования.

Например: DIM A(10) , DIM Z(5,3,7)

Массивы могут иметь несколько индексов и бывают одномерные (или вектора), двумерные (или матрицы), трёхмерные и т.д. – многомерные.

В Бэйсике, если массив одномерный, то в нем максимальное значение индекса равно кол-ву элементов в массиве. В двумерном массиве кол-во элементов равно произведению максимальных значений индексов. Например в матрице DIM B(4,5) кол-во элементов равно 4*5 = 20 элементов. В памяти компьютера все элементы всех массивов расположены линейно. Это значит, что элементы матрицы

будут расположены в порядке 5, 0, 2, 1, 6, 3, то есть по строчкам. Говорят, что элементы многомерных массивов расположены в порядке наибыстрейшего изменения последнего индекса. Индекс может изменяться от начального значения до максимального значения, указанного в операторе DIM. В качестве индекса может выступать переменная, например, А(i) или даже выражение - A(k+1). Использование переменных в качестве индексов обеспечило максимальную эффективность в обработке массивов.

В Pascalе описание массива задается в специальном разделе программы и имеет следующий формат:

<имя массива>: array <мин. индекс>..<макс. индекс> of <тип>;

Количество элементов в массивах в Pascal определяется как произведение разностей макс. и мин. значений индексов плюс 1 .

В качестве значений индексов мы будем использовать величины целого типа (хотя в Pascal возможны и другие типы индексов).

3.2.4 Функции.

Функция – это некоторая программа (или модуль), составленная в соответствии с правилами системы программирования. Результатом работы функции является некоторая величина. Функции бывают стандартными и нестандартными

Стандартной функцией называется программа (модуль), разработанная в рамках системы программирования и поставляемая вместе с ней. Они, как правило, реализуют некоторые из наиболее часто встречающихся математические функции. Стандартная функция имеет имя, по которому пользователь может обратиться к соответствующей функции для получения результата, указав при этом, если требуется, аргумент функции.

Таблица основных стандартных функций

Y=f(x)

Basic

Pascal

ABS(x)

Abs(x)

----

Sqr(x)

SQR(x)

Sqrt(x)

y =

EXP(X)

Exp(x)

y=ln x

LOG(x)

Ln(x)

y = sin x

sin(x)

sin(x)

y = cos x

cos(x)

cos(x)

y = arctg x

atn(x)

arctan(x)

Случайное число от 0 до 1

RND

Random

Ближайшее целое, меньшее х

INT(X)

---

Целая часть х

---

Int(x)

Это далеко не полный список стандартных функций. В книгах всегда есть приложения, в которых приводятся таблицы стандартных функций, содержащие их полный список.