Смекни!
smekni.com

Власть, ее разновидности и назначение в обществе (стр. 1 из 2)

ГОУ Гимназия №1505

«Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория»

Реферат

Власть, ее разновидности и назначение в обществе

автор: ученица 9 класса «Б»

Тарасова Екатерина

Руководитель: Молев А.И.

Москва

2012

Оглавление

Введение……………………………….…………………………………………….…….3

Глава 1

Эпоха Возрождения и формирование взглядов Н.Макиавелли...……………………………………………………………….…………..4

Глава 2

Власть как феномен и его трактовка в эпоху Возрождения…………………………………...……………...…………………………..6

Глава 3

Макиавеллиевское понимание власти………………………………………………......8

Заключение……..…………………………………………………………………………11

Список используемой литературы…………...……………………………………………………………………12

Введение

В данной работе будет исследована проблема властных отношений в обществе и само понятие власти в том его варианте, в котором оно сложилось в Западной Европе в XV – XVI вв. Непосредственным источником, предназначенным для анализа, будет сочинение итальянского мыслителя эпохи Возрождения Никколо Макиавелли «Государь».

Сегодня вопрос природы власти, ее предназначения, функций, пределов является одним из наиболее обсуждаемых и актуальных.

Цель моей работы – анализ феномена власти и ее природы на примере представлений Никколо Макиавелли.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие исследовательские задачи, в соответствии со структурой работы:

1. Дать общую характеристику эпохи Возрождения.

2. Описать биографию Н.Макиавелли и выделить основные факторы, повлиявшие на формирование его политических взглядов.

3. Проанализировать суждения Никколо Макиавелли о власти, государстве и обществе.

Основная часть реферата будет написана по книге Никколо Макиавелли «Государь». «Государь» - самое знаменитое произведение Макиавелли, которому была суждена беспримерная и почти скандальная слава, которое породило в сознании потомков два несовместимых образа - коварного и жестокого политика и пророка национальной свободы.

Дополнительным источником будет «Теория власти» Желтова В. В. В нем раскрывается одна из важнейших проблем политической науки — проблема власти. Власть как социокультурный феномен рассматривается в разных аспектах, во всей ее сложности и противоречивости, многообразии типов, видов и проявлений.

Эпоха Возрождения и формирование взглядов Н.Макиавелли.

Мыслитель, философ, писатель, политический деятель, Никколо Макиавелли проживал в Италии в Эпоху Возрождения. В развитии мировой культуры эпоха Возрождения является эпохой исключительного значения. В эту эпоху бурно развивается международная торговля, все большее значения приобретают города. Появляются первые зачатки капиталистической промышленности в форме мануфактуры. Наступает период первоначального накопления капитала, развивается банковское дело. Наряду с классом феодалов активную роль начинает играть нарождающаяся буржуазия. На первый план выдвигается человеческая личность, обязанная своим положением и успехами не знатности предков, а собственным усилиям, предприимчивости, уму, знаниям. Все перемены в жизни общества сопровождались широким обновлением культуры – расцветом естественных и точных наук, литературы на национальных языках и, в особенности, изобразительного искусства. Зародившись в городах Италии, это обновление захватило затем и другие европейские страны.

Эпоха Возрождения открывает новый этап в осмыслении культуры. В утверждаемой системе ценностей, духовной культуры в целом на первый план выдвигаются идеи рационализма и гуманизма.

Никколо родился в деревне Сан-Кашано, рядом с городом-государством Флоренция, в Италии, в 1469 году. Макиавелли жил в беспокойную эпоху. Это было время постоянных перемен союзов, наёмников, переходивших на сторону противника без предупреждения, когда власть, просуществовав несколько недель, рушилась и сменялась новой.

В 1498 году Макиавелли появился на государственной службе, как секретарь и посол, был включён в Совет, ответственный за дипломатические переговоры и военные дела.

В 1513 году Макиавелли оказался в опале, был обвинен в заговоре и арестован. Но он отвергал свою причастность к заговору, и, в конечном счете, был освобожден. Он удалился в свое поместье около Флоренции и начал писать трактаты, которые и обеспечили ему место в истории политической философии.

Исторически Макиавелли принято изображать тонким циником, считающим, что в основе политического поведения лежат выгода и сила, и что в политике следует опираться на силу, а не на мораль, которой можно и пренебречь при наличии благой цели: «Горе тому, кто умножает чужое могущество, ибо оно добывается умением и силой, а оба эти достоинства не вызывают доверия у того, кому могущество достается»[1].

В работе «Государь» Макиавелли рассматривает государство как политическое состояние общества: отношение властвующих и подвластных, наличие соответствующим образом устроенной, организованной политической власти, учреждений, законов.

Макиавелли один из немногих деятелей эпохи Возрождения, кто в своих работах затронул вопрос о роли личности правителя. Он считал, исходя из предметов или явлений материальной культуры современной ему Италии, страдавшей от феодальной раздробленности, что лучше сильный, пусть и лишенный угрызения совести, государь во главе единой страны, чем соперничающие удельные правители. Таким образом, Макиавелли поставил в философии и истории вопрос о соотношении моральных норм и политической целесообразности.

На первый взгляд "Государь" является своеобразным руководством по управлению государством. Но также "Государя" можно считать хорошим практическим трудом, - он обобщает опыт прошедших веков и современные ему политические события, содержит оригинальные выводы и полезные рекомендации опытного практика, специалиста в своём деле.


Власть как феномен и его трактовка в эпоху Возрождения

Центральные места в политических науках отведены государству, власти и властным отношениям. Объяснить однозначно, что такое власть трудно, так как власть проявляется в нашей жизни в различных аспектах.

Придерживаясь в реферате всё же политической стороны понятия власти, обратимся к политическому энциклопедическому словарю, где мы встретим такое определение: “Власть — центральное, организационное и регулятивно–контрольное начало политики; одна из важнейших и наиболее древних проблем политического знания, литературного и изобразительного творчества; проблема культуры общества и конкретной жизни человека”.

Существует несколько трактовок власти. В одной из них под властью понимают отношения между социальными субъектами. Она появляется именно там, где существуют отношения. Нет отношений — нет власти. То есть власть означает отношения зависимости между людьми.

Власть является одним из фундаментальных начал человеческого общества. Оно существует везде, где есть устойчивые объединения людей: в семье, производственных коллективах, организациях и учреждениях, во всём государстве.

В эпоху европейского Возрождения происходит становление ранней буржуазной политической идеологии, направленной против теории и практики феодализма. Освобождение политической мысли от средневекового религиозного мировоззрения связано с формированием новых методов познания государства, политики, общества.

В работе «Государь» Николо Макиавелли рассматривает государство как политическое состояние общества: отношение властвующих и подвластных, наличие соответствующим образом устроенной, организованной политической власти, юстиции, учреждений, законов. Он называет политику «опытной наукой», которая разъясняет прошлое, руководит настоящим и способна прогнозировать будущее. Он считал, что в основе политического поведения лежат выгода и сила, в политике следует опираться на силу, а не на мораль, которой можно и пренебречь при наличии благой цели.

Он ввел новый политический термин - stato - "государство". Государство в теории Макиавелли означает политическое состояние общества, которое есть результат борьбы сословий - аристократии (дворянства) и народа. Важным компонентом государства является политическая власть, выражающаяся в способности правящих лиц принудить управляемых к повиновению. Формы государства Макиавелли рассматривал в зависимости от числа правящих лиц (единовластие, правление немногих и правление всего народа). Он справедливо полагал, что становление форм государства зависит от многих факторов: экономических, военных, территориальных и других. Особое внимание Макиавелли уделял психологическим аспектам политики и формированию правил политического искусства. Существуют два способа действия для достижения целей: путь закона и путь насилия. Первый способ — способ человеческий, второй — диких животных. Государи должны уметь пользоваться обоими способами.

Макиавелли освобождает политику от принципов морали. Известно, что именем Макиавелли («макиавеллизм») называется политика, основанная на культе грубой силы, пренебрежении нормами морали. Самоуверенность, смелость и гибкость — вот от чего зависит успех политики, по мнению Макиавелли. При рассмотрении форм государственного устройства он отдает предпочтение республике, а не монархии. Единовластие необходимо при создании и реформировании государств, а республиканское правление является лучшим для поддержания государственной власти.

Рассматривая политику применительно к конкретному обществу, Макиавелли отмечает большое влияние на нее борьбы противоположных классов: простого народа и элиты, имущих и неимущих. Из соотношения борющихся в обществе сил он выводит и конкретные формы государства. Он предпочитает умеренную республику или «смешанную форму государства», в которой сочетается демократический, аристократический и монархический элементы власти. Однако Макиавелли принимает во внимание законность любой цели. Единственная цель, которая оправдывает безнравственные средства, это создание и сохранение государства.