Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие Чебоксары 2004 ббк 63. 3(0)31р30 к 906 (стр. 9 из 10)

117. Китайская погребальная и храмовая скульптура

118. Принципы живописного творчества в Китае

119. Графика и гравюра Китая

120. Символика китайского орнамента

Рекомендуемая литература

1. Всеобщая история искусств. Т.1. М., 1959.

2. Гоголев К.Н. Мировая художественная культура. Индия. Китай. Япония. М., 1999.

3. Китайское изобразительное искусство. М., 1952.

4. Роули Дж. Принципы китайской живописи. М., 1991.

5. Сладковский М.И. Знакомство с Китаем и китайцами. М., 1984.

6. Стужина Э.П. Китайское ремесло в XVI – XVIII веках. М., 1970.

7. Пострелова Т.А. Академия живописи в Китае в X – XIII веках. М., 1976.

8. Федоренко Н.Т. Земля и легенды Китая. М., 1961.

121. Ритуальные жадеит и бронза в Древнем Китае

Рекомендуемая литература

1. Китай. Земля небесного дракона. М. 2001.

122. «Живопись ученых» в Китае

123. Своеобразие китайского театра

124. Китайская садовая планировка

Рекомендуемая литература

1. Всеобщая история искусств. Т.1. М., 1959.

2. Гоголев К.Н. Мировая художественная культура. Индия. Китай. Япония. М., 1999.

3. Китай. Земля небесного дракона. М. 2001.

4. Китайское изобразительное искусство. М., 1952.

5. Роули Дж. Принципы китайской живописи. М., 1991.

6. Сладковский М.И. Знакомство с Китаем и китайцами. М., 1984.

7. Стужина Э.П. Китайское ремесло в XVI – XVIII веках. М., 1970.

8. Пострелова Т.А. Академия живописи в Китае в X – XIII веках. М., 1976.

9. Федоренко Н.Т. Земля и легенды Китая. М., 1961.

125. Чайная церемония в Японии как самобытное искусство

I. Возникновение чайной церемонии (тя - но - ю).

1. Создание «Пути чая» («Дао чая») монахами Дзенс.

2. Чайная церемония как предмет светского обихода.

II. История становления и совершенствования ритула чайной церемонии.

1. Четыре принципа чайной церемонии, разработанные Мурато Сюко.

2. Эйсай, Такэно Дзео, Фирута Орибэ, Сэн-но Соэки, Кобори Энсю и др. Их роль в разработке этикета чайной церемонии.

III. Чайная церемония как одна из форм социального общения, особая духовная процедура, способ перестройки сознания.

1. Придание всем типам и действиям чайной церемонии ду­ховного и символического смысла, концентрация внимания на каждом движении и жесте.

2. Простота схемы чайной церемонии и тщательность ее разра­ботки.

1) Правила входа гостей в чайный сад:

а) природное окружение чайного дома, деление чайного сада на внешнюю и внутреннюю части;

б) философский и этический смысл прохода гостей че­рез чайный сад;

в) омовение рук.

2) Правила входа и поведения в чайном доме:

а) ранняя форма чайного дома тясицу (вилла Есимаса в Киото);

б) чайный дом стиля «сеан»;

в) использование в строительстве чайного дома каркас­ной системы;

г) интерьер чайного дома;

д) специфичность обстановки и светового оформления;

ж) символическая роль науки басира в чайном доме.

3) Разведение огня и рассаживание гостей;

4) Порядок внесения чайной утвари. Ее очищение;

5) Вода как главное условие приготовления чая. Поэзия бурлящей воды;

6) Взбивание растертого чая. Густой чай (кой-тя) и жидкий чай (уу-тя);

7) Выход в чайный сад;

8) Рассматривание чайной утвари как эстетический акт:

а) чайная утварь как средство духовного общения.

б) использование в чайной церемонии керамики раку и техника ее создания:

• неповторимость, уникальность и своеобразие керамических изделий раку;

• отражение в керамике раку окружающего мира и воплощение канона прекрасного;

• естественность красок;

в) Применение керамических чашей и пиал («тя-, ван»):

• яркость и оригинальность керамических чашей и пиал и своеобразие их фактуры;

• лаконизм выразительных средств.

9) «Молчаливая беседа» во время чайной церемонии;

10) Созерцание токонома, художественного центра чайного дома. Сюжет, изобразительный метод и техника исполне­ния:

• лаконизм средств;

• поэтика недоговоренности, намеков.

11) Табана и главные правила табана.

IV. Роль мастера чая церемонии тя-но-ю. Построение чайного действа во времени.

V. Влияние чайного культа на формирование самобытной японской культуры.

Рекомендуемая литература

1. Григорьева Т.П. Японская художественная традиция. М., 1979.

2. Гришелева Л.Д. Формирование японской национальной культуры. М., 1986.

3. Конрад Н.И. Очерки истории культуры средневековой Японии. М., 1980.

4. Николаева Н.С. Художественная культура Японии XVI столетия. М., 1986. С. 55-105.

5. Николоева Н.С. Японские сады. М., 1975.

6. Сабуро Иэнага. История японской культуры. М., 1972.

7. Тадзава Ю., Мацубара, Окуда С., Нагахата Я. История куль­туры Японии. Япония, 1992.

126. Ритуал захоронения в Древней Японии

127. Ханива в искусстве Древней Японии

128. Синтоистские святилища в Древней Японии

129. Буддизм и изображение Будды в скульптуре Древней Японии

1. Становление буддизма в стране.

2. Формирование многочисленного буддийского пантеона и отражение его в скульптуре:

1) Мироку - босацу из монастырей Тюгудзи (близ Нары) и Корюдзи (близ Киото):

а) женственность и изящество;

б) целомудренная чистота;

2) Каннон - босацу:

а) красота облика;

б) использование орнаментальных деталей;

в) статичность изображения.

3) Асура, Карура - образцы защитников буддийской веры.

4) Изображение сцены успения Будды («Нирвана Сяка Нёрай»).

5) Будда - Русяна из Кондо Тодайдзи как символ могущества японской империи.

Рекомендуемая литература

1. Берндт Ю.В., Мизун Ю.Г. Тайны богов и религий. М., 1999.

2. Васильев Л.С. История религий Востока: религиозно-культовые традиции и общество. М., 1983.

3. Всеобщая история искусств. Т.2. М., 1964.

4. Громковская Л.Л. Сто первый взгляд на Японию. М., 1993.

5. Иофан Н.А. Культура древней Японии. М., 1976.

6. Кирквуд К. Ренессанс в Японии. М., 1988.

7. Комаровский Г.Е. Пять тысяч Будд Энку. М., 1968.

8. Конрад Н.И. Очерк истории культуры средневековой Японии.М., 1980.

9. Николаева Н.С. Декоративные росписи Японии XVI – XVIII веков. М., 1989.

10. Николаева Н.С. Художественная культура Японии XVI столетия.М., 1986.

11. Светлов Г. (Г.Е. Комаровский). Колыбель Японской цивилизации: Нара.История, религия, культура. М., 1994.

12. Сердюк Е.А. Японская театральная гравюра XVII – XIX веков. М., 1990.

13. Стейнли-Бейкер Д. Искусство Японии. М.,2002.

14. Токарев С.А. Религии в истории народов мира. М., 1976.

15. Федоренко Н.Т. Японские записи. М., 1974.

16. Японское искусство. Сборник статей. М., 1959.

130. Светское искусство Японии периода Фудзивара

131. Японская живопись на горизонтальных свитках

132. Женская и мужская живопись Японии

133. Японская живопись Камакура и Муромати (1185 - 1573)

134. Творчество Хасикава Моронобу

135. Творчество японского графика Катагава Утамаро

136. Фудзи японского графика Кацусика Хокусая

137. Творчество Кацусика Хокусая

138. Творчество Андо Хиросигэ

139. Японский театр Но

Рекомендуемая литература

1. Анарина Н.Г. Японский театр Но. М., 1984.

2. Берндт Ю.В., Мизун Ю.Г. Тайны богов и религий. М., 1999.

3. Васильев Л.С. История религий Востока: религиозно-культовые традиции и общество. М., 1983.

4. Всеобщая история искусств. Т.2. М., 1964.

5. Глускина А.Е. Об истоках театра Но// Заметки о японской литературе и театре. М., 1979.

6. Григорьева Т.П. Красотой Японии рожденный. М., 1993.

7. Громковская Л.Л. Сто первый взгляд на Японию. М., 1993.

8. Иофан Н.А. Культура древней Японии. М., 1976.

9. Кирквуд К. Ренессанс в Японии. М., 1988.

10. Комаровский Г.Е. Пять тысяч Будд Энку. М., 1968.

11. Конрад Н.И. Очерк истории культуры средневековой Японии.М., 1980.

12. Николаева Н.С. Декоративные росписи Японии XVI – XVIII веков. М., 1989.

13. Николаева Н.С. Художественная культура Японии XVI столетия.М., 1986.

14. Светлов Г. (Г.Е. Комаровский). Колыбель Японской цивилизации: Нара.История, религия, культура. М., 1994.

15. Сердюк Е.А. Японская театральная гравюра XVII – XIX веков. М., 1990.

16. Стейнли-Бейкер Д. Искусство Японии. М.,2002.

17. Токарев С.А. Религии в истории народов мира. М., 1976.

18. Федоренко Н.Т. Японские записи. М., 1974.

19. Японское искусство. Сборник статей. М., 1959.

140. Японский театр Кабуки

Рекомендуемая литература

1. Анарина Н.Г. Японский театр Но. М., 1984.

2. Берндт Ю.В., Мизун Ю.Г. Тайны богов и религий. М., 1999.

3. Васильев Л.С. История религий Востока: религиозно-культовые традиции и общество. М., 1983.

4. Всеобщая история искусств. Т.2. М., 1964.

5. Глускина А.Е. Об истоках театра Но// Заметки о японской литературе и театре. М., 1979.

6. Григорьева Т.П. Красотой Японии рожденный. М., 1993.

7. Громковская Л.Л. Сто первый взгляд на Японию. М., 1993.

8. Иофан Н.А. Культура древней Японии. М., 1976.

9. Кирквуд К. Ренессанс в Японии. М., 1988.

10. Комаровский Г.Е. Пять тысяч Будд Энку. М., 1968.

11. Конрад Н.И. Очерк истории культуры средневековой Японии.М., 1980.

12. Николаева Н.С. Декоративные росписи Японии XVI – XVIII веков. М., 1989.

13. Николаева Н.С. Художественная культура Японии XVI столетия.М., 1986.

14. Светлов Г. (Г.Е. Комаровский). Колыбель Японской цивилизации: Нара.История, религия, культура. М., 1994.

15. Сердюк Е.А. Японская театральная гравюра XVII – XIX веков. М., 1990.

16. Стейнли-Бейкер Д. Искусство Японии. М.,2002.

17. Токарев С.А. Религии в истории народов мира. М., 1976.

18. Федоренко Н.Т. Японские записи. М., 1974.