Смекни!
smekni.com

Бочаров Р. А. Тербунский Гамаюн (стр. 3 из 5)

Что же касается распространения Гамаюна, как символа основания Тербунов смоленскими поселенцами, на территорию всего района, то тут все объясняется чистой логикой. В Тербунском районе, с центром в Тербунах, не может быть другого символа. Ведь на гербе Липецкой области, скажем, изображена липа, и пять холмов, на которых стоит Липецк, в то время, как многие города Липецкой области (Елец, к примеру) старше, однако название области по столице области (Липецку), как и название района по главному поселению (Тербуны) подразумевает определенные приоритет и в символике.

4. Кто же она такая птица Гамаюн?

Гамаюн — по славянской мифологии вещая птица, посланник богов, их глашатай, поющий людям божественные гимны и предвещающий будущее тем, кто умеет слышать тайное. Первоначально — из восточной (персидской) мифологии. Изображалась с женской головой и грудью.

Когда Гамаюн летит с восхода, приходит смертоносная буря. Гамаюн всё на свете знает о происхождении земли, неба, богов и героев, людей, чудовищ, птиц и зверей.

Вопрос о происхождении птицы Гамаюн является самым сложным при разработке данной темы. На мой взгляд, существуют две основные версии происхождения птицы Гамаюн, заслуживающие внимания.

4.1. Славянская версия.

В древних славянских ведах, образ птицы Гамаюн встречается довольно рано. В славянской религии и мифологии Гамаюн - птица вещая, говорун. Инкарнация Велеса - бога мудрости. Посланник богов - она пропевает книгу "Песен". Гамаюн прилетает на блаженный Макарийский остров, находящийся "под самым востоком солнца близ рая".[22]
Этот образ является центральным в ведическом сборнике «Песни птицы Гамаюн»[23], восстановленных А.И. Асовым.[24]

Образ птицы Гамаюн – птицы предвестницы, можно встретить в древнейших дошедших до нас памятниках славянской культуры. Вот как начинается Велесова Книга[25], в том виде, в котором она доступна сейчас.

1. Прилет птицы, поющей о битвах и медоусобицах.

Вот прилетела к нам птица, и села на древо, и стала петь, и всякое перо ее иное, и сияет цветами разными. И стало в ночи, как днем, и поет она песни о битвах и междоусобицах.

Вспомним о том, как сражались с врагами отцы наши, которые ныне с неба синего смотрят на нас и хорошо улыбаются нам. И так мы не одни, а с отцами нашими. И мыслили мы о помощи Перуновой, и увидели, как скачет по небу всадник на белом коне. И поднимает Он меч до небес, и рассекает облака, и гром гремит, и течет вода живая на нас. И мы пьем ее, ибо все то, что от Сварога,- то к нам жизнью течет. И это мы будем пить, ибо это - источник жизни божьей на земле.

И тут корова Земун пошла в поля синие и начала есть траву ту и давать молоко. И потекло то молоко по хлябям небесным, и звездами засветилось над нами в ночи. И мы видим, как то молоко сияет нам, и это путь правый, и по иному пути мы идти не должны.

И было так- потомок, чувствуя славу свою, держал в сердце своем Русь, которая есть и пребудет землей нашей. И мы ее обороняли от врагов, и умирали за нее, как день умирает без Солнца и как Солнце гаснет. И тогда становилось темно, и приходил вечер, и вечер умирал, и наступала ночь. А в ночи Велес шел в Сварге по молоку небесному, и шел в чертоги свои, и к заре приводил нас до врат (Ирия). И там мы ожидали, чтобы начинать петь песни и славить Велеса от века до века, и храм Его, который блестит огнями многими, и стояли мы (пред Богом), как агнцы чистые.

Велес учил праотцов наших землю пахать, и злаки сеять, и жать солому на полях страдных, и ставить сноп в жилище, и чтить Его как Отца божьего.

Отцам нашим и матерям- слава! Так как они учили нас чтить богов наших и водили за руку стезей правой. Так мы шли и не были нахлебниками, а были русскими- славянами, которые богам славу поют и потому- суть славяне.[26]

Определенно речь идет о птице Гамаюн, возможно, имевшей тогда иное имя. Но, в отличие от Сирина и Алконоста, именно Гамаюн являлась птицей предвестником, птицей пророком.

На Руси птица Гамаюн была хорошо известна из различных сочинений естественнонаучного и географического характера. В первую очередь источником сведений о ней были различные «Козмографии» (т.е. Космографии или, приближая это название к современной терминологии, географии). Так, в одной из «Козмографии» XVI или начала XVII в. читаем: «В той же части Азии Симове жребии, многая островы на восточномъ море: первый остров Макарицкий близъ блаженнаго рая и потому его близъ глаголятъ, что оттуда залетаютъ райския птицы Гамаюн и Финиксъ благоухания износятъ чюдная».[27]

Птица Гамаюн вошла и в быт русских царей. В 1614 г. у Михаила Смывалова, гостившего в Москве, специально для царя Михаила Фёдоровича было куплено несколько диковинных вещиц, в том числе:«Птица Гамаюн около шеи сверху обнизано жемчугом, на середине жемчужина большая, позадь её на спине репей серебряной, на репьё зерно жемчужное»[28].

И.Е. Забелин пишет, что 21 октября 1626 г. «дьяк Ждан Шипов отнёс в Верх к государю в хоромы птицу Гамаюн, которая в этом случае могла быть какою-либо вещицею, изображавшею такую птицу, как она и описана выше»[29]. Возможно, именно об этой вещице пишет так называемая «Книга глаголемая урядник: Новое уложение и устроение чина сокольничья пути» (1656). Здесь читаем: «Василий Ботвиньевъ, по государеву указу возьми из Гамаюна, райския птицы, письмо... И подьячий... разстегнувъ птицу Гамаюна, вынимаетъ письмо и... чтетъ вслухъ»[30]. В данном случае описываемый и у Забелина и в «Уряднике» Гамаюн может быть выполненной в виде райской птицы шкатулкой.

При дворе царя Алексея Михайловича обитал вполне живой Гамаюн – любимый его кречет, названный в честь райской птицы. Об этом читаем в книге «Урядник». Кречет, что характерно, упоминается раньше других птиц: «Росписъ Государевымъ охотникам, кому которыхъ птицъ указано держать. Первая Парфентиева статья. Парфентию самому: кречетъ Сибирский цветный Гамаюнъ»[31].
Гамаюн могла быть изображена и на знаменах, вот что пишет Тарабрин: «Не была ли эта птица изображена на сотенном знамени у сокольников и стремянных конюхов в Рижском походе царя Алексея Михайловича 15 мая 1656 г., по крайней мере, в Описи знамен 1664 г. под № 10 указывалось, что это знамя чёрной тафты, в середине вшита птица Гамаюн, опушка тафта белая»[32].

Ещё одна живая птица, называемая Гамаюн, не имеющая отношения к ловчим птицам, была поднесена государям Фёдору и Петру Алексеевичам в 1686 г. И.Е. Забелин пишет: «Торговые люди Охотного ряду, призванные на Казённый двор, чтобы объявить ей цену, – смотря на птицу Гамаюна, сказали, что де у них в ряду такой птицы не бывало и цены они ей не знают. Неизвестно, сколько времени жила во дворце эта невиданная птица, которую книжники причисляли к райским»[33].
Кроме того, Гамаюн, будучи птицей, дала, название пушке-пищали,[34] наравне с такими чудовищами, как аспид и василиск. Описание пищали можно найти в Актах московского уезда XVII в. под 1696 г.: «Великого государя в казне на пушечном дворе налицо полковых пищалей... пищал гамаюнъ ядром и длиною такова же весом 25 пуд 30 гривенокъ на турецком стану».

Судя по весу, существовала и другая пищаль с таким же названием. Ее упоминает И.Е. Забелин в своей книге «История города Москвы». Наряду с другими, собранными для создания Музея воинских трофеев, по велению Петра I в Москве: «Гамаюн, вес 102 пудов, лил мастер Мартьян Осипов 1690 г., с изображением птицы Гамаюна»[35]. Гамаюн на этой пищали изображён в виде безногой птицы[36].
Любопытно, что пищаль с таким изображением представляет собой воспроизведение герба города Смоленска, о чем уже говорилось выше.

В XIX веке птица Гамаюн окончательно превратилась в «райскую».

Птица Гамаюн была столь популярна на Руси, что название её даже использовалось как внутрисемейное имя, от которого произошла фамилия Гамаюнов[37].

4.2. Восточная версия.

По мнению академика О.Н. Трубачёва, корни птицы Гамаюн на иранском Востоке. Древняя форма, с которой связано 'искусный, хитроумный,-слово гамаюн, это младоавестийское humaiia чудодейственный', откуда в древнеиранском мире имя собственное *Humaya[38]. О.Н. Трубачёв отмечает тот факт, что птица – прообраз птички гамаюн «была не только райской, но и хитроумной. Образ этот, родившийся, вероятно, ещё на почве иранского фольклора, рано пересёк границы стран и культур и стал международным»[39].

В пользу «восточной» версии происхождения птицы Гамаюн говорит и упоминание этой птицы в титулах восточных правителей: турецкого султана и шаха Ирана. Картотека Древнерусского словаря (Институт русского языка им. В.В. Виноградова РАН) содержит выписки из различных грамот и посланий восточным владыкам. В том числе, содержащих упоминание птицы Гамаюн, всегда в одной и той же форме. К примеру, полный титул турецкого султана Ибрагима из одной царской грамоты, отправленной с послами в Константинополь: